Введение
Особенности гендерной культуры и гендерных отношений активно изучаются в рамках различных наук – философии, культурологи, социологии, экономики, политологии и др. Большинство исследователей (Г.Н. Брант, Дж. Батлер, Д.В. Воронцов, И.А. Жеребкина, Е.А. Здравомыслова, Е.Ю. Мещеркина, С.А. Орлянский, И.Н. Тартаковская, И.С. Кон, С. Ушакин, Е.Р. Ярская-Смирнова, И.С. Клецина, Л.Н. Пушкарева и др.) отмечают, что изменения направлены, с одной стороны, на снижение поляризации и неравенства в отношениях мужчины и женщины в правовых, социальных, культурных и психологических аспектах, а с другой – на сохранение индивидуальности, самобытности, нетипичности, инаковости каждой личности и развитие толерантности как на личностном, так и на межличностном уровне.
Проблема изменения гендерных стереотипов и отношений затрагивает практически все стороны жизни и деятельности современного человека и может быть проанализирована в разных плоскостях, в связи с другими социальными проблемами и процессами. Причем каждый раз исследователь сталкивается, как показывают современные гендерные исследования в социологии, политологии, культурологии и психологии, с новым аспектом в изменении гендерных отношений.
Однако все уровни или ракурсы гендерной проблематики отражаются в плоскости психологических состояний и переживаний человека. И если жесткая биполярная модель отношений «мужское – мужчинам» и «женское – женщинам» в мировом и российском обществе расширяется, то процесс этот в первую очередь затрагивает саму личность: ее ценности, потребности и модели поведения. Процесс изменений происходит внутри конкретной личности, которая расширяет или подтверждает свои гендерные приоритеты.
Личность все больше приобретает возможность в реализации того типа гендерной идентичности, который является результатом ее индивидуального опыта, включающего не пассивное усвоение некоторых норм и требований гендерной роли, а творческое преобразование внутри личности. Причем в различных социальных, этнических, профессиональных, возрастных и других группах процесс конструирования и реализации гендерной идентичности наполнен своей спецификой.
В этом сложном современном процессе конструирования и реализации гендерной идентичности в условиях постоянно меняющихся гендерных ролей и статусов выделяется ряд особых психологических переживаний и кризисов личности, которые описываются в исследованиях как ролевой конфликт, проблема двойной идентичности, кризис маскулинности, повышение тревожности и чувства вины, страх потери / приобретения феминности, кризис несостоявшейся маскулинности и т.д. (О.А. Гаврилица, О.М. Здравомыслова, В.В. Знаков, М. Кауфман, В.А. Лабунская, Е.Н. Луковицкая, Н.К. Радина и др.). В общем виде данные психологические переживания личности определяются как кризис гендерной идентичности. Преодоление данного кризиса требует от личности развития особой психологической гибкости и умения осознанно подходить к реализации того гендерного ролевого репертуара, который задается средой.
Другими словами, личность должна найти те способы и механизмы, которые позволят ей не просто однажды решить для себя вопрос о гендерной идентичности, а реализовать гендерную идентичность в соответствии со своими потребностями, целями, интересами и смыслами в каждодневной и часто непредсказуемой практике взаимодействия с другими и миром.
Таким образом, возникает проблема реализации гендерной идентичности личности на разных этапах жизненного пути, в разных социокультурных средах и бытийных пространствах. Она в свою очередь актуализирует и определяет проблему исследования, заключающуюся в новом теоретическом осмыслении и эмпирическом изучении смысловых механизмов реализации гендерной идентичности личности, обеспечивающих преобразование внешних гендерных норм, образцов и ролей в индивидуализированный опыт личности и определяющих особенности и направления реализации гендерной идентичности в различных пространствах бытия личности.
Одной из фундаментальных проблем гендерной психологии является проблема социально-психологической адаптации личности к семейной жизни.
В связи с этим особую значимость приобретает исследование тех психических свойств, которые обеспечивают адаптацию субъекта к семье и успешность психического функционирования мужчины и женщины, то есть из удовлетворенность в браке. Анализ современного состояния проблемы социально-психологической адаптации позволяет выявить ряд ее аспектов, которые не являются пока разработанными в достаточной степени. К ним относятся, прежде всего, изучение ведущих компонентов социально-психологической адаптации, а также особенностей социально-психологической адаптации высоко- и низкорефлексивных личностей. Механизмы дезадаптационного влияния рефлексии в настоящее время очень слабо изучены. Таким образом, сочетание высокой теоретической и практической значимости проблемы социально-психологической адаптации и гендерной идентичности личности и ее недостаточной разработанности обусловливает актуальность ее исследования.
Объект исследования – семейные пары
Предмет исследования – влияние гендерной идентичности на удовлетворенность супругов браком.
Цель исследования – проанализировать влияние гендерной идентичности полов на их удовлетворенность в браке.
Задачи исследования:
1. Проанализировать гендерные группы как социально-психологический феномен, выделить особенности гендерной идентичности.
2. Обосновать проблемы социальной адаптации мужчин и женщин к семейной жизни.
3. Проанализировать влияние гендерной идентичности на удовлетворенность в браке.
4. Обосновать основные направления консультационно-профилактической по формированию адекватных супружеских отношений в браке.
Гипотеза исследования: гендерная идентичность супругов влияет на удовлетворенность браком, у супругов с адекватной гендерной идентичностью удовлетворенность браком выше, чем у супружеских пар с неадекватной идентичностью. Под адекватностью гендерной идентичности мы понимает соответствие распределения между супругами признаков маскулинности и фемининности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
– зарубежные и отечественные подходы к анализу идентичности, Я-концепции и самосознания личности, описывающие и выделяющие регулятивную функцию Self, смыслового ядра личности в качестве механизма согласования внутреннего и внешнего (Е. Гоффман, У. Джеймс, Ч. Кули, Д. Марсиа, X. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Э. Эриксон, Э. Гидденс, X. Ремшмидт, Б. Шефер, Б. Шледер, Э. Эриксон, В.С. Агеева, Н.В. Антонова, Т.С. Бараулина, Л.С. Выготский, М.В. Заковоротная, А.Н. Кимберг, О.Н. Павлова, А.К. Толмасова, В.А. Ядов и др.);
– гендерный подход, включающий теорию и методологию феминизма, социально-конструктивистские представления о развитии социально-психологического пола, разработанные в зарубежной и отечественной психологии.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические исследования, контент-анализ, экспертная оценка, статистическая обработка данных с помощью SPSS 8.
3,000 руб.
Заключение
Гендерная идентичность супругов оказывает огромное влияние на развитие супружеских отношений в браке, так как те или иные неудовлетворенные потребности (ролевые ожидания) супругов или, по крайней мере, одного из них часто являются причинами конфликтов и приводят к разводам. Серьезные конфликты или развод свидетельствуют о том, что в развитии брака наступила особая фаза, что между супругами образовалась дисгармония, а один из супругов блокирует или делает невозможным удовлетворение совместных потребностей. Чтобы научиться управлять конфликтом, нужно, прежде всего, научится управлять собственными эмоциями.
- Таким образом, можно говорить о том, что гендерная идентичность супругов оказывает огромное влияние на развитие супружеских отношений в браке, так как те или иные неудовлетворенные потребности (ролевые ожидания) супругов или, по крайней мере, одного из них часто являются причинами конфликтов и приводят к разводам. Серьезные конфликты или развод свидетельствуют о том, что в развитии брака наступила особая фаза, что между супругами образовалась дисгармония, а один из супругов блокирует или делает невозможным удовлетворение совместных потребностей. Чтобы научиться управлять конфликтом, нужно, прежде всего, научится управлять собственными эмоциями.
- Работа с расширенной семьей, в которую входят не только мать, отец и дети, но и другие близкие люди (бабушки, дедушки, дяди, тети и другие члены семьи, оказывающие влияние на ее жизнь и систему отношений).
- Работа с экосистемой. В процессе консультирования учитывается, включаются ли в качестве промежуточных переменных внешние контакты и социальные институты.
- К примеру, в кризисные периоды жизни нередко наблюдается алкоголизация главы семейства. В этом случае не имеет смысла работать лишь с самим главой семейства: алкоголизация часто лишь симптом, показатель семейного неблагополучия, наличия дисфункциональных семейных отношений. Дело в том, что алкоголь – это наркотик, вызывающий ощущение теплоты, безопасности и комфорта. В семье, где жены или излишне авторитарны, или холодно-сдержанны, алкоголь «замещает» многие функции, традиционно приписываемые семье (защищенность, доверие, тепло, близость). Кроме того, алкоголь часто становится для мужчины «домашним способом» хоть как-то расслабиться и уйти от жизненных проблем. Следовательно, необходимо рассматривать алкоголизацию как показателя недостатка эмоциональной поддержки и работать не только с самим пьющим супругом, но и с существующими семейными отношениями, правилами и убеждениями, содержанием поведения членов семьи по отношению друг к другу.
Какой бы вариант взаимодействия не избрал психолог для консультирования обратившейся за помощью семьи, важно, чтобы он опирался на позитивные ресурсы ее членов, стремился развить и поддержать лучшие чувства и способности родителей и детей. Только такой подход способен предотвратить тяжелые конфликты и нарушения.
3,000 руб.
Список литературы
1.Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с.
2.Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.
3.Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
4.Алешина Ю. Е. Специфика психологического консультирования// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 1994. - №1. – С.22-33.
5.Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 1985.-263с.
6.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум по психологии. – М.: МГУ, 1987. – 120с.
7.Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины //Вопросы психологии. – 1989. - №5. – С.80-88.
8.Альманах психологических тестов. – 2 изд. – М.: КСП, 1996. – 397с.
9.Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 1991.-527с
10.Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 1992. – 169с.
11.Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. – М.: Прогресс, 1990.-336с
12.Арокс Констанция. Развод: крах или новая жизнь? – М.: «Мирт», 1995.
13.Арутюнян М.Ю. Особенности семейного взаимодействия в городских семьях с различным распределением бытовых ролей: Дисс. ...канд. филос. наук. – М.,1984. – 185с.
14.Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М., 1994.
15.Белинская Е.П., Куликова И.В. Представления подростков о своем социальном будущем //Мир психологии. – 2000. - №4. – С.135-147.
16.Бельская Е. Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. – Обнинск: ИАТЭ, 1998. – 80 с.
17.Блазер А. Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход, - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 272 с.
18.Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.-175с
19.Борисова О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений //Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки. – Калинин, 1979. – С.88-94.
20.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
21.Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
22.Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
23.Васьковская С. В., Горностай П. П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи. – Киев: Вища шк., 1996. – 192 с.
24.Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия / Пер. с англ. А. Суворовой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 320 с. (Серия «Психология. ХХ век»).
25.Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 205 с.
26.Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 161 с.
27.Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Пер. с чешск. /Под ред. М.С.Мацковского. – М.: Прогресс. 1988. – 144с.
28.Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дисс. …канд. психол. наук. – Ленинград, 1979. – 141с.
29.Волкова И.А., Музыченко В.П. Лоскутное одеяло для одинокой женщины: Практический учебник одинокой женщины. – 2 изд. – М.: Мысль, 1993. – 238с.
30.Голод С.И. Будущая семья: какова она? – М.: Знание, 1990. – 63с.
31.Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. – Киев: Наукова думка, 1995. – 128 с.
32.Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
33.Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с.
34.Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. – М.: Профиздат, 1991.
35.Дмитриенко А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: Дисс. …канд. психол. наук. – Киев, 1989. – 177с.
36.Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208с.
37.Дымнова Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 1996. – 128с.
38.Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1996. - №1. – С.42 – 49.
39.Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44.
40.Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.
41.Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1997. - №3. – С.59 – 67.
42.Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей// Социологические исследования. Научный журнал. – 1995. - №7. – С.93 – 99.
43.Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с
44.Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования// Вопросы психологии. – 1993. - №5. – С.50-56.
45.Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. – Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с
46.Кернберг О. Отношения любви: Норма и патология. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. –256 с.
47.Ковалёв С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
48.Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СП-б, Речь, 2000
49.Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688с.
50.Минухин Сальвадор, Фишман Чарльз. Техники семейной терапии. Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 304 с.
51.Москвичева Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента: Дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 155с.
52.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 256 с.
53.Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
54.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
55.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х книгах. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е издание. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
56.Обозов Н. Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993.- 49 с.
57.Олисаева А.М. Этнопсихологические особенности социальных ролей в семье: Дисс. …канд. психол. наук. – СПб., 1999. – 193с.
58.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.
59.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие /Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: БАХРАХ, 1998. – 672с.
60.Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.
61.Сатир Вирджиния. Семейная терапия и NLP. –М.: Институт общегуманитарных исследований, 1999. – 180 с.
62.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.
63.Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990.
64.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
65.Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.
66.Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское, 1989.-80с.
67.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с..
3,000 руб.