Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение.
В современной международной обстановке ближневосточный регион является одним из наиболее нестабильных в мире, являясь своеобразным «яблоком раздора». Здесь постоянно возникают все новые и новые конфликты, обусловленные целым рядом факторов.
Стоит отметить, что подобное положение вещей во многом обусловлено не только сложной политической, этнической и религиозной ситуацией в самом регионе, но и его богатством (прежде всего, нефтью), важным стратегическим положением стран, в него входящим, а также историческими факторами. Все это способствует постоянному проявлению самого пристального внимания мировой общественности к Ближнему Востоку. Более того, на протяжении длительного времени многие страны мира ведут активную борьбу за повышение собственного влияния здесь, что в значительной степени усугубляется местными этно-религиозными конфликтами.
Необходимо также подчеркнуть, что далеко не все страны мира ведут вооруженную борьбу за повышение собственного влияния в регионе. Многие из них заинтересованы также в мирном урегулировании ситуации здесь и установлении прочного и стабильного политического и экономического климата. При этом, действий традиционной международной дипломатии, а также дипломатии отдельных стран (как участвующих или же заинтересованных в конфликте, так и наблюдателей-миротворцев) зачастую бывает крайне недостаточно.
Как правило, в современном мире для решения конфликтов, имеющих широкий международный резонанс и значимость, привлекаются различные общественные и религиозные организации.
В этом смысле весьма актуальна и интересна, с исследовательской точки зрения, миротворческая деятельность Русской Православной Церкви. Стоит оговориться, что данное направление деятельности РПЦ имеет традиционный характер и является самостоятельным выбором, а не подчинено государственному направлению политики на Ближнем Востоке.
Вместе с тем, в ближневосточной политике Российской Федерации и Русской Православной Церкви наблюдается определенное единодушие, обусловленное совпадением интересов и мнений. При этом, действия представителей РПЦ на данном направлении имеют большую значимость во всем миротворческом процессе в регионе, в значительной степени способствуют улучшению здесь обстановки и принятия решений, отвечающих российским интересам.
Таким образом, тема миротворческой деятельности Русской Православной Церкви имеет колоссальную значимость и актуальность на современном историческом этапе.
Вместе с тем, необходимо отметить огромный интерес рассматриваемых вопросов и с точки зрения исторического исследования. Здесь необходимо отметить, что исторически миротворчество было и остается основной и наиболее важной деятельностью РПЦ, а миротворчество в ближневосточном регионе – одним из главных его направлений.
Подобное положение вещей сохранялось на протяжении довольно длительного времени, а в связи с новым обострением ситуации на Ближнем Востоке в конце XX-начале XXI века и особую значимость региона в новой системе международных отношений, вполне закономерна и активизация деятельности РПЦ на данном направлении. Однако, в настоящее время миротворчество Русской Православной Церкви в рассматриваемом регионе имеет ряд особенностей и черт, появившихся только недавно. Таким образом, рассмотрение современного этапа миротворчества РПЦ на Ближнем Востоке представляется весьма интересным с точки зрения его эволюции и развития в предшествующий период.
Главной целью данной работы является комплексное исследование миротворческой деятельности Русской Православной Церкви на Ближнем Востоке, в связи с политикой Российской Федерации в регионе на рубеже XX-XXI веков. Достижение указанной цели предполагает решение ряда исследовательских задач.
Прежде всего, необходимо проанализировать теоретические общие обоснования миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, а также в Ближневосточном регионе. Для этого необходимо дать определения центральным понятиям заявленной темы, в соответствие с вероучительными и догматическими сочинениями и определить догматические понятия, из которых исходят деятели Московской Патриархии в своем миротворчестве.
Кроме того, необходимо также проанализировать действующую социальную концепцию РПЦ, а также ряд других основополагающих документов для решения задачи выявления основных направлений социального служения РПЦ, а также места и роли в нем миротворчества. Необходимо также рассмотреть исторические традиции деятельности РПЦ в регионе, а также обоснования особого внимания к нему, и ее роли в миротворческом процессе на Ближнем Востоке.
Для достижения поставленной цели необходимо также проанализировать миротворческую деятельность Русской Православной Церкви в Ближневосточном регионе. В связи с этим необходимо выявить приоритетные направления миротворческой деятельности в послевоенный период и определить в нем роль Ближнего Востока; проанализировать миротворческую деятельность в связи с ситуацией, сложившейся вокруг Ирака после сентября 2001 года, а также в ходе палестино-израильского конфликта, как одного из главных направлений миротворческой деятельности РПЦ.
Необходимо выявить соответствия между позицией Церкви и официальной позицией России по вопросам в контексте событий в Ираке после сентября 2001 года, определить степень вовлеченности РПЦ в миротворческий процесс на данном направлении, а также провести анализ принципиальной позиции Русской Православной Церкви в связи с иракской проблемой, а также степень ее изменчивости.
В ходе исследовательской работы проводится также подробный анализ палестино-израильского конфликта, посредством чего выявляются основные факторы, определяющие миротворческую деятельность Московской Патриархии на данном направлении, выявляются основные направления миротворческой деятельности в ходе указанного конфликта, а также определение направлений сотрудничества государства и церкви.
Объектом данного исследования является миротворческая деятельность Московской Патриархии на рубеже XX-XXI веков, а предметом в данном случае выступает миротворчество РПЦ на Ближнем Востоке в контексте ближневосточной политики Российской Федерации.
Всесторонний анализ предмета исследования предполагает изучение ряда историографических комплексов.
К первому из них относятся работы представителей Православной Церкви по вопросам миротворчества, который представлен трудами Заболотного Н. А.1, митрополита Кирилла2, Кожи А.3, Осипова А.4, Савинова С.5 и ряда других6.
Предметами исследования названных авторов были: богословские обоснования миротворческой деятельности РПЦ, место миротворчества в деятельности Русской Православной Церкви с момента ее основания и на современном этапе, основные направления миротворчества РПЦ, а также методы миротворческой деятельности Московской Патриархии.
Указанные работы основаны на целом комплексе источников: Священном Писании, источниках богословского характера (сочинения ведущих православных богословов), а также официальных заявлениях и речах представителей РПЦ.
Следует отметить, что указанные работы содержат в себе целый ряд важных, в контексте исследуемой темы, выводов. Среди них наибольшее значение имеют: вывод о том, что миротворческая деятельность Русской Православной Церкви основана на догматических основах Священного Писания7; миротворчество РПЦ изменяется с течением времени под влиянием политической обстановки в мире, но, вместе с тем, остается неизменной в своей основе8. Кроме того, исследователи отмечают, что в основе миротворческой деятельности РПЦ лежит установка на установление мира на Земле и распространение принципов братства и человеколюбия9; миротворческая деятельность является основной деятельностью РПЦ10; миротворческая деятельность РПЦ не ограничивается лишь международной деятельностью, но и подразумевает борьбу а мир между гражданами отдельных стран, людьми разных национальностей и религий11.
Несмотря на обширность и разносторонность исследований первого, из представленных историографических комплексов, необходимо отметить, что в контексте данного дипломного исследования, они имеют довольно ограниченный характер. Речь здесь идет о том, что в указанных работах не затронуты (или же присутствуют в крайне малой степени) вопросы о взаимоотношениях РПЦ и государства в контексте международной политики последней, а кроме того, в представленных исследованиях авторы, в большей степени, сосредоточили свое внимание на богословской, теоретической стороне вопроса.
Во второй историографический комплекс входят работы по взаимоотношениям СССР (РФ) и РПЦ. Сюда входят работы следующих авторов: Еремин А. В.12, Каширина Т. В.13, Согрин В.14, Таратынов Д.15, Цыпин В.16, Шкаровский М. В.17 и другие18.
Предметами исследования указанных авторов являлись: позиция Российской Федерации по ближневосточному направлению внешней политики; степень схожести позиции РФ и РПЦ по вопросам ближневосточного урегулирования; роль РПЦ в миротворческом процессе в регионе; направления сотрудничества Русской Православной Церкви и государства.
Названные выше авторы в своих работах основывались на документах международного права, регулирующих взаимоотношения России с другими странами, Социальной концепции РПЦ, официальных заявлениях представителей международного сообщества, России и Русской Православной Церкви.
В результате проведенных исследований, их авторы приходят к весьма интересным и важным, в контексте рассматриваемых вопросов, выводам. Так, в результате анализа отношений церкви и государства в нашей стране на протяжении XX века, делается вывод об их крайней неравномерности и непостоянстве19. Кроме того, именно на протяжении XX века складываются основные направления миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, среди которых одну из ключевых позиций занимает миротворчество на Ближнем Востоке20.
Важное значение имеет также вывод о том, что внешнеполитические ориентиры Российской Федерации и Русской Православной Церкви по многим позициям совпадают друг с другом на протяжении последних 10 лет21. Немаловажным является и то, что в последние 10 лет российское государство предпринимает активные действия по защите собственности РПЦ в зоне конфликтов на Ближнем Востоке, и, в первую очередь, в зоне палестино-израильского конфликта22. Вместе с тем, РПЦ также ведет активную работу в поддержку и помощи РФ в мирном урегулировании в ближневосточном регионе23.
Тем не менее, стоит заметить, что в указанном историографическом комплексе крайне недостаточно специальных исследований по вопросам миротворческой деятельности РПЦ на Ближнем Востоке на рубеже XX-XXI. Чаще всего указанные авторы затрагивают данные проблемы лишь частично, не проводя полноценного исследования предмета данной дипломной работы. Практически все они имеют слишком узкую направленность и ограничиваются лишь предметом собственного исследования, которые, как правило, отражают отдельные аспекты указанной темы. В них практически не затрагиваются вопросы генезиса отношений церкви и государства по ближневосточному урегулированию на рубеже XX-XXI веков, а также совместных государственно-церковных миротворческих акций в регионе.
К третьему историографическому комплексу в контексте названной темы, следует отнести общие работы по истории и международным отношениям, а также сообщения различных агентств новостей. Среди них необходимо выделись следующих авторов: Верт Н.24, Клименко Б. М.25 и др26; а также сообщения ведущих агентств новостей России: Информационный Бюллетень. ОВЦС МП27, РИА-Новости28 и др29.
Основными предметами исследований указанных авторов и сообщений ст
3,000 руб.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава I. Предпосылки миротворческой деятельности РПЦ на Ближнем Востоке…………………………………………………………………………………17
§ 1. Понимание мира и миротворческих акций в вероучительных и догматических сочинениях………………………………………………………………………………17
§ 2. Миротворчество как социальное служение в документах церкви……………………………………………………………………………………38
§ 3. Исторические основания миротворчества РПЦ на Ближнем Востоке…………………………………………………………………………………49
Глава II. Основные направления миротворческой деятельности РПЦ на Ближнем Востоке……………………………………………………………………..57
§ 1. Складывание основных направлений миротворческой деятельности Церкви во второй половине ХХ в……………………………………………………………57
§ 2. Основные миротворческие акции в связи с ситуацией вокруг Ирака…………………………………………………………………………………… 65
§ 3. Основные миротворческие акции в ходе арабо-израильского конфликта……………………………………………………………………………… 73
Заключение……………………………………………………………………………..91
Список источников и литературы…………………………………………………97
3,000 руб.
Заключение.
Подводя итог проведенного исследования, следует отметить, что все рассмотренные вопросы позволили довольно подробно изучить его предмет и сделать ряж немаловажных выводов.
В ходе работы были поставлен и выполнен целый ряд исследовательских задач. Прежде всего, были проанализированы теоретические общие обоснования миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, в мире и в Ближневосточном регионе. Были даны определения центральным понятиям заявленной темы, на основе вероучительных и догматических сочинений, определены догматические понятия, из которых исходят деятели Московской Патриархии в своем миротворчестве.
Была проанализирована действующая социальная концепция РПЦ, а также ряд других основополагающих документов с целью выявления основных направлений социального служения РПЦ, а также места и роли в нем миротворчества. На основе выступлений, речей, посланий, и д.п. представителей РПЦ, а также официальных документов по итогам различного рода конференций, встреч и т.д. деятелей Московской Патриархии были рассмотрены исторические традиции деятельности РПЦ в регионе, а также обоснования особого внимания к нему, и ее роли в миротворческом процессе на Ближнем Востоке.
Таким образом, в результате обширной исследовательской работы, проведенной в первой главе представленной дипломной работы, были сделаны некоторые выводы.
В первую очередь в результате стало вполне очевидно, что миротворчество Русской Православной Церкви с самого ее основания было важнейшим элементом ее деятельности, более того – в определенной степени, именно миротворчество являлось смыслом существования церковной организации. Данное утверждение основано, в частности на том, что работы православных богословов и само Священное Писание не просто дают основания подобной деятельности, но и позиционируют ее как одну из основных задач самого существования Церкви.
Следует также подчеркнуть, что современные миротворческие инициативы и способ их воплощения в жизнь закреплены в социальной концепции Русской Православной Церкви, где отражены общие положения социальной деятельности церкви в рамках государства, а также за его пределами. Здесь же сформулированы те области сотрудничества государственных и церковных структур, которые требуют их совместных инициатив и действий, и где не обойтись без подобного сотрудничества.
Необходимо сказать, что основные направления совместной работы церкви и государства обозначены также и в ряде других документов РПЦ. При этом следует отметить, что во всех изученных источниках одно из ключевых положений занимают вопросы соработничества именно в области миротворчества.
Важно отметить, что указанные документы основаны на принципиальных положениях ведущих богословов Русской Православной Церкви, христианства и Священного Писания, однако, при их составлении и принятии, представитель МП руководствуются также изменениями политической обстановке. Следует оговориться при этом, что указанные изменения влияют на установки миротворчества лишь по частным моментам (направлениям деятельности, приоритетам миротворчества настоящего времени и т.д.). Однако средства и способы миротворчества, как и его ключевые направления, остаются неизменными, где одно из ключевых мест занимает ближневосточное урегулирование.
Особая роль ближневосточного региона в миротворчестве РПЦ обусловлена многими историческими факторами (защита и покровительство защите и доступности важнейших христианских святынь, находящихся в регионе; исторически сложившаяся общность русского народа с рядом народов, проживающих на Ближнем Востоке и т.д.).
Однако, обоснования миротворчества и приоритета данного направления не ограничиваются лишь традиционными историческими отношениями и в своей основе содержат также традиционное стремление РПЦ к установлению мира на Земле, объединению народов. Таким образом, вследствие того, что именно данный регион во многом является своеобразной «бомбой» постоянно подрывающей спокойствие в мире, вполне закономерно, что именно он стал одним из главных направлений миротворческой деятельности Московской Патриархии.
Стоит также еще раз подчеркнуть, что мирные инициативы и миротворческая деятельность на Ближнем Востоке имеют особенное значение, поскольку ситуация на Ближнем Востоке влияет на общемировую обстановку, что обусловлено целым рядом факторов.
Таким образом, представители Русской Православной Церкви вносят весомый вклад в деле урегулирования ситуации в регионе. При этом, в совокупности с богословскими обоснованиями миротворчества РПЦ и ее социальной концепции, приоритет в направлении миротворческого процесса в ближневосточном регионе становится весьма очевидным..
На основании уже указанных выше источников (речей, выступлений, официальных документов Русской Православной Церкви), а также официальных документов и заявлений государственной власти Российской Федерации, была подробным образом проанализирована миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в Ближневосточном регионе.
В ходе данного анализа выявлены приоритетные направления миротворческой деятельности в период после 1945 года и определена в нем роль Ближнего Востока; проанализирована миротворческую деятельность в связи с ситуацией, сложившейся вокруг Ирака после сентября 2001 года, а также в ходе палестино-израильского конфликта, как одного из главных направлений миротворческой деятельности РПЦ.
Помимо прочего, анализ заявлений представителей мировой общественности и различных конфессий дали возможность выявить точки соприкосновения позиций Московской Патриархии и официальной позицией России по целому ряду вопросов. В частности, речь здесь идет о ситуации вокруг Ирака, сложившейся после сентября 2001 года. В ходе исследования была определена степень вовлеченности РПЦ в миротворческий процесс на данном направлении, а также проведен анализ принципиальной позиции Русской Православной Церкви в связи с иракской проблемой и выявлена степень ее изменчивости.
Кроме того, как было отмечено выше, проблемы в зоне палестино-израильского конфликта была выявлена в качестве одного из приоритетных направлений миротворческого процесса со стороны Русской Православной Церкви. В ходе работы был подробно изучен сам палестино-израильского конфликт, благодаря чему, стало возможным выявление основных факторов, определяющих миротворческую деятельность Московской Патриархии в русле данного конфликта, основные направления миротворческой деятельности в его ходе, а также определение линий сотрудничества государства и церкви.
В результате стало возможным сказать о том, что миротворчество в Ближневосточном регионе издавна является одним из определяющих направлений деятельности Русской Православной Церкви, что обусловлено не только политическими событиями, но и всем историческим развитием РПЦ и России.
Стоит заметить, что в результате событий последних двадцати лет стало очевидным, что достижение мира в на Ближнем Востоке возможно только при сотрудничестве и совместных усилиях церкви и государства. Важно подчеркнуть, что потребность в подобном сотрудничестве обусловлена не только миротворческими традициями, сложившимися в последнее время и особенностью мировой политической ситуации. В первую очередь, указанное сотрудничество необходимо в силу особенностей вооруженных конфликтов на данной территории, а также нахождением здесь целого ряда Святых для представителей самых различных религий мест.
Как уже было отмечено выше, богатейший ближневосточный регион является предметом постоянных переделов сфер влияния в нем со стороны ведущих стран мира, напрямую заинтересованных в его нефтяных ресурсах. Данное обстоятельство не только обусловливает постоянное внимание к региону, но и вызывает многочисленные попытки со стороны сильнейших стран установить контроль над этой богатейшей территорией.
Таким образом, тенденция, наметившаяся в последние десятилетия, которая может быть охарактеризована как игнорирование основных демократических свобод, мнения религиозных представителей, а также самих законов морали со стороны Соединенных Штатов, стремления их к утверждению собственного, безоговорочного влияния на столь богатой ресурсами и стратегически важной территории, вызывает беспокойство всего мирового сообщества. Особенно остро сложившуюся ситуацию воспринимают представители разных религиозных конфессий, в том числе и РПЦ.
Тем самым, все указанные обстоятельства способствовали и обусловили особенное положение ближневосточного направления миротворческой деятельности Московской Патриархии, а также все усиливающимся усилиям с ее стороны по установлению мира и спокойствия на Ближнем Востоке.
Подводя итог всему проведенному исследованию, необходимо сделать ряд немаловажных и перспективных выводов.
Прежде всего, необходимо отметить, что миротворческая деятельность Русской Православной Церкви складывалась на основе Священного Писания с самого начала ее основания. С этого же времени ближневосточный регион, исторически являлся одним из приоритетных направлений ее миротворчества.
Значительно усугубившаяся здесь ситуация в последние десятилетия, а также изменения отношений между государственной властью и РПЦ, способствовали установлению прочных связей Московской Патриархии и представителей российского государства в деле миротворчества.
При этом, в силу наибольшей напряженности и важности как для самой Русской Православной Церкви, так и в политическом отношении, наибольшее значение здесь приобрели «горячие точки» Ближнего Востока – ситуация вокруг Ирака и палестино-израильского конфликта.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на тесное взаимодействие и соработничество РФ и РПЦ по установлению мира в указанных регионах Ближнего Востока, в своих усилиях они исходят из разных установок.
Здесь стоит сказать, что в своих мирных инициативах на Ближнем Востоке, Российская Федерация исходит из геополитической и стратегической важности данных территорий, ставших объектом открытой экспансии со стороны США и стремиться усилить собственный авторитет не только в Ближнем Востоке в целом (или же отдельных его странах), но и в глазах всего мирового сообщества, как сильной страны, способной стать гарантом стабильности и результативности мирных инициатив во всем мире.
При этом Русская Православная Церковь в своем миротворчестве исходит из того, что именно на данных территориях расположены Святые Места для православных всего мира и установление здесь мира способно не только значительно поднять ее авторитет в мире, но и дать к ним доступ паломникам всего мира. Кроме того, претензии со стороны американской администрации к господству в регионе (и в мире) напрямую противоречит основам православного учения о равенстве всех народов и невозможности преобладания одного над другим. Тем самым, курс США на занимание лидирующих позиций в мире не отвечает интересам не только РПЦ, но и всей России. Помимо этого, в миротворчестве РПЦ в регионе также определяющим является традиционное устремление к установке мира и прекращения войн на Земле.
Таким образом, несмотря на разность установок и исходных принципов миротворческих инициатив на Ближнем Востоке со стороны церкви и государства, конечные их цели, тем не менее, в целом совпадают. Все это дает прочную основу для дальнейшего их взаимодействия по указанным направлениям и расширению совместных усилий по установлению здесь прочного мира.
Тем самым, новизна проведенного исследования заключается в подробном анализе самых различных сторон миротворческой деятельности Московской Патриархии на Ближнем Востоке в кон&
3,000 руб.
Список источников и литературы.
Источники:
1. Алексий II. Рождественское послание./ Журнал Московской Патриархии. 2001, № 1. С. 6-7.
2. Библия. Ветхий и Новый Завет: В русском переводе с параллельными местами. Сергиев Посад; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – 1525 с.
3. Епископ Игнатий Брянчанинов, Сочинения. Т. I, СПб, 1905. – 413.
4. Изберите жизнь./ Журнал Московской Патриархии». 1979, №6. С. 32.
5. Из выступления митрополита Кирилла, председателя ОВЦС Московского Патриархата./ Наука и религия.2004., № 4. С. 2-3.
6. Из выступления Патриарха Алексия II при открытии VIII Всемирного Русского Народного Собора./ Наука и религия. 2004, № 4. С. 2.
7. Итоговый документ конференции «Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра»./Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ИБ ОВЦС МП). 2000, №10. С.29-30.
8. Коммюнике Всеправославного научного симпозиума «Свидетельство Церкви в третьем тысячелетии», Иерусалим,11-19 июня 2000 года./ ИБ ОВЦС. 2000, №7. С. 35-37.
9. Концепция внешней политики России. / http://dvabop.narod.ru/docum/kvp/kvp.htm
10. Обращение Патриархи Алексия II к законодателям./Журнал Московской Патриархии. 1995, № 5. С. 23-24.
11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви./Наука и религия. № 12, 2000. С. 2-3.
12. Патриарх Алексий. Слова, речи, послания (1948-1954). Т. II. М.,1954.
13. Поместный Собор Русской Православной Церкви: материалы. М.; Изд.-во Московской Патриархии, 1990.-578 с.
14. Послания Синода Русской Православной церкви от 27 декабря 1995г. под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II./Журнал Московской Патриархии.1996, №13. С.12.
15. Реакция православного сообщества на обстановку вокруг храма Рождества Христова в Вифлееме./ ИБ ОВЦС. 2002, №4. С. 38.
16. Россия в Святой Земле: Документы и материалы./Архив внешней политики Российской империи; Императорское православное палестинское общество; Институт рос. истории РАН. Т.II. М.; Международные отношения, 2000. –744.
17. «Русская Церковь и Святая Земля: духовные связи, забота о мире». Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата на конференции «Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра»./ ИБ ОВЦС МП. 2000, №10. С. 21.
18. Святой Григорий Нисский. О совершенстве./ Творения. Ч.VII.М.,1868.
19. Святой Григорий Нисский. Творения. Ч. II. М., 1861.
20. Святой Иоанн Златоуст. Творения. Т.XI. СПб, 1905.
21. Филарет, митрополит Минский и Белорусский. Межрелигиозная миротворческая деятельность Русской Православной Церкви./ Журнал Московской Патриархии. 1985, №3. С. 15-17.
22. Флоренский П. Понятие Церкви в Священном Писании./Богословские труды. Сборник 12. М., 1974.
23. Флоренский П. Столп и утверждения Истины. М.; Путь, 1914. – 587 с.
24. Шестая Ассамблея Всемирного Совета Церквей. Заявление по правам человека./ Журнал Московской Патриархии. 1987, № 5. С. 47.
Литература:
1. Ближний Восток.// Большая Советская Энциклопедия. Т. III. / Под Ред. Прохорова А. М. М.; Сов. Энциклопедия, 1970.- 640 с.
2. В Вифлееме израильскими войсками занято здание, принадлежащее Русской Православной Церкви./ ИБ ОВЦС. 2002, №4. С. 35.
3. В вихре совершающихся перемен./ Наука и религия. 2000, №8. С.2-3.
4. Верт Н. История советского государства 1900-1991. М.; Весь мир, 1992. - 544 с.
5. В Хайфе осквернен православный храм./ ИБ ОВЦС. 2002, № 7. С. 95-96.
6. Дипломатический словарь./ Под ред. А. А. Громыко. Т.I. М.; Политиздат, 1984. – 750 с.
7. Еремин А. В. Государственно-церковные взаимоотношения в контексте состояния внутрицерковной организации РПЦ в современной России./ Тезисы докладов 9-й конференции молодых ученых. Ярославль. 2002. С. 9-10.
8. Заболотный Н. А. Развитие мира в богословском отражении. / Журнал Московской Патриархии. 1976. № 7. С. 55.
9. «За други своя: Русская Православная церковь и Великая Отечественная война» (конференция в Москве). / Наука и религия. 2005, № 5. С. 6-9.
10. Известия, 03.04.2002.№ 57.
11. Информационный Бюллетень. ОВЦС МП. 2001, .№ 1 С.40.
12. Информационный Бюллетень ОВЦС МП. 2001, № 5. С.104.
13. Католическая Информационная Служба «AGNUZ»http://www.agnuz.info
14. Каширина Т. В. США и Россия: внешнеполитические установки администрации Б. Клинтона. / Актуальные проблемы истории: XIX-XX вв. М., 1998. С. 39-40.
15. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Церкви нужна перестройка./ Новое время. 1989, № 36. С. 42-43.
16. Киселев А. Ф. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995). М.; ВЛАДОС, 1996.- 600 с.
17. Клименко Б. М. Демилитаризация и нейтрализация в международном праве. М.:ИМО,1963.- 320 с.
18. Кожа А. Миротворчество Русской Православной Церкви./Тысячелетие крещения Руси - международная церковно-историческая конференция. Киев, 21-28 июля 1986 г. Материалы. М, 1988. С. 305-313.
19. Локальные войны: история и современность./ Под ред. И. Е. Шаврова. М.; Политиздат, 1981. - 304 с.
20. Международный форум» За безъядерный мир, за выживание человечества» Москва, 14-16 февраля, 1987 г. Отчеты о работе дискуссионных групп./ Журнал Московской Патриархии.1987, №5. С.47.
21. Мэр Нью- Йорка защищает права РПЦЗ на участок в Иерихоне. / ИБ ОВЦС. 2000, №2.С.42.
22. На пути к свободе совести. М.; Прогресс, 1989. – 246 с.
23. НГ- религии: Приложение к «Независимой газете». 2001, № 23 (14 декабря). С. 5.
24. Осипов А. И. Миротворчество как исполнение воли Божьей в наше время в свете Нагорной проповеди. Миккели, 1986.-158 с.
25. Осипов А. Христианство на пути к экумене служения и ответственности за мир./ Журнал Московской патриархии. 1976. № 7 С. 55.
26. Отношение христианства к науке, государству и культуре по взгляду православного христианина. М, 1997./ Печатается по изданию: Екатеринослав, 1898. Цензор М. Знаменский.- 128 с.
27. Парламентская Ассамблея Совета Европы осудила превращение церковных зданий на Святой Земле в арену боевых действий./ ИБ ОВЦС. 2002, №7. С. 93.
28. Патриарх духовного возрождения России./ Наука и религия. 2005,№8. С. 30-31.
29. Православие. Ru., сообщение от 24.02.2002. http://www.pravoslavie.ru
30. Православие. Ru, сообщение от 05.04.2002.http://www.pravoslavie.ru
31. Православие. Ru., сообщение от 12.04.2002.http://www.pravoslavie.ru
32. Православие. Ru., сообщение от 04.01.2001.http://www.pravoslavie.ru
33. Речинский С. Православие и новый крестовый поход./ Официальный сервер УПЦ «Православие в Украине». http://archiv.orthodoxy.org.ua/page-311.html
34. РПЦ вступилась за Ирак. /29.03.2002 РИА "Новости"
35. РПЦ-Ирак: мысленно вместе. /01.04.2002 РИА "Новости"
36. Русское православие на пороге третьего тысячелетия./Наука и религия. 2000, № 12. С. 2-3.
37. Русская Православная Церковь в новом тысячелетии./Наука и религия. 2004, № 11. С.2-6.
38. Савинов С. Призваны к одной надежде в союзе мира./Журнал Московской Патриархии.1996, №12. С.12-22.
39. Святейший Патриарх Алексий II направил специальное послание Президенту США Уильяму Клинтону. / ИБ ОВЦС.- 2000.- №2.- С. 42-43.
40. Святейший Патриарх встретился с Ясиром Арафатом. / ИБ ОВЦС.- 2000.- № 11. С. 57.
41. Сербский Патриарх выразил свою позицию по отношению к Русской Православной Церкви Заграницей. / ИБ ОВЦС.-2000.-№3.- С. 51.
42. Согрин В. Политическая история США XVII-XX вв. М.; Весь мир, 2001. – 389 с.
43. Стивен Уолт. Доброе слово о внешней политике Клинтона./ Россия-США- мир. Т. V. 2000, № 2. С. 45-50.
44. Таратынов Д. Роль России в процессе ближневосточного урегулирования. / Современные международные отношения и внешняя политика России. СПб.; Питер, 2004. С. 44-50.
45. Участок в Иерихоне возвращен законному владельцу – Русской Православной Церкви./ ИБ ОВЦС. 2000, №1. С.34.
46. Фери вон Лилиенфельд. Дискуссия по докладам./ Тысячелетие крещения Руси - международная церковно-историческая конференция. Киев, 21-28 июля 1986 г. Материалы. М.; Изд-во Московской Патриархии, 1988. С. 33.
47. Хану Т. Кампури. Русско-финский диалог о миротворчестве./ Тысячелетие крещения Руси - международная церковно-историческая конференция. Киев, 21-28 июля 1986 г. Материалы. М .; Изд-во Московской Патриархии, 1988. С. 314-317.
48. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1991. М.; Изд.-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – 831 с.
49. Человек и человечество в новом столетии. / Наука и религия. 2001, № 8. С. 2-5.
50. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.; Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999.- 400 с.
3,000 руб.