Введение
Содержание
Заключение
Литература
В связи с продолжающейся нестабильностью в Российской Федерации, многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества. Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы – либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо бесперспективная сырьевая ориентация страны.
Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния, подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. Этим и определяется актуальность данного исследования.
Для нахождения каких-либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередь изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных портфельных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране.
В современных условиях глобализации повышаются актуальность исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработки методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие. Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Это позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности хозяйственных региональных комплексов и увеличения темпов экономического роста.
Иностранные инвестиции в РФ в 2008 году по сравнению с 2007 годом сократились на 14,2% - до 103,8 миллиарда долларов, говорится в сообщении Росстата. В первом квартале 2008 года поступило иностранных инвестиций 17,3 миллиарда долларов (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во втором квартале - 29,3 миллиарда долларов (меньше на 18%), в третьем квартале - 29,2 миллиарда долларов (больше на 6,1%), в четвертом квартале - 28 миллиардов долларов (меньше на 15,2 %).
Большая часть зарубежных инвестиций - 75,327 миллиарда долларов, или 72,6% от общего объема - это кредиты. Прямые инвестиции составили 27,027 миллиарда долларов (26%), портфельные - 1,415 миллиарда долларов (1,4%).
Больше всего в РФ за 2008 год сократился объем портфельных инвестиций - на 66,3%, объем кредитов уменьшился на 15,3%, прямые инвестиции снизились на 14,2%.
По состоянию на конец 2008 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 264,6 миллиарда долларов, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Охотнее всего в нашу страну инвестируют компании Кипра (накопленный иностранный капитал на конец 2008 года по этой стране составил 56,902 миллиарда долларов), Нидерландов (46,346 миллиарда долларов), Люксембурга (34,402 миллиарда долларов), Великобритании (30,811 миллиарда долларов), Германии (17,425 миллиарда долларов), Франции (9,542 миллиарда долларов), Виргинских (Британских) островов (8,267 миллиарда долларов). На долю этих стран на конец года приходилось 77% общего объема накопленных иностранных инвестиций и 79,4% накопленных прямых иностранных инвестиций.
Больше всего зарубежных средств в 2008 году получили российские обрабатывающие производства - 33,914 миллиарда долларов. Меньше всего - 20 миллионов долларов - было инвестировано в сферу здравоохранения и социальных услуг. В добычу полезных ископаемых инвестировано 12,396 миллиарда долларов, в производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,387 миллиарда долларов, в торговлю - 23,905 миллиарда долларов.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2008 года составил 53,8 миллиарда долларов. В 2008 году из России за рубеж направлено 114,3 миллиарда долларов инвестиций, или на 53,1% больше, чем в 2007 году. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 103,2 миллиарда долларов - это на 76,3% больше, чем в 2007 году. [49]
Целью данной дипломной работы является исследование методов привлечения иностранных инвестиций в экономику России на современном этапе на примере Ульяновской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
- рассмотреть необходимость иностранных инвестиций для развития экономики в России;
- исследовать особенности инвестиционного климата в России;
- провести анализ структуры и динамики инвестиций в экономику Ульяновской области;
- провести анализ сфер применения иностранных инвестиций на современном этапе.
3,000 руб.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций…..6
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций…………………………………6
1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие государства……………………………………………………………………….14
1.3. Инвестиционная политика государства и средства ее осуществления…………………………………………………………………...34
Глава 2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России………………………………………………………………..40
2.1. Меры по улучшению инвестиционного климата в России………………40
2.2. Основные направления инвестиционной политики……………………..43
Глава 3. Иностранные инвестиции в Ульяновской области…………………55
3.1. Анализ структуры и динамики инвестиций в экономику Ульяновской области……………………………………………………………………………55
3.2. Методы привлечения иностранных инвестиций в Ульяновскую область Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………………78
3,000 руб.
Изучив теоретические аспекты инвестиционной деятельности можно сделать следующие выводы, что в условиях современной России потребность в притоке новых инвестиций обусловлена необходимостью решения как текущих, повседневных задач, связанных с необходимостью поддерживать экономическое развитие региона. В Российской экономике существуют различные модификации определений понятия инвестиции, отражающие множественность подходов к пониманию их экономической сущности. В значительной степени это обусловлено экономической эволюцией, спецификой конкретных этапов историко-экономического развития, господствующих форм и методов хозяйствования.
Региональные особенности инвестиционной деятельности обосновывают важную задачу обеспечения новых эффективных условий инвестиционного роста региональной экономики. Необходимо учитывать влияние комплекса факторов развития рынков инвестиционных ресурсов, мотивационных факторов поведения инвесторов, государственной бюджетной и инвестиционной политики.
Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.
Практическое достижение целей инвестиционной политики региона связано с созданием и обеспечением эффективного функционирования механизма ее реализации. Под механизмом реализации региональной инвестиционной политики необходимо понимать совокупность методов и обеспечивающих их действие систем, при помощи которых органы государственного управления воздействуют на участников инвестиционного процесса в целях решения первоочередных задач социально-экономического развития региона.
Таким образом, особенностью механизма реализации региональной инвестиционной политики является его направленность на согласование интересов всех участвующих сторон» поэтому важное место в структуре рассматриваемого механизма занимает мотивационный блок, который обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса не только между собой, но и с внешней средой. В общем виде представлены интересы участников инвестиционного процесса в регионе. При этом было отмечено, что может иметь место противоречие интересов, поэтому важно установить полный спектр движущих мотивов.
Проанализировав, основные показатели развития инвестиционной деятельности в Ульяновской области выявили, что в целом в крае благоприятный инвестиционный климат. Одна из ведущих отраслей по инвестированию является пищевая и перерабатывающая промышленность. Рост удельного веса инвестиций также наблюдается в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, оптовой и розничной торговле, операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.
Анализ инвестиций в основной капитал показал, что в период с 2002г. по 2008 большая часть денежных средств поступала, в основном, из федерального и регионального бюджетов.
Зарубежное инвестирование в экономической деятельности Ульяновской области в последние годы сдерживалось, прежде всего, из-за потери доверия к проводимым реформам, высокого процента коммерческого кредита, высоких инвестиционных рисков, несовершенной нормативно-правовой базы. Таким образом, характеризуя состояние процесса привлечения иностранных инвестиций, можно сделать следующие выводы. Объёмы привлекаемых в экономику края иностранных инвестиций стабилизировались, в крае заметно увеличилась активность иностранных инвесторов, в общем объёме преобладают прямые вложения.
Для дальнейшего совершенствования региональной инвестиционной политики в Ульяновской области нами были предложены следующие меры: механизм обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе, где была представлена трехуровневая система формирования приоритетов регионального инвестирования. При определении, которой необходимо, прежде всего, учитывать условия дефицита федерального, регионального и местных бюджетов, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона.
Следующим мерами для совершенствования региональной инвестиционной политики были предложены программа по созданию благоприятного климата для привлечения инвестиций в экономику края; здесь был представлен комплекс мероприятий для выполнения задач поставленных в программе, необходимых для продолжения экономического роста. И схема активизации инвестиционно-инновационной деятельности в Ульяновской области.
Таким образом, общая цель регионального развития на современном этапе заключается в том, чтобы сохранить, а затем усилить инвестиционно-инновационный потенциал наиболее перспективных отраслей регионального хозяйственного комплекса, повысить эффективность его функционирования. Только на этой основе можно обеспечить устойчивость регионального развития.
3,000 руб.
1. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996г. №803 \"Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации\".
2. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ \"О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации\".
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации\".
4. Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ \"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд\".
5. Постановление Правительства Ульяновской области от 28 июня 2007 г. n 219 об утверждении положения о порядке разработки и реализации в ульяновской области областных целевых программ.
6. Постановление Правительства Ульяновской области от 22.02.2008 №73-П \"Об утверждении Порядка принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом\"
7. Постановление Правительства Ульяновской области от 12.09.2008 №388-П \"О комиссии по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Ульяновской торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, другими организациями экономического сотрудничества и развития и экономической интеграции\".
8. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. N 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».
9. Абалкин Л. Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы экономики № 2 / 2008. С.45-50.
10. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. - М.: Крон-Пресс, 2007. - 302 с.
11. Алимова Т.Д. Проблемы теории рынка: к анализу общего // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 2007. - Вып.4 (N 26). - С.53-58.
12. Анисимов А.Н. Условия эффективного функционирования новых рыночных экономик / А.Н.Анисимов, О.А.Андрюшкевич, И.М.Денисова // Экон. наука соврем. России. - 2007. - N 3. - С.20-30.
13. Анисимов А. Секреты рынка и стратегии выхода из кризиса // Россия ХХI. - 2008. - N 7-8. - С.32-72.
14. Балацкий Е. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции // Общество и экономика. - 2007. - N 4. - С.5-28.
15. Бандурин В.В., Рацич Б.Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буквица 2007. – 279 с.
16. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2008. - 259с.
17. Бессонова О.Э. Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России. Демонстрационные проекты в жилищном хозяйстве / О.Э.Бессонова, С.Г.Кирдина, Р.О\'Салливан. - Новосибирск, 2008. - 310с.
18. Гамровски Б., Рачев С. Финансовые модели, использующие устойчивые законы: Обозрение прикладной и промышленной математики. М.: ТВП, 2007. -Т. 2. Вып. 4. С. 558 - 603.
19. Гринберг Р. Становление отечественной рыночной экономики и проблема долгосрочного планирования // Общество и экономика. - 2007. - N 11-12. - С.108-112.
20. Гринберг Р.С. Пятнадцать лет рыночной экономики в России // Вестн. Рос. акад. наук. - 2007. - Т.77, N 7. - С.584-590.
21. Гутник В. Политика хозяйственного порядка в социальной рыночной экономике: Концепции и практика реализации. - М., 2008. - 182с.
22. Евстигнеев В.Р. Портфельные инвестиции в мире и России: выбор стратегии. – М.: Эдиториал УРСС, 2008. – 370 с.
23. Зайналов М.И. Формирование и функционирование продовольственного рынка: региональный аспект. - М., 2008. - 129с.
24. Йенсен Б.А. Нильсен Й.А. Расчет цены в отсутствие арбитража: Обозрение прикладной и промышленной математики. М.: ТВП, 2008. Т. 3. Вып. 6. С. 900 - 944.
25. Кушлин В. Эффективность рыночных преобразований в России // Общество и экономика. - 2008. - N 6. - С.15-21.
26. Леонтьева Е. Государственный сектор в рыночной экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N 5. - С.24-30.
27. Лобко А.Г. Управление рынком: (учеб. пособие) / А.Г.Лобко, Р.Генов, А.В.Макевнин; Под ред. А.Г.Лобко. - М., 2007. - 62с.
28. Матвиенко В. Рыночная экономика и планирование // Общество и экономика. - 2008. - N 9. - С.5-8.
29. Мертенс А. Инвестиции. - Киев: Киевское инвестиционное агентство, 2007. - 416 с.
30. Надель С. Рыночная экономика и экономическая демократия // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 1. - С.45-53.
31. Назаревский В. Цивилизованное развитие фондового рынка России - условие создания современной экономики // Общество и экономика. - 2008. - N 7. - С.77-96.
32. Николаев И. Рыночная трансформация экономики: итоги пройденного этапа / Николаев И., Калинин А., Точилкина О. // Общество и экономика. - 2007. - N 9. - С.48-82.
33. Нуреев Р.М. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 639с.
34. О\'Брайен Дж., Шривастава С. Финансовый анализ и торговля ценными бумагами. - М.: Дело Лтд, 2008. - 207 с.
35. Павлов К. Рыночные отношения: принципы, модели, перспективы // Общество и экономика. - 2008. - N 12. - С.14-41.
36. Sharpe W.F. Portfolio Theory and Capital Markets. N.Y.: Mc Graw-Hill, 2008.
37. Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Д.В. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 2008. - 1027 с.
38. Шведов А. С. Теория эффективных портфелей ценных бумаг. М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 144 с.
39. Ширяев А.Н. Основы стохастической финансовой математики. Факты. Модели. - М.: Фазис, 2008. Т. 1.490 с.
40. Энг М.В., Лис Ф.А., Мау эр Л. Дж. Мировые финансы. - М.: ДеКа, 2008. - 735 с.
41. Яков Котликов (Нью-Йорк) Инвестиционный климат России // Вестник №13(220), 22 июня 2008. – с. 44-49.
42. http://ulgov.ru/
43. http://invest.ulgov.ru/
44. http://econom.ulgov.ru/
45. www.finance-live.ru
46. http://nedranews.ru/news/finances/9353.html
47. www.directorinfo.ru
48. www.imf.org/exte
al/country/RUS/rr/rus
49. www.oecdmoscow.org
3,000 руб.