Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема представляется актуальной в том, что в комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального страхования. Необходимость ее проведения вызвана рядом причин, среди которых главная - переход к рыночной экономике. Он характеризуется, в частности, тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных, появляются значительные по численности маргинальные слои.
С самого начала следует констатировать, что нынешние изменения в российской системе социального страхования оказались весьма тяжелыми и болезненными. Это в обстоятельствах, когда самый сложный участок ре-формационного пути в данной сфере еще не пройден. Трудности в значительной степени обусловливаются отставанием в концептуальном и правовом обеспечении этого среза реформ.
Во второй половине двадцатого века в связи с ростом значения в воспроизводственном процессе человеческого фактора и его безопасности получила развитие теория социального государства.
Социальное государство — это сложная система, создаваемая и функционирующая с целью улучшения здоровья нации, решения социальных проблем ненасильственными методами. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и возможностями, которые предъявляет, предоставляет окружающая среда». Здоровье характеризуется рядом параметров, важнейшими из которых являются продолжительность жизни и рост численности населения.
Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку, достаточно велико. Риски носят физиологический, экономический и социальный характер. Это требует общественных форм защиты от любых рисков, в том числе и социальных.
В советской России проводилась социальная политика по защите социальных интересов граждан в основном в форме социального обеспечения, основанного на бюджетно-налоговых поступлениях. Переход к рыночной экономике потребовал глубоких реформ не только в экономике, но и в социальной политике. В настоящее время идет реформирование социальной защиты в направлении приспособления ее к рыночным условиям.
Целью реформирования является повышение качества жизни, здоровья нации, повышение трудоспособности, защита человека в старости.
Основная цель данной работы: социальное страхование и социальная помощь: их место и роль в рыночной экономике.
В соответствии с обозначенными целями задачами работы являются:
• изучить систему социального страхования в России;
• рассмотреть состояние и проблемы социального страхования в России.
750 руб.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Системы социального страхования в России……………………….5
2. Состояние и проблемы социального страхования в России………10
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………..24
750 руб.
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.
Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется.
Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и социальной помощи. Термины принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, эквивалентность страховых взносов и выплат увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов – эти и другие классические элементы, и механизмы данных систем – все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.
Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
Приходится констатировать серьезное отставание в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования.
Отвечающее современным условиям России социальное страхование должно стать одним из важнейших механизмов развития и регулирования социальных процессов, предназначенным не только для компенсации издержек перехода к рыночной экономике, но и для ее укрепления, придания ей социально ориентированного характера.
750 руб.
Нормативно – правовые акты.
1. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №157 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.№29. Ст.3686
2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №167 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4832
3. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4831
4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№52. Ст.4920
5. Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 07.08.2000 г. №122 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№33. Ст.3348
6. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. №81 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№12. Ст.2148
7. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» от 08.12.2003 г. №166 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.№50. Ст.4852
Литературные источники.
1. Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 2001.С.321.
2. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. // Финансы – 2000. - № 3.
3. Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию.// Вестник государственного социального страхования. Социальный мир.- 2003. - № 7.
4. Кадомцева С.В. Экономические основы системы социальной защиты. М., 1999.- С. 213.
5. Комарова В. Первые итоги реализации пенсионной реформы.// Финансы - 2003- № 3.
6. Корочкина И.Е. Социальный налог и социальное страхование.// Вестник социального государственного страхования. Социальный мир. – 2002. - №3.
7. Починок А.П. Быть или не быть социальному страхованию в России? // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир.- 2001. - № 1.
8. Соловьев А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.- С.236.
9. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика – 2002. - № 10-11.
10. Стафилова О.В. Накопительная составляющая доходов системы обязательного социального страхования.// Финансы – 2004. - № 2.
11. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное бюро, 2004. - С.187.
12. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России.// Финансы - 2003 - № 7.
13. Финансовый менеджмент №5 / 2002. С.5-6.
14. «Экономика и жизнь» № 47/2001. С.8.
750 руб.