В середине ХХ века любознательность, стимулировавшая развитие знаний о творчестве, утеряла свою монополию. Возникла выраженная потребность управлять творческой деятельностью. Тип социального заказа резко изменился. Сдвиг в социальной стимуляции был вызван научно-технической революцией – качественным скачком в развитии производительных сил, превратившим науку в непосредственную производительную силу, поставившим науку в известную зависимость от достижений науки. Особое значение приобретают исследования творчества. Темп развития науки нельзя постоянно наращивать лишь путем увеличения количества вовлекаемых в нее людей. Надо постоянно вовлекать творческий потенциал ученых. Для этого необходимо целенаправленно формировать творческих работников, создавать наиболее благоприятную мотивацию творческой деятельности, отыскивать средства, стимулирующие успешное протекание творческого акта, рационально использовать современные возможности автоматизации умственного труда, приближаться к оптимальной организации творческих коллективов.
Для удовлетворения новой потребности общества, чтобы справиться с социальным заказом общества, необходимо рациональное управление творчеством, необходимо, чтобы складывался новый тип знания – действенно-преобразующий.
В трудах психологов подробно рассматривается связь творческого воображения и мышления, творческого воображения и памяти, творческого воображения и восприятия, а вот связь речи и творческого воображения рассматривается в основном на уровне словотворчества. Автору данной дипломной работы показалось интересным рассмотреть эту связь на уровне текста.
В данной работе рассматривается взаимное влияние развития речи и развития креативности у старших дошкольников, иными словами генезис формирования литературных способностей, на примере анализа придумывания конца для сказки. Для отслеживания имеющегося уровня развития креативности было проведено обследование по тесту Роршаха. Установлены особенности взаимосвязи между характеристиками составленного рассказа и уровнем креативности. Высокий уровень развития творческого воображения напрямую зависит от умения гибко и быстро оперировать словесным материалом. Сила художественного воображения в его произвольности, в богатом запасе впечатлений от окружающего, в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений и в подчиненности эстетическим позициям. В рассказах же старших дошкольников еще нет этой эстетической подчиненности. Можно сказать, что это более позднее образование в структуре литературной одаренности. На уровне старшего дошкольного возраста необходима легкость оперирования словесным материалом. Эта легкость позволяет дальше развиваться креативности ребенка, а нам, психологам, выявить наличный уровень развития креативности.
Полученные данные могут найти применение в повседневной работе детских садов для оптимизации творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, выявление одаренных детей, стимулирования креативного поведения детей. Возможно, эта работа послужит для нового взгляда на взаимосвязь речи и творческих способностей.
3,000 руб.
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы творчества и способностей 5
1.1. Психологические составляющие творческого процесса 8
1.1.1. Психологический механизм творчества 10
1.1.2. Оценка «творческости» мышления и личности 11
1.2. Творческие способности и их составляющие 14
1.2.1. Связь творческих способностей с восприятием, мышлением и памятью 18
1.2.2. Связь творческих способностей с воображением 21
1.2.3. Связь творческих способностей и речи 21
1.3. Взаимодействие творческого мышления и интеллектуального развития 22
1.4. Возрастные особенности творчества дошкольников 24
Глава II. Речь и словесное оперирование 30
2.1. Понимание сущности речи с античных времен до настоящего дня 30
2.2. Речь детей старшего дошкольного возраста 36
Глава III. Экспериментальное исследование 40
3.2.1. Описание эксперимента 41
3.2.2. Обработка данных, результаты и их обсуждение 43
3.3.3. Выводы 48
Приложения 50
Приложение 1 50
Приложение 2 52
Приложение 3 54
Приложение 4 55
Литература 58
3,000 руб.
Было рассмотрено взаимное влияние развития речи и развития креативности у старших дошкольников, иными словами генезис формирования литературных способностей, на примере анализа придумывания конца для сказки. Высокий уровень развития творческого воображения напрямую зависит от умения гибко и быстро оперировать словесным материалом. По-видимому, для успешной творческой деятельности старшему дошкольнику важно иметь хорошо развитое умение оперировать словесным материалом, но оказывается неважно, насколько богат его активный словарь, насколько широка эрудиция, каково художественное (литературное) оформление рассказа. Для этого старшему дошкольнику, в отличие уже от подростка, достаточно богатого запаса впечатлений от окружающего мира, свободного и гибкого обращения с имеющимся запасом знаний, а каких-либо эстетических эталонов оформления текста еще не существует. Соответственно еще нет острой необходимости в средствах воплощения содержания литературного произведения (большом наборе слов – синонимов, развернутых правильно построенных предложениях).
Это подтверждает устоявшееся в психологии мнение, что интеллектуальное развитие не совпадает с развитием творческих способностей. Так, среди нас много начитанных, эрудированных людей, прекрасно разбирающихся в достижениях мировой литературы, тонко чувствующих язык филологов и лингвистов, однако далеко не все из них становятся Пушкиными, Лермонтовыми, Толстыми, Пастернаками, Набоковыми, Ахматовыми и т.д.
На уровне старшего дошкольного возраста необходима легкость оперирования словесным материалом. Эта легкость позволяет дальше развиваться креативности ребенка, а нам, психологам, выявить наличный уровень развития креативности. Один из способов развития литературных способностей является трансформация игры в искусстве.
Полученные данные могут найти применение в повседневной работе сотрудников детских садов для оптимизации творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, выявление одаренных детей, стимулирования креативного поведения детей. Возможно, эта работа послужит для нового взгляда на взаимосвязь речи и творческих способностей.
3,000 руб.
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. М., 1990.
2. Апресян Ю.Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики// Проблемы структурной лингвистики. М., 1963.
3. Арнхейм Р. Визуальное мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
4. Афрасимов М.Н. Проблемы бессознательного в художественном творчестве.// Эстетика, категории и искусство. М., 1965.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. М., 1995.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
7. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
8. Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962.
9. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. М., 1989.
10. Брушлинский А.В. Закон творческого поведения.// Учительская газета. 1992. 15 декабря.
11. Вайнцвайс П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
12. Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи.// Вопросы психологии. 1992. №№ 1, 2.
13. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно. М., 1992.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1994.
16. Галин А.Л. Личность и творчество. М., 1987.
17. Ганеберг Э. Творчество и игра. М., 1976.
18. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1990.
19. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
20. Дмитрук М.Н. Вдохновение по заказу. М., 1987.
21. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
22. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
23. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.
24. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
25. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно – исторический подход: в 2 тт. Дубна, 1997.
26. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека.// Вопросы психологии. 1990. №3.
27. Кудрявцев Т.В. О различных психологических условиях управления творческой деятельностью. М., 1975.
28. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1989.
29. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. Психологические характеристики некоторых типов школьников. М., 1986.
30. Лейтес Н.С. Изучать одаренность детей.// Психологический журнал. Т. 13. 1992. №1.
31. Лейтес Н.С. Талантливый ребенок.// Учительская газета. 1987. 14 марта.
32. Леонтьев А.А. Знак и деятельность// Вопросы философии. 1975. №2.
33. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения// Семантическая структура слова. М., 1971.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
35. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.
36. Лук Л.Н. Психология творчества, М., 1978.
37. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
38. Нортруб, Гаррет А. Светоч гения М., 1994.
39. Одаренные дети. М., 1991.
40. Пекелис В.Д. Твои возможности человек! М., 1990.
41. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М.,1963.
42. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
43. Пономарев Я.А., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Исследование проблем психологии творчества.// Вопросы психологии. 1979. №3.
44. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
45. Пономарев Я.А. Психотерапия. М., 1972.
46. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека.// Психологический журнал. Т. 12 – 1991. № 1.
47. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1982.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.
49. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
50. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М., 1984.
51. Симонов П.В. Мозг и творчество.// Вопросы философии. 1992. №№ 5, 6.
52. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей в дошкольном возрасте в зарубежной психологии.// Дошкольное воспитание. 1993. № 10.
53. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
54. Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989.
55. Теплов Б.М. Способности и одаренность.// Избранные труды. М., 1985.
56. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.
57. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
58. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.
59. Шведова М. Откуда приходят гении?// Высшее образование в России. 1992 №4.
60. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М., 1989.
61. Яковлева М.С. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
3,000 руб.