Актуальность проблемы. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности. [11, с. 19]
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы.
Методологической основой исследования явились работы Д.И.Фельдштейна, А.Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
Предмет исследования – социальная работа.
Объект исследования – особенности социальной работы с конфликтными ситуациями в подростковой среде.
Цель работы: изучить основные подходы к проблеме конфликтов, обосновать эффективность деятельности социального работника с подростками в конфликтной среде.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к проблеме конфликтов.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
3. Сформулировать рекомендации по воспитательной и психо-коррекционной работе с конфликтными подростками.
Гипотеза исследования: социальная работа с конфликтами в подростковой среде будет эффективной, если будет обоснована эффективная деятельность социального работника.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, тестирование, опросник А. Баса – А. Дарки, опросник К. Томаса.
Структура работы. Работа состоит из введения, где обосновываются цели, задачи и актуальность исследования, первой главы, в которой изучаются основные подходы к проблеме конфликтов, второй главы, где производится методическая разработка обоснования эффективности деятельности социального работника с подростками в конфликтной среде, заключения, где подводятся итоги исследования, списка литературы.
3,000 руб.
Введение
3
Глава 1. Основные подходы к проблеме конфликтов
5
1.1. Сущностно-содержательные характеристики конфликта
5
1.2. Проблематика подросткового возраста
19
1.3. Специфика конфликтных ситуаций в подростковой среде
25
Глава 2. Обоснование эффективности деятельности социального работника с подростками в конфликтной среде
32
2.1. Методика исследования. Особенности социальной работы в конфликтных ситуациях в подростковой среде
32
2.2. Роль и место социального работника в процессе разработки в подростковой среде
49
Заключение
73
Литература
76
3,000 руб.
Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.
Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
Анализируя причины конфликтов в среде подростков, можно сделать вывод о том, что часто в их основе лежат индивидуально-психологические особенности общения - интеллектуальные, волевые, личностные. С целью диагностики конфликтного поведения подростков в исследовании применена методика КОС-1. После повторного проведения методики были выявлены следующие результаты.
Выделяются три уровня конфликтного поведения у подростков экспериментальной группы: средний (6 учеников), высокий (4 ученика), очень высокий (4 ученика). Ниже среднего и низкого уровня конфликтного поведения нет. Предположили, что на уровень конфликтного поведения могут влиять личностные особенности испытуемых, т.е. трудности в общении возникают у тех, у кого наблюдается трудности личностного плана. С этой целью была проведена методика – тест Кэттела.
Результаты полученных данных по методике теста Кэттела выявили следующие личностные особенности: самоуверенность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения. По результатам полученных данных методики теста Кэттела, КОС-1, была проведена психокоррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении.
Коррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении оказывает положительное влияние на повышение уровня конфликтного поведения, о чем свидетельствует процентный рост коммуникативных уровней (динамика очень высокого уровня растет на 14,3%, динамика низкого и ниже среднего уровней падает до нуля, на 7% увеличивается высокий уровень, доминирующим уровнем является средний уровень конфликтного поведения, который имеет постоянный показатель за счет сокращения после проведения психокоррекционной работы низкого и ниже среднего уровней, за счет перевода испытуемых на высокий уровень).
Результаты полученных данных исследования показали, что при устранении причин, вызывающих негативные качества личности, среди подростков снижается уровень конфликтов, что подтвердило вывод о том, что их причинами могут выступать личностные особенности детей.
Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы по профилактике и разрешению конфликтов в среде подростков средствами социальной педагогики, что свидетельствует о достижении цели исследования.
3,000 руб.
1. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями. – М.: Просвещение, 2008. – 124 с.
2. Амманскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Наука, 2007. – 85 с.
3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – 4-е изд. – М.: Изд-во Магистр, 2008. – 96 с.
4. Базелюк В.В. Диагностическая и коррекционная работа с детьми школьного возраста, социально и педагогически запущенными: Метод. рекомендации / Ред. Н.Н. Тулькибаева, Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: Факел, 2007. – 27 с.
5. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практич. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
6. Бегалиев К. Рядом с тобой подросток: Предупреждение правонарушений несовершеннолетних – наше общее дело. – Алма-Ата: Казахстан, 2007. – 190 с.
7. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 2007. – 138 с.
8. Белкин А.С. Поступки можно предупредить. – Свердловкс: Средне-Урал. кн. изд-во, 2007. – 83 с.
9. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 2007. – 309 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2008. – 347 с.
11. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 240 с.
12. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. // Психологическая наука и образование. – 2007. - № 3. – С. 104-109.
13. Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень защиты прав ребенка. – СПб.: Питер, 2006. – С. 7-12.
14. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. – 2006. - № 4. – С. 76-80.
15. Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения. – Свердловск: Изд-во СПИ, 2007. – 210 с.
16. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2006. – 147 с.
17. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. – М.: Социальное здоровье России, 2007. – 183 с.
18. Димов В.Д. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2007. - № 3. – С. 45-55.
19. Драгунова Т.В. Психические особенности подростков // Возрастная и педагогическая психология. – 2009. - № 1. – С. 305-317.
20. Забродин Н.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
21. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М.: Высш. Школа, 2005. – 191 с.
22. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово: Логос, 2006. – 112 с.
23. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 140 с.
24. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. // Вопросы психологии. – 2008. - № 5. – С. 141-145.
25. Ковалева А.И. Социология личности: норма и отклонение. – М.: Просвещение, 2006. – 120 с.
26. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
27. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 255 с.
28. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 2008. – 204 с.
29. Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. – М.: Просвещение, 2007. – 205 с.
30. Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). – М.: Педагогика, 2007. – 272 с.
31. Краковский А.П. Трудный возраст. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.
32. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 2008. – 72 с.
33. Кряквин В.Я. Организационно-педагогические основы социально-психологической адаптации подростков (из опыта работы муниципального комплекса образования и воспитания подростков г. Магнитогорска): Монография: Изд-во Факел ЧГПУ, 2007. – 235 с.
34. Кузнецов В.И. Психолого-педагогические условия формирования учащихся. – М.: Просвещение, 2006. – 200 с.
35. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
36. Ландова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 2007. - № 4. – С. 35-42.
37. Максимова Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. – Том 17. – 2006. - № 3. – С. 149-153.
38. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с.
39. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 2008. - № 9. – С. 100-109.
40. Реан А.А. Характерологические особенности подростков – деликвентов. // Вопросы психологии. – 2008. - № 4. – С. 139-144.
41. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х гг.: протест и девиантное поведение. // Социс. – 2008. - № 9. – С. 106-114.
42. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2007. – 213 с.
43. Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема. // Педагогика. – 2008. - № 7. – С. 38-41.
44. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. // Воспитание школьников. – 2007. - № 7. – С. 44-46.
45. Федоров Г.Г. Трудный подросток – становление личности. – СПб.: Знание, 2005. – 32 с.
46. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 2006. – 590 с.
47. Фокин В.М. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних, не занятых учебой и работой. – М.: Педагогика, 2007. – 218 с.
48. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2007. – 150 с.
49. Шевчук В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение: Социально-психологический аспект. – Ярославль: ЯПИ, 2006. – 154 с.
50. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. академия РАН Осипова Г.В. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 939 с.
3,000 руб.