Высшей ценностью Белорусского государства является защита жизни и здоровья человека, что не возможно без укрепления общественной дисциплины и порядка.
На решение этой задачи направлена Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г.№1 \"О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины\". Особенно важна эта проблема для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, которые готовят кадры специалистов для Республики Беларусь.
Идейная и гражданская позиция учащихся, высокая нравственность и дисциплинированность, владение навыками здорового образа жизни и безопасного поведения должно стать основой организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования.
Вопросы укрепления дисциплины и порядка должны быть в равной степени актуальны в деятельности педагогического и ученического коллективов.
Основным показателем качественного уровня работы учреждения образования должно стать состояние трудовой (учебной), исполнительской дисциплины в коллективе, условий безопасной учебной и трудовой деятельности.
Серьезной проблемой организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования продолжает оставаться пьянство, табакокурение, наркомания в молодежной среде.
Общественная дисциплина и порядок, прежде всего, связаны с экологическим воспитанием учащейся молодежи, которая должна проявлять заинтересованную заботу о сохранении и приумножении природного богатства Республики Беларусь.
Не менее актуальна задача формирования у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах, в общественных местах, в учебных заведениях, в местах проживания.
Главная задача организации и содержания учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования - формирование у учащихся и студентов нравственных норм, трудолюбия, ответственности перед обществом.
Наиболее значимым направлением воспитательной работы должно быть правовое воспитание, профилактика противоправного поведения учащихся. Существенная роль в организации работы по выполнению Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г. №1 \"О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины\" принадлежит общественному объединению \"Белорусский республиканский союз молодежи\", профсоюзным организациям, органам ученического самоуправления.
Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика пьянства, табакокурения, наркомании. Формирование экологической культуры, бережного отношения к природным богатствам страны. Здоровьесберегающий фактор должен стать основополагающим при организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования. Формирование здорового образа жизни у учащихся невозможно рассматривать вне контекста экологического воспитания.
В целях формирования навыков здорового образа жизни, профилактики вредных привычек рекомендуются следующие примерные направления деятельности:
Организация и проведение воспитательной и культурно-массовой работы с учащимися по пропаганде здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения, рационального питания, борьбе с курением, пьянством, наркоманией, вооружению учащихся знаниями основ личной гигиены, экологической культуры.
Формирование навыков культуры поведения и организации быта учащихся.
Изучение индивидуальных особенностей, интересов и склонностей учащихся. Проведение индивидуальной работы с учащимися, склонными к асоциальному поведению.
Обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических норм отдыха, досуга и режима учащихся, проживающих в общежитии.
Организация содержательного досуга учащихся по формированию здорового образа жизни, ответственного отношения к окружающей среде, проведение физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.
Организация работы по благоустройству учреждения и прилегающей территории, экономному расходованию электроэнергии, воды.
Взаимодействие со специалистами-валеологами, работниками Центра здоровья, других социальных институтов для пропаганды здорового образа жизни, отрицательного отношения к вредным привычкам, бережного отношения к окружающему миру.
Создание комфортных условий проживания учащихся в общежитии.
Организация практической деятельности учащихся по защите и улучшению природного окружения во внеурочное время.
Исходя из приоритетных направлений деятельности и потребностей учреждения образования, состояния здоровья учащихся планируется воспитательная работа. Данные о состоянии здоровья предоставляются медицинским работником образовательного учреждения. Подспорьем в планировании работы по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, формированию экологической культуры учащихся может стать \"Примерная программа воспитания учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования\", изданная в УО РИПО в 2003 году.
Цель: изучить психологические особенности профилактики вредных привычек.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме профилактики вредных привычек.
2. Исследовать проявление вредных привычек среди старших школьников.
3. Разработать программу профилактики вредных привычек.
Гипотеза: программа профилактики вредных привычек стимулирует формирование здорового образа жизни.
Предмет исследования: психологические аспекты профилактики вредных привычек.
Объект исследования: профилактика вредных привычек.
3,000 руб.
К вредным привычкам в нашем обществе чаще всего относят алкоголь и табакокурение. Алкоголь растормаживает человека, и его состояние становится видным окружающим. Его тянет «в люди», общаться. Конечно, алкоголик в состоянии опьянения не думает о том, что его могут ждать неприятности. Но имея опыт таких неприятностей, его это не останавливает. Его не останавливает и последующее физическое состояние, которое не назовешь приятным. Таким образом, следует четко улавливать разницу между вредными привычками и зависимостью, которая считается уже заболеванием.
История алкоголя на Руси не такая уж длинная, как кажется многим. До 1913 года Россия по употреблению алкоголя на душу населения значительно уступала таким странам, как Франция и Германия. А до петровских времен крепче медовухи практически ничего не употребляли. Ну посудите сами, при крепостном строе каждый помещик был заинтересован в полноценном вкладе своих крестьян в хозяйство. Кто же позволит им пьянствовать? Количество праздников было таким, которое позволяло отдыхать после тяжелого труда, а затем, набравшись сил, продолжать работу. Похмелье же вряд ли можно назвать набранными силами.
Говоря о физическом уровне болезни, очень важно сказать о том, что болезнь эта может быть генетически обусловленной. По статистике около 80% детей алкоголиков становятся алкоголиками или наркоманами. Достаточно, чтобы кто-либо из родителей злоупотреблял веществом. Данное положение указывает на то, что профилактическая работа является лишь частью комплексного воздействия, которое необходимо оказывать на личность молодого человека.
Коротко остановимся на значении данного исследования для психиатрии и медицинской психологии. В целом, проведенное нами эмпирическое исследование по изучению связи индивидуальных личностных черт и стиля поведения личности в конфликте молодых людей с вредными привычками – это маленький, но значительный вклад в науку. Ученые давно обратили внимание на связь личностных переменных формированием алкогольной зависимости, однако, детальных исследований по данной проблеме очень мало (практически не проводится) – в этом и заключена новизна данной работы.
Была сделана попытка, детально изучить факторы, детерминирующие выбор стиля поведения в конфликте молодежи со склонностью к вредным привычкам, а также характер связи между личностными чертами и стратегией поведения в конфликтном взаимодействии. Можно говорить о том, что поставленные задачи решены, цели достигнуты.
В результате проведенного эмпирического исследования:
1. Нами было установлено наличие связи индивидуального стиля поведения в конфликте и личностных черт молодежи с вредными привычками на достоверном уровне (р<0,05), описан характер данных связей.
2. Выявлены и на достоверном уровне подтверждены гендерные различия юношей и девушек в характере связи индивидуальных личностных черт и стиля поведения в конфликте.
3. Созданы статистические модели стилей поведения в конфликте, включающие, характерные только для данного стиля конструкты в группе молодежи.
4.Определены и изучены типичные личностные профили юношей и девушек со склонностью к вредным привычкам, использующих тот или иной стиль поведения в конфликте, на достоверном уровне были установлены гендерные различия между ними.
Полученные в ходе данного исследования результаты могут быть использованы при разработке коррекционных и тренинговых программ, то есть в области прикладной психологии и психиатрии. Кроме того, эти данные являются на наш взгляд началом для более широкого и углубленного изучения данной проблемы, которую только начинают разрабатывать. Мы считаем, что исследования в области психологии личностной предрасположенности к формированию алкогольной зависимости являются актуальными, значимыми и перспективными, и требуют своего рассмотрения.
3,000 руб.
1. Авдеев Д. О наркомании и наркоманах // Воспитание школьников. – 1999. - № 4
2. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М.: Медиа-Сфера, 1996.
3. Багаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе//Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР. С.47-53.
4. Белогуров С. Популярно о наркотиках и наркоманах: Книга для всех. – СПб.: Невский Диалект; М.: БИНОМ, 1998.
5. Белогуров С.Б., Зефиров С.Ю., Софронов А.Г. и др. Предложения по совершенствованию системы медицинской помощи наркоманам в Санкт-Петербурге. Северо-Западный медицинский центр. Спб., 1996.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997.
7. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб: \"Братство\", 1992.
8. Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические и психофизиологические особенности лиц, употребляющих алкоголь//Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С.18-19.
9. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.
10. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер А. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1998.
11. Болотовский И.С. Наркомании. Токсикомании. Казань: Изд-во КГУ, 1989.
12. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.
13. Бузина Т.С. Феномен \"поиска ощущений\" и проблема профилактики СПИДа в наркологии//Вопросы наркологии. 1994. № 2. С.84-88.
14. Валентик Ю.В., Зыков О.В., Цетлин М.Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. Фонд НАН. М., 1997.
15. Волков В. Дыхательные техники в контексте психотерапии//Ребенок и пространство/ Под. ред. В.В.Козлова М.,1996. С.85-87.
16. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987.
17. Гринченко Н.А. Некоторые взаимосвязи между различными формами наркотического поведения несовершеннолетних//Предупреждение вредных привычек у школьников: Сб. науч. тр./ Под ред. В.Г.Огаря. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
18. Гроф С. Духовный кризис. Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995.
19. Гроф С. Целительный потенциал измененных состояний сознания//Ребенок и пространство/Под ред. В.В.Козлова. М., 1996. С. 22-23.
20. Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам//Вопросы наркологии. 1990. С.40-44.
21. Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Представления школьников о наркомании и токсикомании//Социологические исследования. 1989. №3. С.66-71.
22. Гурски С. Внимание - наркомания! М.: Медицина, 1988.
23. Дробот О. Отрицание положительных: Наркотики и СПИД // Семья и школа. - 1999 - № 11/12
24. Ембланд Г. Развенчание мифов//Здоровье мира. 1995. №4.
25. Захаров Ю. Наркотики: от отчаяния к надежде. – М.: ООО “Школьная Пресса”, - 1999.
26. Зыков О.В. Состояние и перспективы развития детско-подростковой наркологической службы в г.Москве//Вопросы наркологии. 1997. №1. С.27-32.
27. Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения//Вопросы наркологии. 1997. N4. С.4-11.
28. Казаков Л.Х., Колесов Д.В. Любопытство - инстинкт как одна из важных причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков//Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР. 1990. С.4-12.
29. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Ч. 1. Введение. Минск, 1997.
30. Кириченко А.А. Психиатрия: Учеб. для мед. институтов. Минск: Высш.школа,1996. С. 297.
31. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: психология и физиология/Институт авиационной и космической медицины. М., 1997.
32. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М.: Медицина, 1986.
33. Корченов В.В. Об изучении проблем формирования здорового образа жизни среди молодого поколения//Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С.73-82.
34. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддиктивного поведения//Вопросы психологии. 1997. №2.
35. Легальные и нелегальные наркотики/Под. ред. В.А.Ананьева. Спб.: ИМАТОН, 1996.
36. Лешнер А. Наркомания - заболевание мозга//Глобальные вопросы. 1997.Т.2. №3. Июнь.
37. Лисецкий К.С. Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Самара, 1996.
38. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991.
39. Макаров В.В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков//Вопросы наркологии. 1991. №3. С.22-25.
40. Маккэффи Б. Борьба с наркоманией//Глобальные вопросы. 1997.Т.2. №3. Июнь.
41. Методические рекомендации для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г.№1 \"О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины\".
42. Методическое пособие Предупреждение табакокурения у школьников (ред. - Н.К.Смирнов). - М., 2003г.
43. Можайцева А.Г., Козбарь О.Н. Пути совершенствования противоалкогольного просвещения в школе//Советское здравоохранение. М.: Медицина, 1989. №3. С.41-43.
44. Никитин Ю.И. Профилактика и лечение алкоголизма. Киев: Здоровье, 1990.
45. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояний. Л.: ЛГУ, 1986.
46. Орешникова И.Б. Возможности применения ребёфинга в психокоррекционной работе//Проблемы психологической службы/Под ред. Е.А.Брагиной. Ульяновск, 1998. С.61-67.
47. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы I-XI. М.: Просвещение, 1997.
48. Позднякова Р.З., Лебедева Л.В. Разработка методики интенсивного антитабачного воспитания учащихся//Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С.68-73.
49. Потемкин Г.А., Моравски Я. \"Спасибо, нет!\". М.: АМИТИ, 1994.
50. Практикум по социально-психологическому тренингу/Под ред. Б.Д.Парыгина. Спб., 1997.
51. Предупреждение вредных привычек у школьников: Сб. науч. трудов НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. М.,1990.
52. Психологические исследования и психотерапия в наркологии: Сб. науч. тр. НИИ им.Бехтерева. Л., 1989.
53. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования)/Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. Самара: Изд-во \"Самарский университет\", 1998.
54. Психотехнологии в социальной работе/Под ред. В.В.Козлова. Ярославль, 1997.
55. Работа с детьми группы риска. Методическое пособие для социальной службы “Ребенок на улице”. – М.: Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании”, - 1999.
56. Родс Т. Работа с труднодоступными наркоманами. Лондон, 1996.
57. Романова О.Л. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей//Вопросы наркологии. 1997. №2. С.67-75.
58. Романова О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей//Вопросы наркологии. 1993. N3. С.53-59.
59. Романова О.Л., Самойлова М.В. Позитивная антинаркотическая профилактика в начальной школе//Вопросы наркологии. 1994. №1. С.78-82.
60. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.
61. Самасинх Д. Устранение романтического ореола вокруг наркотиков//Здоровье мира. ВОЗ. 1995. №4. С.5.
62. Сборник Педагогика и психология здоровья (ред. - Н.К.Смирнов). М., АПКиПРО, 2002. Объем - 125 стр.
63. Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. №1. С.41-49.
64. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы - М.: АРКТИ, 2003. Объем 270 стр.
65. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе - М., АПКиПРО, 2002. Объем 120 стр.
66. Смирнов Н.К. Принципы антинаркотического воспитания личности. - М., 2000.
67. Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков//Вопросы наркологии. 1993. №3. С.48-53.
68. Тихомиров С.М. Основные подходы к профилактике наркомании//Советская медицина. 1990. №4. С.41-42.
69. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерфакс, 1995.
70. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни//Вопросы наркологии. 1997. №3. С.3-73.
71. Чепурных Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании // Народное образование. – 1999. - № 10
72. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / Под. ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. – СПб.: Образование – Культура, - 1999.
3,000 руб.