Введение
Содержание
Заключение
Литература
Социальное обслуживание включает в себя всё то что получает пожилой и нетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления сверх пенсии. Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определённых видах социальной помощи. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.
Развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных предаётся в наше стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.
Пожилые люди и те, кто в скором времени перешагнёт соответствующий возрастной рубеж, отделяющий их от молодого и среднего поколения, связывают свои общественные ожидания и надежды с существенными переменами в сфере социального обслуживания. Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и внимания к старым людям, ветеранам, недостаточный учёт их объективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам - созданию в стране широкой системы социального обслуживания престарелых граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального обеспечения. Система социального обслуживания охватывает, в частности, медицинскую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами; трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание ; организацию досуга и т. д.
В 1995 году в России были приняты два федеральных закона, регламентирующих общие принципы предоставления социальных услуг и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. С формально-правовой точки зрения они не уступают аналогичным западным законам. В них подчеркивается необходимость обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг для пожилых людей, ориентация обслуживания на индивидуальные потребности и приоритет мер по социальной адаптации пожилых.
Можно добавить, что развитие социального обслуживания пожилых — важное достижение государства за последние годы. Ведь при социализме были пенсии и стационары (Дома престарелых), но с потерей способности к самообслуживанию пожилой человек уже не мог оставаться дома, если ему не помогали родственники или знакомые. Более того, случалось и до сих пор случается, что именно родственники инициируют переезд в стационар. Но сегодня у одиноких пожилых людей существует возможность получать социально-бытовые услуги на дому, как правило, два раза в неделю (покупка продуктов питания и лекарств, помощь в приготовлении пищи, помощь в уборке квартиры и т. д.). Если пожилой человек нездоров, его может в дополнение к социальному работнику обслуживать медицинская сестра, так что посещения могут быть ежедневными. Существуют социальные столовые и парикмахерские, оказывается натуральная помощь продуктами, одеждой и т. п. Во многих местах открылись отделения дневного пребывания, где пожилые люди получают комплексное обслуживание, от двухразового питания до концертов.
Управление и координацию деятельности по предоставлению социальных услуг осуществляют Центры социального обслуживания населения (ЦСОН), которые есть в настоящее время в каждом районном центре, а в крупных городах — в каждом районе.
Целью обслуживания на дому является создание условий, чтобы любой человек мог жить самостоятельно и независимо, в привычном социальном окружении. В основании такого определения легко просматриваются принципы самопомощи и взаимопомощи, уход от социалистического патернализма в сторону коммунитарной идеологии. На Западе считается, что всякая изоляция и создание «специальных мест проживания», даже с самыми благими намерениями, вo-первых, ограничивают права и свободы человека; во-вторых, закрывают возможности для развития и жизни в «обычном» обществе. Поэтому любой, самый комфортный Дом престарелых может рассматриваться как средство социального исключения. Но в России сами пожилые зачастую считают иначе, есть те, кто стремится попасть в стационар, поскольку там «буду жить на всем готовом, меня будут обслуживать». Конечно, в России, особенно провинциальной, много неблагоустроенного жилого фонда, и пожилым людям, особенно зимой, трудно справляться с хозяйством. Однако присутствует и явное предпочтение зависимой и пассивной позиции. Ей сопутствует и экстернальная направленность личности пожилого человека, склонного, как правило, возлагать ответственность за происходящее с ним на внешние факторы (окружающую среду, судьбу или случай).
Оптимальная модель отношений пожилых людей с обществом еще не найдена. Пожилые с трудом воспринимают социальные и культурные изменения и оказываются в числе уязвимых групп населения. Во многих случаях пожилые и их родственники даже не знают, куда обращаться по поводу своих проблем. Это говорит не столько об их ретроградных установках, сколько о плохой работе социальных служб по информированию населения. Даже в научных и учебных изданиях подчеркиваются биологические аспекты старения, связанные с физическим и психическим упадком личности, болезнями, концом жизни.
Особенно необходима серьезная дискуссия о том, как сделать социальное обслуживание пожилых эффективным, поскольку критерии эффективности во многих случаях действительно не вполне ясны. Ведь такое обслуживание должно принимать различные формы, когда речь идет, например, о людях с постепенно снижающейся способностью к самообслуживанию, что во многих случаях неизбежно. Или о хронических больных, которых можно лечить, но невозможно излечить и которым можно обеспечить повышение жизненного комфорта за счет возможности жить дома, а не в стационаре и т. д. Какова степень ответственности специалистов социальных работников за использованные общественные ресурсы в подобных случаях? В каких случаях профессиональные ресурсы могут быть заменены ресурсами сообществ или волонтеров, как организовать их взаимодействие? Как поддержать развитие семейного ухода, помочь родственникам пожилых людей и т. д.?
Таких вопросов, новых для российской практики социальной работы, можно сформулировать много. Ясно одно, что в период, когда социалистическое государство монопольно распоряжалось ресурсами общества, сложилось представление о том, что связка «право человека — обязанность государства» неразрывна. Но людям необходимо объяснять, на что реально они могут рассчитывать при существующих нормах налогообложения, длительности трудового стажа, возрасте выхода на пенсию, прогнозе «дожития» и т. п. Без такого гражданского просвещения и развития негосударственных форм обслуживания отказ государства от привычных социальных обязательств неизбежно будет вызывать протесты населения. В последние годы много написано о необходимости развивать взаимопомощь населения. Как показывает западный опыт, умение участвовать в делах друг друга (взаимопомощь) и принимать на себя ответственность даже за собственные дела (самопомощь) не дается людям от природы, этому тоже можно и нужно учить.
Цель исследования – сравнить эффективность социальной работы с пожилыми и престарелыми на дому и в интернате.
Объект исследования – социальное обслуживание пожилых и престарелых на дому и в интернате.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности социальной работы с пожилыми и престарелыми.
2. Изучить особенности социального обслуживания на дому и в интернате.
3. Оценить эффективность социальной работы с пожилыми и престарелыми на дому и в интернате.
3,000 руб.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальное обслуживание пожилых и престарелых
1.1.Особенности социальной работы с пожилыми
и престарелыми…………………………………………………………….8
1.2.Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей……….20
1.3.Социальное попечительство над пожилыми людьми………………28
Глава 2. Эффективность социальной работы с пожилыми
и престарелыми на дому и в интернате
2.1. Особенности социального обслуживания на дому………………...32
2.2. Особенности социальной работы с пожилыми
людьми в интернате………………………………………………………38
2.3. Оценка эффективности социальной работы
с пожилыми и престарелыми на дому и в интернате………………….49
Заключение………………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………….70
Словарь…………………………………………………………………….73
Приложение……………………………………………………………….75
3,000 руб.
С увеличением продолжительности жизни возрастает и период беспомощного существования старых людей с различными хроническими и психическими заболеваниями. Прогрессирование последствий хронических патологических процессов не всегда можно остановить с помощью новейших фармакологических средств.
Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи неспособны, взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи государственных социальных служб, а также на органы здравоохранения.
Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.
Среди пенсионеров по труду абсолютное большинство принадлежит пенсионерам по старости. Есть основания полагать, что в ближайшее время этот показатель будет колебаться в пределах 88 - 90% от числа пенсионеров по труду. Однако 75% пенсионеров все еще остаются вне сферы внимания и деятельности системы социальной защиты. Именно эти пожилые и старые люди не могут реализовать свои потребности в необходимой им социальной помощи, а то, что она им необходима, особенно при решении материальных и бытовых трудностей, не вызывает сомнения.
Социальная работа с пожилыми и старыми людьми, в той форме, в какой она сложилась в экономически развитых странах, в Российской Федерации стала развиваться с начала 90-х годов XX века, когда наше общество вплотную столкнулось с проблемами становления новых социально-экономических отношений. И, тем не менее, в России накоплен определенный опыт социальной работы с малоимущими и социально неблагополучными категориями пожилых и старых людей.
Главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать индивида, семью или общину с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации.
Выделим главные мысли нашего исследования.
Социальное обслуживание на дому — это один из основных видов социальной работы. Его основная цель — максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.
К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.
Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 месяцев). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности — не менее 120 пенсионеров и инвалидов.
Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также, проживающих в семьях, по душевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.
Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.
Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты, проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений. Характерно, что на протяжении длительного периода в стране сохранялось, по существу, одно и то же количество домов-интернатов при увеличении численности и доли престарелых.
Так, на начало 1975 года в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тысяч человек, а на начало 1991 года их было 877 и в них находилось 261 тысяча человек. Отчасти это связано с тем, что расширялась практика оказания социальной помощи на дому нетрудоспособным гражданам, но, вместе с тем, и строительство новых домов-интернатов шло очень медленно из-за недостаточного выделения денежных средств и ряда других причин. В настоящее время в системе социальной защиты населения действует 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов.
Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
Ученые считают, что необходимо разработать концепцию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста, объединив в этих целях усилия всех заинтересованных ведомств и организаций, разработать необходимые нормативные акты, а также определить и принять более широкое толкование понятия «социальное обслуживание». Оно должно включать в себя: социально-бытовую помощь, социально-средовое воздействие и морально-психологическую поддержку. Необходимо создать банк данных лиц преклонного возраста, нуждающихся в конкретных видах социально-бытовых услуг и формах социальной помощи.
Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.д. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включающая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожеланий в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.
Однако, функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания (в последние десять лет очередь сохранялась на уровне 18-21 тысячи человек, хотя все же с созданием ЦСО наблюдается некоторое сокращение), с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке.
Ученые и практики вносят различные предложения о совершенствовании и перспективных формах домов-интернатов.
Некоторые из них считают, что необходим системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым и инвалидам, ее дифференциация и интеграция, специализация коечного фонда, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей, создание на базе домов-интернатов учреждений и отделений сестринского ухода и т.д. Все это позволит улучшить помощь престарелым и инвалидам, более эффективно использовать и осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственно обеспечение, вести реконструкцию существующих новых домов-интернатов в соответствии с требованиями жизни.
3,000 руб.
. Антология социальной работы. Т. 1. История социальной помощи в России. – М., 1995. 256с.
2. Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социальной патологии. – М., 1995. 272с.
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М. 1994. 325с.
4. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 60 / К. Висневська-Рошковска. – М.: Прогресс, 1989. –150с.
5. Гордин В.Э. Чем старость обеспечить. М.: Мысль, 1988. 158с.
6. Григорьева И. А., Келасьев В. Н. Теория и практика социальной работы. СПб., 2004. 357с.
7. Дементьева Н.Ф. К потребности в медицинской помощи лицам пожилого возраста на начальном этапе адаптации в домах-интернатах // Здравоохранение. – 1990. – № 3.
8. Дементьева Н.Ф., Устинов Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М. 2005. 352с.
9. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах. Методич. рекоменд. М. 1985. 36с.
10 Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995 в редакции от 25.07.2002 № 115-ФЗ, 10.01.2003 № 15-ФЗ.
11 Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.: Социально-технологический институт, 1999. 272с.
12.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Азбука социального обеспечения. – М., 1987. 246с.
13. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. – М., 1988. 269с.
14. Здоровье пожилых: Доклад комитетов ВОЗ. – Женева, 1992.
15. Катюхин В.Н., Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. – СПб., 1996. 356с.
16Мерман М.М. Полноценная жизнь в старости. М. 2004. 331с.
17. Лотова И. П. Особенности психического развития и коррекции девиантного поведения пожилых людей/ИСР.- М, 1997.115с
18. Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми /Отв. ред. Е.И. Холостова. — М: Ин-т соц. работы, 1995. 364с.
19. Неганова С.А. Комплексная оценка нуждаемости лиц пожилого и старческого возраста в посторонней помощи в зависимости от состава семьи // Вестник. – 1981. – № 6. 327с.
20. Палунин В.С. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов и лиц пожилого возраста. – М. 1991. 346с.
21. Приказ Минсоцзащиты населения РФ «О создании отделений специализированной помощи на дому». 27 декабря 1994 г. № 259.
22Сараева Л.Д. Социально-гигиенические аспекты условий жизни трудоспособного населения старшего возраста. – Рязань, 1982. 215с.
23. Сачук Н.Н. Структура и факторы социально-культурной активности пенсионеров в процессе социальной адаптации // Вестник АМН. – 1986. – № 10.
24. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. Обзорная информация. — М., 1994. — Вып. 1.
25.Социальное обслуживание населения: современное состояние, проблемы и перспективы: Материалы III Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб /Сост. и отв. ред. A.M. Панов, Л.В. Топчий. М., 1999. 425с.
26. Тернистый путь // Соц. обеспечение. – 1996. – № 5.
27. Теория и методика социальной работы. Т. 1. – М., 1994. 412с.
28. Теория и методика социальной работы. Московский Государственный социальный университет. Ч. 2. – М., 1994. 358с.
29. Теория и методика социальной работы /Под ред. акад. В.И. Жукова. М.: Союз, 1994. 426с.
30. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Принят Государственной Думой 17 мая 1995 г. Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 г.
31. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 1999. 428с.
3,000 руб.