Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Конец ХХ века ознаменован все более широким применением компьютеров и информационных технологий в самых разных сферах жизни. Компьютеры позволяют значительно повысить эффективность работы в различных видах деятельности и открывают человеку новые горизонты познания. Жизнь современного человека теснейшим образом переплетена с различными техническими устройствами и приборами, которые входят в нашу жизнь все глубже и глубже, соседствуя с нами практически во всех сферах нашей жизни. Пожалуй, сложно найти область жизнедеятельности человека, где не участвуют компьютеры. С ними связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная (творческая, рекреационная и т.д.) жизнь человека. Сосуществуя с компьютерами, человек и «играет» с ними - выбирая в зависимости от своих устремлений и возможностей игры себе по вкусу. Поэтому исследование деятельности человека, опосредствованной компьютерами и другими элементами информационных технологий, представляет собой одну из самых актуальных задач для психологической науки. В психологическом плане применение информационных технологий, с одной стороны, ведет к развитию и преобразованию деятельности за счет возникновения новых навыков, операций и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредствования и просто новых видов деятельности, но, с другой стороны, отмечается значительное количество негативных последствий – технострессы, компьютерофобия, «наркотическая» зависимость от игровых программ и Интернета, хакерство и сужение круга интересов, некоммуникабельность и аутизм как следствие патологической поглощенности применения информационных технологий.
Интернет относят к мезофакторам социализации личности (А.В. Мудрик, В.А. Плешаков). Это одна из самых крупнейших сетей массовой коммуникации, охватывающая весь мир. Сегодня Интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%. [68] Компьютер стал для миллионов пользователей рабочим инструментом, посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную реальность. Многие из нас, даже не осознавая зависимости от компьютера, вследствие ее невыраженности, вероятно, испытывали ощущение легкой фрустрации при выходе компьютера из строя, невозможности получения электронной почты, бесчувственного сообщения о различного рода ошибках, препятствующих нашей цели - погружению в компьютерную реальность, ради дела или ради развлечения.
Процесс социализации - важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности подростка, его жизненную позицию, оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (сюда относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, интернет), без которых современный мир немыслим. Поэтому особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. Именно в подростковом возрасте, когда человек начинает активно пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей, возрастает их роль в социализации личности.
Не вызывает сомнения, что сегодняшний мир, прежде всего, мир науки и техники. Именно поэтому компьютерные и информационные технологии приобретают в нём всё большее значение. Особую роль на современном этапе обретает Интернет. Благодаря быстрому развитию Интернет превратился из системы передачи информации в особый ”срез реальности” - искусственной реальности, а правильнее сказать – ”виртуальной реальности”. Активность человека в виртуальном мире не ограничивается его позицией зрителя, читателя или слушателя, он сам может включаться и включается в действие, влиять на происходящее. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реального мира, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У актера виртуального мира формируется зависимость от ”виртуальности”. В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (экономический, социокультурный аспект, т.д.) зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Значение зависимости настолько велико, что, порою, люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в виртуальный. Они перестают замечать людей, которые рядом с ними, свои заботы, дела, работу, даже семью…
В процессе виртуальной компьютерной социализации происходит и самоизменение человека, которое носит неоднозначный характер. Под воздействием виртуальности у подростка возникает опасность оторванности от реальной жизни: у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того, именно он главный участник событий. В данной ситуации он все время пребывает в несовпадении с самим собой, его сознание проживает опыт, не имеющий ничего общего с реальным опытом жизни. СМИ создало совершенно новую ситуацию в процессе формирования потребностей. Кино и телевидение практически безгранично расширяют перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные стандарты жизни. В результате могут сформироваться потребности, которые совершенно не соотносятся с реальными возможностями.
Также в процессе подобной социализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, интернет существенно влияет на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; является зачастую системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни человека подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".
Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, и в то же время, с другой стороны, может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире виртуальном - квазисоциализация.
Проблема исследования: каковы особенности виртуальной компьютерной социализации в старшем подростковом возрасте.
Цель исследования: охарактеризовать процесс виртуальной социализации подростков, его влияние на их взаимоотношения их с окружающим миром и людьми, а также возможные пути предупреждения квазисоциализации и киберадикции.
В соответствие с темой обозначен объект исследования: социализация старших подростков.
Предмет исследования: особенности виртуальной компьютерной социализации старших подростков.
Цель, объект и предмет привели к постановке следующих задач исследования:
- рассмотреть проблему социализации личности в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе.
- дать сущностную характеристику процесса социализации личности.
- проанализировать особенности Интернет–общения, осуществить интеграцию понятий социализация и Интернет пространство.
- проанализировать специфику общения в чатах.
- провести экспериментальное исследование специфики общения старших подростков в интернет-среде и особенности их социолизации.
- проанализировать влияние статусного положения и самооценки старшего подростка на специфику его общения в Интернет-среде. (экспериментальное исследование).
- разработать социально-педагогические рекомендации по использованию
Интернет-общения в педагогической практике.
Гипотеза исследования: виртуальная компьютерная социализация обусловлена:
- притягательностью и доступностью Интернета
- его безопасностью и анонимностью для старших подростков
- наличием проблем и трудностей в социализации в реальном мире.
Методы исследования:
• анализ литературы
• метод изучения последнего состояния проблемы (Интернет-статьи, статистика, опросы и т.д.)
• опытно-экспериментальные методы:
- методика выявления социометрического статуса личности, структуры межличностных связей в группе (социометрия) Дж. Морено
- методика самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан
- тест на определение Интернет-зависимости К. Янг (адаптированный В.А. Буровой)
- опросники
- методы статистической обработки данных
Теоретико-методологическая база исследования:
Теории общения А.В. Мудрика, труды А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича, И.С. Кона, Г.М. Андреевой.
Теория виртуальной социализации В.А. Плешакова и работы И.Шевченко, А.Е. Жичкиной, Е.П. Белинской, Г. Гусейнова, Дж. Сулера, Д.А. Кутузовой, В.В. Гудимова, С.В. Бондаренко.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Гимназия №1579 Южный округ, г.Москва (10 класс «А», 29 человек).
Частная Московская Экономическая Школа (МЭШ) Центрального округа, г.Москва (10 центр, 34 человека).
Практическая значимость:
В процессе исследования появится новая информация о специфике социализации и феномене кибераддикции. Полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей. Эти данные могут способствовать предупреждению возникновения кибер-аддикции в старшем подростковом возрасте, а также могут быть использованы при написании научных работ и дальнейшей исследовательской деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
В работе рассмотрена специфика общения старших подростков в Интернет-среде. Обозначены и раскрыты такие понятия, как «Интернет-среда», «виртуальная социализация», «кибер-аддикция», «эскапизм», «самооценка» и «статусное положение» детей старшего подросткового возраста. Дана сущностная характеристика Интернет-среды как фактора виртуальной социализации личности старших подростков. Выявлено и обосновано влияние статусного положения и самооценки старшего подростка на специфику его общения в Интернет-среде и степень проявления кибер-аддикции.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..2
Глава I Теоретические основы исследования
социализации человека…………………………………………………9
1.1. Проблема социализации человека в зарубежной
и отечественной психолого-педагогической литературе……………9
1.2. Сущностная характеристика процесса
социализации человека………………………………………………….34
1.3. Особенности Интернет-общения и
интеграции понятий социализация, интерент-пространство………40
Выводы по первой главе………………………………………………..52
Глава II Эксперементальное исследование
специфики Общения старших подростков в
Интернет-среде и особенности их социализации……………………..54
2.1. Психологические особенности коммуникаций
подростков в Интернет-среде……………………………………………54
2.2. Влияние статусного положения и самооценки
старешего подростка на специфику его
общения в Интернет-среде………………………………………………49
2.3. Экспериментальное исследование специфики
общения старших подростков в интернет-среде………………………91
2.4. Социально-педагогические рекомендации
по использованию Интернет- общения в педагогической
практике……………………………………………………………………103
Выводы по 2 главе………………………………………………………..109
Заключение………………………………………………………………..113
Список литературы………………………………………………………116
Приложение………………………………………………………………..120
3,000 руб.
Заключение
Изучение методологических аспектов проблемы социализации позволяет определить ряд подходов к пониманию смысла данного явления: социологический, рассматривающий социализацию как общий механизм социального наследования; факторно-институциональный, определяющий социализацию как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации; интеракционистский, изучающий социализацию как важнейшую детерминанту межличностного взаимодействия и общения; интериоризационный, представляющий социализацию как процесс становления системы внутренних регуляторов посредством освоения личностью норм, ценностей, установок, выработанных обществом; интраиндивидуальный.
Анализ различных форм общения в Интернете позволяет сделать вывод о том, что Интернет благодаря его особенностям является удобным средством для изучения идентичности, особенно у посетителей чатов. Благодаря этому восприятие человека человеком становится отделенным от базовых категорий социального познания, которые выражены во внешнем облике, таких, как пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному слою. Это порождает два ряда феноменов: во-первых, в Интернет становится возможным конструирование виртуальных личностей; во-вторых, благодаря отличиям реального общения от виртуального становится возможной Интернет-зависимость. Это обусловлено особенностями общения в Интернете:
• анонимность
• своеобразие межличностного восприятия
• добровольность и желательность контактов
• затруднения в эмоциональном окрашивании текста
• «растворенная» телесность
• возможность пробовать различные роль, примерять маски.
Виртуальное пространство оказалось не суррогатом, оно не копирует реальный мир, а предоставляет человеку уникальные возможности, которые отсутствуют в реальном мире. Вследствие этих уникальных возможностей, человек в чате обретает и иную ипостась своего существования - виртуальную. В виртуальности наладить отношения с человеком, легче, чем в реальности, поскольку не мешают физические недостатки, непривлекательность, разница в возрасте и социальном статусе и т. д. И для определенной части пользователей эта легкость делает виртуальность притягательней реальности – отношения в виртуальности требуют от человека меньше ответственности, чем в реальной жизни. И хотя виртуальные отношения не дают многого, что могут дать реальные, тем не менее, часть людей идет по пути наименьшего сопротивления. Но при этом, специфика Интернет-общения соотносится с социально-педагогическими аспектами через реализацию социализирующих функций. Также изучение особенностей Интернет-общения позволило разработать социально-педагогических рекомендаций социальным педагога, преподавателям информатики, разработчикам сайтов, форумов и чатов.
Таким образом, проследив специфику общения в Интернете, и в частности, в чатах, были выявлены основные особенности общения в чатах: общение протекает исключительно в письменной форме, традиционные невербальные и паравербальные языковые средства практически полностью отсутствуют, отсутствует непосредственный контакт между коммуникантами и достоверная информация об участниках общения, анонимность, физическая непредставленность участников общения.
Особенности лексикона пользователей Интернета, иные правила построения связных высказываний и новые сценарии коммуникации составляют специфику Интернета как пространства общения. Данное общение соответствует социально-педагогическим аспектом, по возможности должно направляться социальными педагогами и рассматриваться в рамках педагогического процесса. Таким образом, выявлено, что Интернет является своеобразной виртуальной реальностью, общение в которой имеет свою специфику и особенности коммуникации, характеризующиеся через призму социализирующих функций, социальной педагогики. Гипотеза подтвердилась.
В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты:
1. На основании анализа литературных источников описана специфика общения детей в старшем подростковом возрасте в реальном и в виртуальном мирах, освещена специфика Интернет-среды, виртуальной социализации детей данного возраста, были рассмотрены основные аспекты межличностных отношений в группе детей старшего подросткового возраста, даны представления о самооценке детей данного возраста.
2. После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
- В экспериментальных группах большой процент пренебрегаемых (МЭШ – 47%, Гимназия №1569 – 38%) и отверженных детей.
- Самооценка детей данных экспериментальных групп находится в пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют высокий и низкий уровень самооценки.
- В результате исследования связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.
Низкий уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) означает неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
- В результате исследования связи между самооценкой личности, его статусным положением в группе и спецификой его общения в Интернет-среде и проявлением кибер-аддикции мы пришли к выводу: чем ниже самооценка и статусное положение личности в группе, тем больше Интернет выступает средством квазиудовлетворения потребностей в общении и выше уровень проявления кибер-аддикции.
В процессе проведенного нами исследования влияния статусного положения ребенка в группе и его самооценки на специфику его общения в Интернет-среде и степень проявления кибер-аддикции можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус и самооценка пользователей Всемирной Сети (www), тем больше Интернет выступает как средство коммуникации и менее проявляется кибер-аддикция и наоборот.
Проведенные исследования дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения виртуальной социализации как в старшем подростковом возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они также дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, как например, на профилактику Интернет-зависимости, так и в других, подобных группах школьников старшего подросткового возраста.
3,000 руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.:2001.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: 2001.
4. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернете и их связь с реальной идентичностью, 1999г.
5. Бергер П., Луукман Т. «Социальное конструирование реальности» трактат по социологии знания, перевод Е.Руткевич. - М.:1995.
6. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994.
7. Блохина Е. Исследование специфики межличностного общения с виртуальным собеседником. М.,2000
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды, М., 1995.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995.
10. Бондаренко С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2002. № 12
11. Бондаренко С.В. Стратификация в сетевых сообществах межличностного общения, 2001, доклад.
12. Бондаренко С.В. Модель социализации пользователей в киберпространстве. М., 2004.
Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете. Психологический журнал, 1999, т.20.
13. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером. М., 1990г.
14. Войскунский А. Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета // Конференция «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» - М., 2006.
15. Выготский Л.С. ”Собрание сочинений»: в 6 т. М. 1982-1983
16. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1984. – т. 3, 4.
17. Горошко Е. И. Электронная коммуникация (гендерный анализ) // Общение, языковое сознание и межкультурная коммуникация // Институт языкознания. М., 2005г.
18. Гудимов В.В. Психология киберигр. М., 2001
19. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.
20. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете, М.,1999г.
21. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера. – М., 2007.
22. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста. М., 2000.
23. Исследование особенностей "компьютерной" субкультуры // Социологический сборник. Выпуск 7. – М., 2003.
24. Кон И.С., Психология ранней юности. – М., 1989.
25. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.
26. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – М.:2003.
27. Кутузова Д.А. «Эскапизм как форма самоопределения в подростковом и юношеском возрасте» - М., 2000.
28. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
29. Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб., 1997.
30. Минаков А.В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности. – М., 2005.
31. Мнацанакан Любовь Исаковна. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. – М., Просвещение, 1991.
32. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1989.
33. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 320с.
34. Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М., 2006. – С.71-129, 159-168. 472с.
35. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000. – 192 с.
36. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.
37. Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2004. – 304 с.
38. Мудрик А.В. Смутное время и социализация». – М., 2001.
39. Мухина В.С. « Возрастная психология» М.: Академия, 2002
40. Нестеров В.В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. М., 1999г.
41. Нестеров В.В. Что выплавляют из "тонн словесной руды", или попытка реабилитации чатов. М., 2000г.
42. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. №2 (6) / АПН СССР; Редкол: Петровский А.В. (отв. ред.) и др. – М.: Педагогика, 1991.
43. Паравозов И. Интернет-общение. – М., 2003.
44. Парсонс Т. О социальных системах. – М.:2002
45. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В.А.Сластёнина, Е.А.Левановой. – М.: МПГУ - МОСПИ, 2005. – С.48 - 49.
46. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. 2005.
47. Психологический словарь. Москва, Педагогика-Пресс, 1997.
48. Сидорова М.Ю. Рефлексия «наивного» говорящего над языком и коммуникацией (по материалам открытых Интернет-дневников). М., 2003г.
49. Смирнов Ф.О. Языковая и коммуникативная агрессия в Рунете. М., 2001
50. Соколов А.В. «Общая теория социальной коммуникации» // Учебное пособие, СПб., 2002г.
51. Социально-психологические особенности населения Сети // Планета Интернет. 1999. № 30
52. Сулер Дж. Люди превращаются в электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства. – М., 2006.
53. Сухов А.Н., Бодалев А.А., Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Казанцев и др.; под редакцией А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2-е издание. М.: Издательский центр «Академия» 2002.
54. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении. М., 2001
55. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Inte
et, 1999г.
56. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
57. Шпрангер Э. «Психологии юности» М.,1987
58. Эльконин Д.Б. Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12.
59. Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис» М.,1996
60. Янг К.С. Диагноз: интернет-зависимость // Мир Интернет, № 2, 2000.
61. Kimberly S. Young Inte
et Addiction: Symptoms, Evaluation, And Treatment, 1999, University of Pittsburgh at Bradford.
62. Hard&Soft, 1997 - Почему люди общаются в Сети // Hard&Soft, №3, 1997г., автор неизвестен.
3,000 руб.