Законодательство о банкротстве, как механизм правового регулирования рыночных отношений, в настоящее время существует в любой цивилизованной стране с развитой экономикой. Понятие «банкротство» происходит от двух итальянских слов: banca – скамья и rotta – изломанная, надломанная, т.е. несостоятельность банкира, крах банка.
Понятие несостоятельности (банкротства) можно рассматривать, выстраивая в определенную цепочку. «Все начинается с неплатежеспособности. Если она оказывается вовсе непосильной для должника и последний теряет всякую возможность рассчитаться с кредиторами, то такой неплательщик тем самым приобретает новое качество - становится несостоятельным. Третье и завершающее качество на тернистом пути незадачливого предпринимателя – банкрот. Им его наделяет арбитражный суд».
Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер – с одной стороны. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого
несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам . Настоящая работа посвящена рассмотрению процедур банкротства юридического лица, которые являются неотъемлемой частью любого законодательства, регулирующего институт банкротства.
Развитие законодательства о банкротстве всегда предусмотрено развитием рыночной экономики, поэтому промышленное развитие России XIX начала XX в.в. спровоцировало развитие правового регулирования несостоятельности. В советское время в нашей стране банкротству не уделялось внимания, плановые предприятия продолжали работать, дотировались из государственного бюджета (Глава 1.1). Современный этап развития экономики продолжает развитие института несостоятельности. Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя материальные и процессуальные нормы гражданского права, арбитражно-процессуального права, административного права и уголовного права. В настоящее время введен в действие новый Закон о банкротстве 2002 года, внесший изменения в действовавшее законодательство. Современное правовое регулирование представляет собой сложную систему правовых норм, содержащихся не только в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», но и в других нормативно - правовых актах (Глава 1.2)
Основной целью банкротства является как удовлетворение требований кредиторов, так и сохранение деятельности должника. Оптимальным достижением данной цели служат различные процедуры банкротства, которые призваны не только обеспечивать процесс, но дифференцировать этот процесс по возможности реабилитации должника. Связи с появлением закона 2002 года к процедурам
банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение была добавлена новая процедура – финансовое оздоровление (Глава 2).
Применение процедур банкротства не может быть одинаковым для юридического лица – субъекта малого предпринимательства и градообразующего предприятия, для стратегического предприятия и предприятия естественной монополии, для банка и сельскохозяйственного кооператива. В некоторых случаях необходима только процедура конкурсного производства, т.к. основной целью банкротства является раздача долгов кредиторам. Связи c различиями в социальной и экономической значимости, целями проведения банкротства предусмотрены особенности проведения процедур банкротства и упрощенные процедуры (Глава 3).
В системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота центральным нормативным правовым актом является закон о банкротстве, за последнее десятилетие закон о банкротстве сменился два раза, это говорит как об отрицательном свойстве современного регулирования – предыдущие законы 1992 г. и 1998г. оказались несовершенны, так и о положительном – законодательство развивается, учитывая недостатки и пробелы прошлого. Идеальный закон невозможно создать за одно десятилетие, поэтому маловероятно, что и новый закон не содержит недостатков, именно анализу положительных и отрицательных положений в отношении применения процедур банкротства закона 2002 года посвящена Глава 4.
Институт банкротства – одна из самых важных экономических составляющих рыночного и правового государства. Актуальность темы «Процедуры банкротства юридического лица» заключается не только в появлении более совершенного и детализированного ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-
ФЗ, рассмотрение несостоятельности применительно к юридическим лицам обусловлено тем, что в подавляющем числе процедур несостоятельности и субъектом банкротства является именно юридическое лицо, но и тем, что арбитражные суды захлестнула волна исков о банкротстве - очевидно, что закон о банкротстве используется сегодня для передела собственности, а не для достижения соединения интересов должника и кредитора. Только «правильное» применение процедур банкротства, следуя не только «букве», дающей множество лазеек, но и «духу» закона позволит кредиторам, должникам, арбитражным управляющим и арбитражному суду достичь цели института банкротства.
Цель дипломной работы – исследовать законодательство о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, рассмотреть нюансы правового регулирования процедур несостоятельности (банкротства) некоторых категорий должников, исследовать положительные и отрицательные стороны правового регулирования процедур банкротства по новому законодательству, подчеркнуть возможные направления совершенствования законодательства.
Во исполнение поставленной цели использовалась как научная литература (Постатейный комментарий Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под ред. Витрянского В.В., Комментарий к закону Телюкиной М.В. – комментарии подготовлены на момент действия прежнего закона, однако новый закон содержит много общего в регулировании процедур банкротства); так и периодическая литература, содержащая множество публикаций по проблемам применения процедур (статьи Витрянского В.В., Лившица Н., Никитиной О.А, Телюкиной М.В).
3,000 руб.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в РФ….... 7
1.1 Историческое формирование нормативно-правовой базы………………. 7
1.2 Правовое регулирование процедуры банкротства
по действующему законодательству РФ………………………………….13
Глава 2. Процедуры банкротства юридического лица…………………………. 18
2.1 Наблюдение………………………………………………………………….18
2.2 Финансовое оздоровление…………………………………………………. 25
2.3 Внешнее управление………………………………………………………...30
2.4 Конкурсное производство…………………………………………………..36
2.5 Мировое соглашение……………………………………………………….. 41
Глава 3. Особенности применения процедур банкротства……………………...48
3. 1. Банкротство отдельных категорий должников –
юридических лиц……………………………………………...................... 48
3.2 Упрощенные процедуры банкротства……………………………………...56
Глава 4. Анализ основных положений законодательства в отношении
применения процедуры банкротства……………………………………………59
Заключение…………………………………………………………………………..67
Список сокращений…………………………………………………………………71
Источники и литература…………………………………………………………....73
Приложение 1…………………………………………………………………….79
Приложение 2…………………………………………………………………….81
Приложение 3…………………………………………………………………….83
Приложение 4…………………………………………………………………….85
3,000 руб.
Законодательство о несостоятельности (банкротстве), регулирующее процедуры банкротства юридического лица динамично развивается, совершенствуясь в своем развитии при условии развития эффективных механизмов регулирования рынка и экономики в целом. Подтверждение этого положения находит в развитии законодательства о банкротстве конца девятнадцатого, начала двадцатого века – в период бурного развития экономики, промышленности, конкуренции; развитие торговых и рыночных механизмом Российской Федерации последнего десятилетия так же способствовало развитию законодательства о банкротстве.
Процедуры банкротства юридического лица прошли путь детализации и совершенствования применения к конкретным условиям экономического и хозяйственного оборота, регулируются не только нормами материального права (отражается в нормах Гражданского права, ответственности по Уголовному, Административному законодательству), но и процессуальном праве (положения Арбитражного кодекса). Процедуры банкротства, существовавшие до настоящего момента, резко отличались не только в правовом регулировании, но и по содержанию: наблюдение было введено с 1998 года, а финансовое оздоровление в ноябре 2002 года.
В настоящее время очень подробно регламентированы особенности применения процедур банкротства не только в процессуальном применении к некоторым категориям должников, круг которых существенно расширен, но и целесообразностью применения в случае ликвидации и отсутствия должника.
Совершенствование применения процедур банкротства юридического лица целиком и полностью отвечает целям принятия нового законодательства о
несостоятельности – совершенствования правового регулирования института банкротства. Однако любое новое, реформированное законодательство всегда имеет недочеты и пробелы. По мнению автора работы к таким относятся:
- формы финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего, который должен дополнительно застраховать свою ответственность перед началом осуществления деятельности;
- минимальная оплата арбитражного управляющего;
- оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость составляет менее чем сто тысяч рублей, без привлечения независимого оценщика;
- структура плана внешнего управления;
- участие в удовлетворении требований кредиторов третьими лицами, не участвующих в процедуре банкротства;
- возможность увеличения сроков процедуры банкротства на необоснованное количество времени;
- стилистическое написание отсылочных норм закона.
С этой целью в законе в части совершенствования применения процедур банкротства необходимо ввести поправки:
1. Определить размеры вознаграждения арбитражного управляющего – управляющего проведением процедур банкротства исходя из конкретной процедуры, размеров имущества предприятия, уставного капитала и сумм задолженностей и установить верхний предел вознаграждения;
2. Производить независимую оценку имущества всего имущества, в том числе и движимого, т.к. любое предприятие имеет недвижимое имущество, которое в любом случае оценивается независимой оценкой ;
3. Представляется справедливым утвердить методическое содержание плана внешнего управления, обосновываемого соответствующими прогнозными
расчетами и проектировками, методами проведения, которые разработаны экономической наукой и апробированы на практике;
4. Ограничить исполнение обязательства третьими лицами перед кредиторами при проведении процедуры внешнего управления.
5. Исправить такие положения как «случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом», на положения, указывающие конкретную (конкретные) статьи, с целью упрощения восприятия закона не только профессионалами, но другими гражданами РФ.
Уже практически ни кого не удивишь репликой о том, что механизм банкротства необходим рынку. Банкротство не только законная ликвидация должника, но и путь оздоровления финансового состояния, чему служат пять процедур банкротства, разрешающие переход из одной в другую, не соблюдая строгой последовательности. Однако многие знают, что банкротство зачастую - это никакое не оздоровление, а простой грабеж, передел собственности.
«Примерно тридцать процентов всех банкротств в России приходится на заказные банкротства», - заявила руководитель Федеральной службы России по финансовому оздоровлению Татьяна Трефилова. «Примерно треть кредиторов была заинтересована не в получении денег, а в смене собственника» («Независимая Газета» от 28.09.01) . Если говорить о серьезных предприятиях, попадающих в эту мясорубку, то «нечестных» банкротств будет не треть, а гораздо больше.
Вениамин Яковлев – Председатель Высшего Арбитражного Суда полагает, что основное «назначение института банкротства состоит в том, чтобы либо оздоровить гибнущее предприятие, либо помочь предпринимателю, который запутался в долгах» . Поэтому законодателю не стоит забывать о
законодательстве о несостоятельности и строить законоположения с учетом, сложившейся практики, направляя практику применения банкротства на оздоровление экономики страны, а не на передел собственниками крупнейших предприятий страны. Законодательство о несостоятельности - своего рода сплав экономических идей и юридических норм - будет работать только тогда, когда оно будет объективно отражать и закреплять экономическую реальность, сложившуюся правовую практику взаимоотношений всех участников процесса.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993) / Российская газета, N 237, 25.12.1993
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ / Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ / Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / СЗ РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
6. Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» / СЗ РФ 15.07.2002, N 28, ст. 2787
7. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. 21.03.2002) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» / СЗ РФ, 01.03.1999, N 9, ст. 1097.
8. Федеральный закон от 24.06.1999 N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса»/ СЗ РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3179.
9. Федеральный закон от 08.07.1999 N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» / СЗ РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3477.
10. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» / СЗ РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785.
11. Федеральный закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / СЗ РФ, 12.01.1998, № 2, ст. 222.
12. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» / СЗ РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1.
13. Федеральный закон РФ от 19.11.1992 № 3929-1«О несостоятельности (банкротстве) предприятий» / Ведомости СНД и ВС РФ, 07.01.1993, № 1, ст. 6
14. Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» / Российская газета, N 33, 20.02.2003
15. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» / СЗ РФ, 20.05.2002, N 20, ст. 1872.
16. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 06.03.2002 N 2527-III ГД «О проекте Федерального Закона N 165603-3 «О несостоятельности (банкротстве)» / СЗ РФ, 18.03.2002, N 11, ст. 1033
17. Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 № 301 «Об утверждении положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству» / СЗ РФ, 10.04.2000, N 15, ст. 1597.
18. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.1999 N 1100-р «О контроле за проведением процедур банкротства организаций, имеющих особое значение» / СЗ РФ, 26.07.1999, N 30, ст. 3936.
19. Постановление Правительства РФ от 22.05.1998 N 476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» / СЗ РФ, N 21, 25.05.1998, ст. 2249
20. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» / Ведомости СНД и ВС РФ, 25.06.1992, N 25, ст. 1419
21. Постановление Правительства РФ от 20 сентября 1993 № 926 «О федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом» / САПП РФ, 27.09.1993, № 39.
22. Распоряжение Госкомимущества РФ от 05.11.1992 № 717-р «Об утверждении типового положения о проведении конкурса по продаже предприятия - банкрота и его имущества» / Закон, № 7, 1993
2. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Банкротство предприятий / Сборник нормативных актов. М., 1995 г.
2. Большой юридический словарь / под ред. А.Я.Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 1999.
3. Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) / Хозяйство и право, № 1, 2003.
4. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) - Комментарий к закону / М., Приор, 2000.
5. Витрянский В.В. Особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса / Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, № 8, 1999.
6. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). Комментарий к закону / Вестник ВАС РФ, Специальное приложение № 2, февраль 1998.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т.1 / М., Русский язык, 1999.
8. Дягилев А. Конкурсный управляющий на тропе банкротства / Бизнес-адвокат № 17, 1999 г.
9. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций / М., Норма-Инфра, 1998 г.
10. Киреев Ю. Национальные особенности института несостоятельности / Бизнес-адвокат №22, 2001
11. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под ред. Витрянского В.В. / М., «Статут», 1998.
12. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) под ред. Садикова О.Н. / М.: ИНФРА-М, 1997
13. Лившиц Н. Миру - мир, войны не нужно / Бизнес-адвокат № 1, 2000.
14. Лившиц Н. Мировое соглашение в деле о банкротстве / Бизнес-адвокат № 22, 1998.
15. Мацюк А. Особенности рассмотрения арбитражным судом дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций / публикация Консультант-Плюс, 15.04.2000
16. Никитина О.А. Процедура наблюдения / Вестник ВАС РФ - Специальное приложение к № 2. 1998.
17. Никитина О. А. Конкурсное производство / Бизнес-адвокат № 15, 1998.
18.Новое процессуальное законодательство о разрешении экономических споров. Интервью с Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ В.Ф. Яковлевым / Хозяйство и право, № 2, 2003, С. 16
19. Оленин А. Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры процесса о банкротстве 01.04.1999/ публикация СПС Консультант -Плюс
20. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права / М. Статут,1998.
21. Российское законодательство X-XX веков т.1 - Законодательство Древней Руси. – М., 1984.
22. Свит Ю. Восстановительные процедуры - способ предотвращения банкротства / Российская юстиция №3, 1998 г.
23. Степанов В. В. Правовое регулирование несостоятельности в Германии, США, Англии, Франции и России. Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М. И. Брагинского // М.: Статут, 1998
24. Телюкина М.В. Исполнение третьими лицами обязательств должника в течение внешнего управления / Хозяйство и право, №3, 2003
25. Телюкина М.В Наблюдение как процедура банкротства / Хозяйство и право №. 9-10, 1998 г.
26. Телюкина М. В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Отв. ред. А. Ю. Кабалкин. — М.: БЕК, 1998.
27. Телюкина М.В. Развитие законодательства о несостоятельности и банкротстве / Юрист № 11, 1997.
28. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы / Российская юстиция №. 10, 1998 г.
29. Яковлев В.Ф. Необходимо менять закон о банкротстве / Ведомости №22, от 08.02.2001.
3. МАТЕРИАЛЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений статьи 49 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц» / СЗ РФ, 19.03.2001, N 12, ст. 1138.
2. Постановление Президиума ВАС РФ N 6824/02 от 24.12.2002 С момента введения наблюдения имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому кредиторы не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке; о наличии обязательств у должника кредитор может заявить в рамках дела о банкротстве с тем, чтобы его требования были включены в реестр требований кредиторов / Вестник ВАС 24.12.2002
3. Постановление Президиума ВАС РФ N 1908/02 от 27.08.2002 Временный управляющий может быть назначен только арбитражным судом первой инстанции с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом \"О несостоятельности (банкротстве)\"/ Вестник ВАС РФ, N 12, 2002
4. Постановление Президиума ВАС РФ N 9112/01 от 27.08.2002 В случаях, когда должник - гражданин либо руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности / Вестник ВАС РФ, N 12, 2002.
5. Статистика. Рассмотрение дел о банкротстве в 2001 году / Вестник ВАС РФ, N 4, 2002.
3,000 руб.