Введение
Содержание
Заключение
Литература
Миграция с момента ее научного выделения в качестве особого феномена всегда рассматривалась в каком-либо контексте - экономическом или социальном, историческом или культурном, демографическом или этническом. Это не случайно. Миграционные процессы, с одной стороны, сильно детерминированы изменениями, происходящими в жизни одного или (чаще) сразу нескольких обществ, и в этом смысле являются индикатором развития практически любой из ее сторон - политической, этносоциальной, положения на рынках труда и т.д. С другой стороны, различаясь между собой не только в количественном, но и в качественном отношении (например, по социально-демографическим и этнокультурным характеристикам), разные миграционные потоки достаточно специфичны и как таковые не могут не влиять на ситуацию как в отдающих, так и в принимающих обществах.
По информации Отдела народонаселения Организации Объединенных Наций, в 2000 году в мире насчитывалось 175 миллионов международных мигрантов, т.е. международным мигрантом был один из каждых 35 человек, в то время как в 1960 году число таких людей составляло 79 миллионов . Почти 50 процентов из них - это женщины, а 4 миллиона - беженцы. В период с 1990 года по 2000 год две трети прироста мигрантов приходилось на Северную Америку. До 1980 года в менее развитых регионах была отмечена более высокая доля международных мигрантов, однако к 2000 году три пятых от общей численности международных мигрантов находились в более развитых регионах .
По данным МОМ (Международной организации по миграции), в 2005 году в мире стало уже 192 миллиона мигрантов .
Сегодня, когда экономика приобретает все более глобальный характер, часто миграция предоставляет возможности в плане трудоустройства, что способствует беспрецедентному увеличению потока мигрантов .
Международные миграционные перемещения оказывают существенное экономическое, социально-культурное и демографическое воздействие на направляющие, транзитные и принимающие районы Транзитные и принимающие районы сталкиваются с трудностями в регулировании потоков миграции и интеграции мигрантов в жизнь общества. Направляющие зоны теряют квалифицированную рабочую силу. Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. По некоторым оценкам, в результате «похищения умов» Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл.
Растущая озабоченность по поводу терроризма заставила многие страны повысить меры безопасности на своих границах, в результате чего увеличилась незаконная миграция, прежде всего путем незаконной перевозки людей и торговли ими. Миграционные перемещения способствовали распространению ВИЧ / СПИДа и других заболеваний.
Экономические результаты миграции имеют как положительный, так и отрицательный характер. Денежные переводы от мигрантов поступают из более развитых стран - в менее развитые. По сообщению Всемирного банка, в 2002 году, например, общая сумма переводов трудящихся в развивающиеся страны составила 88 млрд. долл. США (на 30 млрд. долл. США больше, чем официальная помощь в целях развития), а также, что в период с 1988 года по 1999 год объем переводов, поступающих по официальным каналам, увеличился более чем в два раза .
В 2005 году около 200 миллионов человек в мире проживали за пределами стран, в которых они родились, а сумма их денежных переводов на родину в 2005 году достигла 225 миллиардов долларов США. Эти данные приводятся в новом докладе Всемирного банка «Международная миграция, денежные переводы и «утечка мозгов» .
В новом докладе Всемирного банка подчеркивается, что средства, перечисляемые мигрантами из-за рубежа, способствуют сокращению бедности, улучшению здоровья детей, повышению посещаемости школ, а также притоку инвестиций.
По мере интернационализации общественного развития все более значительное место в нем занимает миграция населения и трудовых ресурсов, а в ее рамках - миграция высококвалифицированных специалистов (научных кадров). В 90-х годах ХХ века каждый шестой мигрант был исследователем, инженером или врачом, каждый третий - служащим . Международная миграция специалистов за послевоенный период составила во всем мире величину порядка 2 млн. человек . Возросшее значение науки в социально-экономическом развитии превратило интеллектуальный труд в важнейший ресурс и фактор устойчивого развития и безопасности. По существу, сформировался глобальный феномен интеллектуальной миграции.
Важнейшей отличительной особенностью современных процессов является возрастание масштабов нелегальной миграции населения. В настоящее время согласно данных МОТ в мире не контролируется около трети потока международной миграции . Это обусловлено как развитием процессов глобализации, которые сопровождаются возрастанием мобильности населения и все большего числа людей в международном перемещении, так и ростом ограничений и запретов на пути легальных форм миграции во многих странах, наиболее привлекательных для мигрантов. Ситуация в значительной степени осложняется тем, что потоки международной миграции остаются трудно контролируемыми и введение ограничительных мер в отношении легальных мигрантов, обычно сопровождаются лишь ростом масштабов нелегальной миграции.
Российская Федерация тоже не осталась в стороне от этих процессов. Ее захлестнул настолько интенсивный и неоднородный миграционный поток, что возникла серьезная угроза не только социально-экономической и общественно-политической стабильности государства, но и ее национальной безопасности.
Тенденция к интегрированию Российской Федерации в мировое сообщество, формирование современной рыночной экономики ставят в ряд первоочередных задач изучение процессов миграции, самого ее феномена применительно к нашей стране, а также разработку отечественного законодательства по вопросам миграции, так как процессы внешней миграции населения и трудовых ресурсов России не могут не беспокоить государство.
Исследования причин и характера современной межгосударственной миграции населения являются предметом многочисленных отечественных научных работ.
За последнее десятилетие был издан ряд монографий, включая фундаментальные разработки, подготовленные в рамках программы «Проблемы миграции и гражданства в постсоветском пространстве» . Следует назвать работы Н.М. Лебедева, В.А. Тишкова, Д.В. Микульского, Е.М. Кожокина, М.А. Дурдыева. Большинство этих исследователей -политологи-регионалисты, которые основное внимание в своих работах сосредоточили на позиционных особенностях регионов: они акцентируют основное внимание на базовой модели политического развития региона и его трудовой модификации, изучают перспективы межгосударственной интеграции. Однако вопросы международной и межгосударственной миграции, интеграционного потенциала, политические факторы вынужденной миграции они практически не затрагивают.
Проблемам миграции русскоязычного населения из ближнего зарубежья посвящены труды С. Панарина, Ж. Зайончковской, Л. Рыбаковского, Г. Витковской, Л. Максакова, В. Переведенцева и др.
Тем не менее, несмотря на существование значительного количества работ, в которых рассматриваются вопросы, относящиеся к миграционным процессам как в международном, так и в региональном плане, попытка прямой постановки и разработки проблемы анализа зарубежного опыта и проблем России еще не предпринималась.
Дипломная работа посвящена проблеме социально-экономических последствий международной миграции населения на примере Российской Федерации.
Объект исследования - международная миграция населения как феномен политической, социальной и экономической реальности.
Предмет дипломной работы - международные миграционные потоки населения на территории Российской Федерации. Международная миграция вследствие значимых экономических и социально-политических последствий для России определила цель дипломного исследования.
Цель исследования - на основе анализа проблемы показать социально-политические, экономические, демографические и правовые последствия международной миграции населения для Российской Федерации.
Цель работы обусловила постановку следующих задач исследования:
1. Раскрыть сущность понятия миграции и ее содержание. Выделить основные проблемы и особенности международной миграции в эпоху глобализации.
2. Показать влияние международной миграции на социально-экономическое развитие Российской Федерации, выделить главные факторы влияния.
3. Проанализировать основные подходы, складывающиеся в государственной политике регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Рассмотреть особенности совершенствования российского законодательства по вопросам привлечения иностранной рабочей силы, различные аспекты обеспечения миграционных процессов.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматриваются проблемы миграции в эпоху глобализации: раскрывается сущность проблемы и ее содержание, основные причины, инициирующие миграционные процессы.
Глава два посвящена вопросу влияния международной миграции на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Международная миграция рассматривается в контексте проблем демографической безопасности РФ, влияния на ситуацию в социально-экономической сфере.
Государственная политика регулирования миграционных процессов в Российской Федерации анализируется в третьей главе. Отдельно рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования международной миграции, негосударственные способы обеспечения ее безопасности и финансово-экономические аспекты проблемы.
При подготовке и написании работы автором использовались справочные и аналитические материалы, подготовленные в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Центре демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институте социально-политических исследований РАН.
При рассмотрении глобальных проблем международной миграции использовались официальные материалы Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, работы по социологии и политической демографии зарубежных, преимущественно американских, авторов, электронные ресурсы европейских исследовательских центров.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Проблемы миграции в эпоху глобализации 10
1.1. Сущность проблемы и ее содержание 10
1.2. Основные причины миграции из развивающихся
и постсоциалистических стран 14
Глава 2. Влияние международной миграции на социально-экономическое
развитие Российской Федерации 24
2.1. Современные вызовы миграции. Международная миграция в
контексте проблем демографической безопасности России 24
2.2. Проблемы незаконной иммиграции . 28
2.3. Характер внутренних миграций и их влияние на ситуацию в
социально-экономической сфере 32
Глава 3. Государственная политика регулирования миграционных
процессов в Российской Федерации 37
3.1. Миграционная ситуация в России и проблемы безопасности 37
3.2. Особенности совершенствования российского законодательства
по вопросам привлечения иностранной рабочей силы.
Задачи миграционной реформы в России 46
3.3. Негосударственные способы обеспечения безопасности
трудовой миграции 56
3.4. Финансово-экономические аспекты обеспечения безопасности миграционных процессов в России в условиях глобализации 60
Заключение 66
Список литературы 71
3,000 руб.
В конце XX в. международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все континенты и страны, все социальные слои. Даже отказ развитых стран от крупномасштабного импорта рабочей силы, антииммиграционные кордоны, усилия по репатриации или асиммиляции пришлого населения не сокращают численности иностранцев - она продолжает расти.
Миграция стала одной из наиболее острых проблем современной цивилизации. В обстановке ужесточения иммиграционной политики, сделавшего для временных иностранных рабочих весьма проблематичными последующие приезды в развитые страны на заработки, многие из них стали не только уклоняться от возвращения на родину, но и добиваться переселения к себе близких родственников. В результате миграция стала цепной - устойчивый приток новых мигрантов пошел по каналам воссоединения семей, а также по другим каналам, открытым прежними переселенцами, - и превратилась в постоянный, неизбежный и фактически необратимый процесс. Сформированные мигрантами сети неформальных социальных связей облегчили массовое проникновение в развитые страны беженцев и нелегальных иммигрантов из числа их соотечественников, придавая иммиграции все более спонтанный и трудно контролируемый характер.
Российская Федерация тоже не осталась в стороне от этих процессов. Ее захлестнул настолько интенсивный и неоднородный миграционный поток, что возникла серьезная угроза не только социально-экономической и общественно-политической стабильности государства, но и ее национальной безопасности.
Россия занимает промежуточное положение между двумя полюсами мировой экономики: богатым Севером и бедным Югом, это обусловило ее активную вовлеченность в процессы международной миграции населения. Территория России стала достаточно привлекательной для мигрантов из менее развитых стран Азии и Африки, ряда государств СНГ. Кроме того, часть мигрантов из стран «третьего мира» рассматривает территорию России как перевалочный пункт, своеобразную транзитную зону для дальнейшей миграции в экономически развитые страны Запада.
Как отмечают Л.Л. Рыбаковский и С.В. Рязанцев в научном докладе Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН) «Международная миграция в Российской Федерации», «в системе современных глобальных миграционных процессов Россия стала и, наверняка, будет оставаться в перспективе крупной принимающей страной по двум причинам. Внутренняя причина: территория страны относительно слабо заселена, и с 1993 г. в России отмечается сокращение населения, а в ближайшей перспективе будет сокращаться и численность трудовых ресурсов, но при этом растут потребности экономики в рабочей силе. … Внешняя причина: Россия испытывает довольно мощный «демографический пресс» со стороны некоторых развивающихся стран бедного Юга с большой численностью населения (Китая и других стран Азии, среднеазиатских государств СНГ)» .
Россия пока не имеет объективных условий для цивилизованного приема мигрантов. В течение многих десятилетий у нее не было какого бы то ни было опыта иммиграционной политики, кроме запретительной, практиковавшейся в советскую эпоху. И это при том, что ее миграционный обмен с бывшими союзными республиками стал межгосударственным, что она впервые испытала большой наплыв мигрантов из так называемого «дальнего зарубежья», что в постсоветском пространстве она превратилась практически в единственную принимающую страну, а многие из принятых ею миграционных потоков по своей природе либо нелегальные, либо экстремальные (из зон экологических катастроф, вооруженных конфликтов, межэтнической напряженности, из депрессивных районов Севера и т.д.).
Современное обострение проблем миграции в России связано, во-первых, с отсутствием адекватной российским реалиям правовой базы по регулированию и квотированию объемов иммиграции, порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их законной депортации или интеграции в российское общество. Во-вторых, прибытие иностранцев на территорию России облегчается тем, что государственная граница со странами СНГ практически открыта, отсутствует визовый режим и не отрегулировано законодательство по борьбе с незаконной иммиграцией.
Оценивая состояние и социально-экономические последствия международной миграции для Российской Федерации, можно сформулировать ряд выводов:
1. Влияние миграции чаще всего оказывается ситуационно обусловленным, а потому неоднозначным. И если говорить о преобладающем влиянии в нынешних российских условиях, то следует признать, что оно заключается в создании и / или усилении угроз различным составляющим экономической безопасности.
2. Вместе с тем прослеживаются и некоторые позитивные социально-экономические последствия миграции для состояния социально-экономической сферы. Но поскольку в большинстве случаев они остаются как бы в свернутом виде, правильнее, видимо, утверждать, что существуют потенциальные возможности для проявления позитивного вклада миграции в будущем, когда этот потенциал будет востребован изменившейся экономической ситуацией.
3. К перечню актуальных угроз, создаваемых миграцией в целом, относятся угрозы демографическому, трудовому и научно-техническому потенциалу, региональным рынкам труда, трудовой мотивации как таковой, а также опасность усугубления спада производства в некоторых секторах экономики, усиления криминализации экономики, маргинализации и социальной дифференциации населения.
4. Специфическим результатом внутрироссийских миграционных процессов являются, во-первых, сужение возможностей для экономического развития регионов нового освоения, начавшаяся в них и грозящая усилиться деградация демографического, генетического, трудового, производственного и ресурсного потенциала, во-вторых - нерациональное использование образовательного и квалификационного потенциала мигрантов в регионах их преимущественного оседания, в-третьих - значительное улучшение благодаря миграции демографической ситуации в тех же регионах, постепенное формирование в них довольно мощного кадрового потенциала для будущего экономического роста.
5. Иммиграция из дальнего зарубежья отличается по своим последствиям от остальных потоков тем, что сейчас явно доминирует ее негативное воздействие, которое с наибольшей силой сказывается или может сказаться на состоянии здоровья принимающего населения и на соотношении легального и криминального в структуре экономической деятельности.
Для эффективного и последовательного решения вопросов регулирования миграции России необходима научно обоснованная, учитывающая геополитические, экономические и демографические интересы страны, концепция миграционной политики. Она должна быть составной частью стратегии демографического развития Российского государства и включать следующие направления:
• привлечение иммигрантов в страну, в первую очередь представителей титульных народов России (соотечественников) на постоянное место жительства из государств нового зарубежья для замещения естественной убыли населения, (сальдо миграции должно быть, как минимум, не меньше масштабов естественной убыли населения);
• привлечение трудовых мигрантов из государств нового и старого зарубежья в отрасли и регионы в соответствии с экономическими и геополитическими интересами и нуждами России (объемы трудовой миграции должны покрывать дефицит в трудовых ресурсах на рынке труда);
• расселение внутрироссийских мигрантов и иммигрантов из числа соотечественников, а также закрепление постоянного населения в важных с геополитической точки зрения регионах страны (прежде всего - в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока);
• сокращение эмиграции россиян на постоянное место жительства за рубеж, в том числе высококвалифицированных кадров.
Система мер миграционной политики должна находиться в правовом поле международных актов, регламентирующих перемещение населения между государствами, защищающих права мигрантов, обеспечивающих гарантии в различных сферах жизнедеятельности, и при этом должна отвечать национальным интересам России.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года №2446-I.
3. Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-I.
4. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-I.
5. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года №114-ФЗ.
6. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).
8. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 года № 256-р.
9. Конвенция ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 года.
10. Абелла М.И. Направление трудящихся в зарубежные страны. Пособие для стран с низкими и средними доходами. – Тбилиси: Мерани. 1997.
11. Авдеев Е. Трудовая миграция населения в период перехода к рыночной экономике. - Ставрополь: СГУ. 2003.
12. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. - М.: МГУ, ТЕИС. 2005.
13. Зайончковская Ж.В. Экономическая и социальная модернизация и внутренняя миграция в России и СССР. Центр демографии и экологии человека ИНП РАН. – М.: ИНП РАН. 2004.
14. Кьеза Д. Прощай Россия. - М.: ТОО Гея. 1998.
15. Миграция и безопасность в России. Под ред. Г. Витковской и С. Панарина; Моск. Центр Карнеги. - М.: Интердиалект+. 2000.
16. Население и глобализация / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галецкий, А.А. Овсянников и др. – М.: Наука. 2002.
17. Барбашин И.В. Особенности совершенствования российского законодательства по вопросам привлечения иностранной рабочей силы / Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт. Аналитическое управление Совета Федерации. Аналитический вестник №25(277). - М., 2005.
18. Барбашин И.В., Титов С.Н., Федотовская Н.А. Вызовы иммиграции / Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт. Аналитический вестник №25(277). - М.: Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2005.
19. Кимлацкий О.А. Миграционная ситуация в России и проблемы безопасности / Национальная безопасность и миграционная политика. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. Аналитический вестник №22(274). Специальный выпуск. - М., 2005.
20. Костинский Г.Д. Мигранты в городах / Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. – Москва, Ставрополь: Издательство СГУ. 1998.
21. Мачульская И.Г. Организация эффективного управления миграционными поселениями / Национальная безопасность и миграционная политика. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. Аналитический сборник №22(274). Специальный выпуск. - М., 2005.
22. Пеньков И.А. Активизации деятельности миграционных бирж и их представительств за рубежом / Национальная безопасность и миграционная политика. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. Аналитический сборник №22(274). Специальный выпуск. - М., 2005.
23. Сундатова О.Ю. Будущее России глазами западных центров и ведущих экспертов: эволюция последних лет / Развитие России и мира: наши перспективы в концепциях и сценариях. Аналитическое управление Совета Федерации. Аналитический вестник №5(293). - М., 2006.
24. Федотовская Т.А. Развитие процессов иммиграции рабочей силы в Россию / Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт. Аналитическое управление Совета Федерации. Аналитический вестник №25(277). - М., 2005.
25. Материалы Международной научно-практической конференции «Миграционные процессы в условиях глобализации». Академия изучения проблем национальной безопасности Ростовского государственного университета. Ростов-на-Дону, 2-3 июня 2005 года. - Ростов-на-Дону: РГУ. 2005.
26. Миграционная ситуация в России и проблемы безопасности / Национальная безопасность и миграционная политика. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. Аналитический вестник №22(274). Специальный выпуск. - М., 2005.
27. Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения в России и их экономическое значение / В.А. Ионцев, Б.С. Хорев, И.А. Данилова и др. – М.; СПб: Ассоциация «Гуманитарное знание».1994.
28. Проблемы национальной безопасности на Дальнем Востоке / Региональная и национальная безопасность на Дальнем Востоке. Аналитическое управление Совета Федерации. Аналитический вестник. №28(280). Специальный выпуск. - М., 2005.
29. Региональная динамика населения России. Бюллетень «Население и общество». Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. – М.: ИНП РАН. 2005.
30. Столкер П. Работники без границ: влияние глобализации на международную миграцию. // Отечественные записки. 2004. №4.
31. Доклад о мировом социальном положении, 2003 год: Социальная уязвимость: источники и задачи. / Организация Объединенных Наций. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Издание Организации Объединенных Наций. - Нью-Йорк. 2003.
32. Народонаселение мира в 2004 году. / Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения. 2004. 220 East 42nd Street, 23rd Fl. New York, NY 10017 U.S.A.
33. Метелев С.Е. Нелегальная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие страны / Российский внешнеполитический сайт (www.rvps.ru).
34. Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В. Международная миграция в Российской Федерации / Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН) (www.ispr.ru).
35. Рязанцев С.В. Международная миграция в эпоху глобализации / Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН) www.rptb.ru/test2/index.html).
36. От «утечки мозгов» больше всего страдают самые бедные страны. / Центр новостей ООН. 2005. 01 ноября. (www.un.org).
37. Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития». Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2005 год. ПРООН. 2005. (www.undp.ru).
38. Сегодня в мире насчитывается 192 миллиона мигрантов. / Новости радио ООН. 2005. 22 июня. (www.un.org).
39. Global Trends 2010. 1997. November. (www.cia.gov/nic/special_globaltrends2010.html).
40. Global Trends 2015: A Dialogue About the Future With Nongove
ment Experts. NIC 2000-02. 2000. December. (www.cia.gov/cia/reports/globaltrends2015/index.html)
41. Be
stein J. H., Shuval J. T. Occupational Continuity and Change Among Immigrant Physicians from the Former Soviet Union in Israel. // Inte
al Migration. 1996. Vol. 33. №1.
42. Harris J.R., Todaro M.P. Migration, Employment and Development: A Two Sector Model // American Economic Review. 1970. № 60.
43. Hill F., Goddy C. Siberian Curse: How Communist Planners Left Russia Out in the Cold. - Wash.: Brookings Institution Press. 2003.
44. Mead W.R. More Stars in Our Flag: A Modest Proposal for U.S. Policy After the Cold War Mead // World Policy Jou
al. 1992. Winter. №4. V. IX.
45. Petras E. M. The Global Labor Market in the Global World Economy // Global Trends in Migration: Theory and Research on Inte
ational Population Movement / Ed. by M. Kritz, Ch. B. Keely and S. M. Tomasi. - New York. Center for Migration Studies. 1981.
46. Portes A. Economic Sociology and the Sociology of Immigration: A Conceptual Overview // The Economic Sociology of Immigration: Essays on Networks, Ethnicity, and Entrepreneurship / Ed. by A. Portes. - New York. Porter Publishes. 1995.
47. Priore M. J. Birds of Passage: Migrant Labour in Industrial Societies. – Cambridge. Cambridge University Press. 1979.
48. Sjaastad L. The Costs and Retu
s of Human Migration // Jo
al of Political Economy. 1962. №705.
3,000 руб.