Введение
Содержание
Заключение
Литература
Бюджет государства является инструментом, управляющей и управляе-мой системой, связующим звеном всех финансовых отношений, при помощи которого осуществляется обеспечение различных государственных потребно-стей и интересов всего общества.
По экономической сущности бюджет - это совокупность экономических (финансовых) отношений, возникающих по поводу образования, распределе-ния и использования централизованных фондов денежных средств, предна-значенных для финансового обеспечения задач и функций государства и ме-стного самоуправления. В юридическом аспекте - это правовой акт, основной финансовый план формирования, распределения и использования централизо-ванных денежных фондов государства и муниципальных образований в целях их социально-экономического развития.
При функционировании государственных финансов возникают два тес-но взаимосвязанных процесса: мобилизация финансовых ресурсов, находя-щихся в распоряжении публичной власти, и использование аккумулирован-ных в бюджете денежных средств на различные государственные потребно-сти. Первый из указанных процессов находит свое выражение в понятии госу-дарственных доходов, второй – в понятии государственных расходов.
Основными доходами бюджетной системы Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдель-ных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения оп-ределенных действий, правильностью образования и использования некото-рых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.
Когда не хватает налогов, государство пытается повысить доход бюдже-та за счет неналоговых доходов, в частности за счет эффективного управления госимуществом, а в условиях мирового экономического кризиса и спада эко-номики и промышленности тема пополнения бюджета за счет альтернативных неналоговых источников становится весьма и весьма актуальной.
Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, анализа их структуры и динамики.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
- анализ структуры и динамики неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
- пути совершенствования неналоговых доходов.
Предметом исследования являются неналоговые доходы, объектом ис-следования является федеральный бюджет РФ.
1,200 руб.
Введение 4
Глава 1. Виды неналоговых доходов федерального бюджета и их роль в формировании федерального бюджета РФ 6
Глава 2. Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета 14
2.1 Анализ динамики доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 15
2.2 Динамика доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 16
2.3 Динамика доходов от продажи материальных и нематериальных активов 17
Глава 3. Пути совершенствования неналоговых доходов 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
1,200 руб.
Состав бюджетных доходов, их структура взаимосвязаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финан-совой политикой государства.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.
Неналоговые доходы включают:
1. доходы от использования находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества, после уплаты преду-смотренных законодательством налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государ-ственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учрежде-ниями, после уплаты предусмотренных законодательством нало-гов и сборов;
3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, по-лученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федера-ции, субъектам Российской Федерации, муниципальным образо-ваниям, и иные суммы принудительного изъятия;
4. средства самообложения граждан;
5. иные неналоговые доходы.
Следует отметить, что наибольший удельный вес в доходной части бюджета РФ занимают налоговые доходы, однако наблюдается постепенный рост и неналоговых доходов в структуре Федерального бюджета РФ.
Наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности.
На втором месте по доле в неналоговых доходах федерального бюдже-та занимают доходы от использования имущества находящегося в государст-венной собственности – порядка 1,1% от неналоговых доходов.
Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные пози-ции в структуре, к таковым относятся доходы от продажи материальных и не-материальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналого-вые доходы.
Основными резервами для пополнения доходной статьи бюджета РФ является:
1. увеличение доходов от использования государственной и муни-ципальной собственности. Это возможно только при рациональ-ном управлении государственными активами, установлении чет-кого и жесткого контроля со стороны органов власти за исполь-зованием тех или иных объектов недвижимости, которые нахо-дятся в ведении государственных и муниципальных предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы.
2. увеличение доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Это возможно только при разработке четкого правового механизма, регулирующего отношения государствен-ных учреждений в сфере получения и использования денежных средств от деятельности, приносящей доход.
1,200 руб.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 30.12.2008, с изм. от 09.02.2009);
2. Федеральный закон от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О феде-ральном бюджете на 2006 г.»;
3. Федеральный закон от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О феде-ральном бюджете на 2007 г.»;
4. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2009 год и на пла-новый период 2010 и 2011 годов (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 324-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.02.2009 N 26-ФЗ);
5. Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2005 г. Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 26.09.2005 г. № 1509-р;
6. Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2006 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2006–2008 гг. Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ав-густа 2005 г. № 1306-р;
7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имуще-ства на 2007 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2007–2009 гг. Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2006 г. № 1184-р.
8. Артемов Н.М., Ячменев Г.Г. Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов//Элит. – 2008 г. – 376 с.;
9. Вайсов Р.В. О неналоговых доходах в структуре прогнозного бюд-жета на 2008–2010 гг.//Проблемы современной экономики. – 2008. - № 26. – стр. 10-13.
10. Гришанова О.А. Повышение собственных доходов бюджетов субъ-ектов Федерации за счет неналоговых доходов//Финансы и кредит. - 2004. - №8. – стр. 5-10.
11. Пауль А. Г. К вопросу о понятии доходов бюджета //Финансовое право. - 2004. - № 3. – стр. 18-24.
12. Яндиев М. Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить эффективность управления госимуществом//Российская газета. - 11 мая 2005 г.
13. Яндиев М.. Аренда госимущества как вид корпоративного бизнеса //Российская газета. - 20 сентября 2005 г.
14. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Феде-ральному Собранию Российской Федерации об основных направлениях и ори-ентирах бюджетной политики в 2009–2011 годах. – www.kremlin.ru;
15. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект фе-дерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». – www.ach.gov.ru
1,200 руб.