Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства.
К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право. Независимость и подчинение только закону образуют важнейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное влияние и на ее нравственное содержание
За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении продуктов и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг твердых рамок деятельности. То, что в остальных странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного вида мыслей, при оформлении рыночных отношений просит закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникания на рынок некачественных и небезопасных продуктов и услуг в этот период - законодательство русской Федерации о защите прав потребителей.
Закон РФ «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. В нем в первый раз были закреплены признанные интернациональным обществом права потребителей, а также механизм их защиты. Многие нормы, к примеру, право на информацию, право на качество, право на сохранность, возможность защиты неопределенного круга потребителей вообще в первый раз возникли в русском законодательстве. Иски о защите прав потребителей освободили от госпошлины. Закон стал одним из первых нормативных актов, предусматривающих компенсацию за моральный вред.
К середине 90-х годов информация о правах потребителей обширно распространяется. Закон РФ «О защите прав потребителей» признан одним из самых применяемых в России, а по оценкам интернациональных экспертов – одним из самых твердых в мире. Для тех стран, в которых рыночные дела лишь начинают складываться, это оправданно.
Сейчас в России рынок уже насыщен продуктами. Появились компании, для которых одной из основных стратегических задач стало привлечение неизменных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие шок при вхождении в рынок, стали более осторожными в выборе продуктов и в то же время, более грамотными при защите собственных интересов.
Целью данной практики является не только ознакомление с деятельностью юридической организации, изучение практических ситуаций в применении норм трудового права, но и сбор, и анализ материала, необходимого для дипломной работы.
Таким образом, в задачи прохождения преддипломной практики является:
1. Обобщение и закрепление приобретенных теоретических знаний на практике, формирование практических умений и навыков в работе помощника юриста;
2. Ознакомление с деятельностью с нормативными актами общества, его внутренней структурой, организацией деятельности структурных подразделений организации;
3. Усовершенствование ранее полученных знаний законодательства РФ, регулирующего работу по защите прав потребителей, а также законодательства, регулирующего деятельность Управления юристов;
4. Приобретение первоначального профессионального опыта и получение навыков работы как сотрудника общества – помощника юриста;
5. Сбор, систематизация и обобщение информации и материалов, необходимых для написания дипломной работы.
1,000 руб.
В процессе работы были рассмотрены вопросы, связанные с договором социального найма, его заключением, изменением и расторжением.
В ходе исследования был проведен подбор материала, характеризующий основные элементы договора социального найма жилого помещения, анализ судебных решений по поводу изменения и расторжения договора социального найма. Т.о., задачи в плане изучения и анализа жилищных правоотношений в аспекте проблем, касающихся сторон социального найма и их полного и по возможности справедливого осуществления ими своих прав и обязанностей были успешно выполнены. Отсюда выводы, которые построены исходя из результатов выполненной работы:
1. Договор социального найма жилого помещения является, по сути, уникальным институтом российского жилищного права. Общие понятия, такие как предмет, под ним понимают жилое помещение, или форма, в данном случае письменная, зачастую встречаются и в других нормах гражданского законодательства. Но само понятие договора нам говорит о том, что одной из сторон (наймодателем) является собственник.
2. Права и обязанности нанимателя и наймодателя - основные условия договора социального найма. При этом ЖК РФ содержит существенный перечень таких обязанностей, например, вопросы, связанные с предоставлением услуг, с осуществлением капитального ремонта наимодателем. Типовой договор социального найма, уточняет условия, расширяет перечень при этом, не противореча ЖК РФ.
За 2008 год Управлением по защите прав потребителей проверено 428 компаний торговли, публичного питания и бытового обслуживания.
Дано консультаций по защите прав потребителей, правилам торговли, сертификации услуг – 1167.
Управление по защите прав потребителей уделяет существенное внимание работе не лишь с потребителями, но и с бизнесменами, предоставляющими им разные продукты, сервисы. С целью профилактики правонарушений со стороны компаний торговли в IV квартале 2008 года проведены семинары с руководителями компаний торговли:
- потребительские характеристики золота, правила реализации ювелирных изделий;
- особенности реализации парфюмерно – косметических продуктов, требования к качеству и маркировке;
- трудности розничной реализации алкогольной продукции;
- особенности реализации отдельных групп стройматериалов, требования, предъявляемые при реализации оконных блоков;
- на местности Воздвиженского сельсовета – по вопросам соблюдения потребительского законодательства в части обеспечения свойства продуктов и услуг.
В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение. Работа со средствами массовой информации является одной из принципиальных функций Управления по защите прав потребителей.
По более проблемным вопросам по защите прав потребителей в редакции газеты «Мозаика» проводится «круглый стол» с ролью представителей контролирующих органов и Федеральных служб. Ответы на поставленные вопросы дискуссируются, решаются и выносятся на странички газеты «Мозаика».
На Ульяновском радио организован цикл передач «Клуб потребителей», где регулярно (1 раз в месяц) в режиме «прямого микрофона» мастера Управления по защите прав потребителей городского образования доводят до сведения обитателей города и района итоги работы Управления, дают информацию о Законе РФ «О защите прав потребителей», разъясняют действие статей закона, отвечают на вопросы радиослушателей.
О результатах проводимых проверок, а также при выявлении на потребительском рынке некачественных продуктов и услуг, данные передаются в СМИ, в газетах «Комсомольская правда», «Мозаика», «Аргументы и факты», «Симбирский курьер».
В связи с огромным количеством правонарушений на потребительском рынке в сёлах городского образования, их удалённостью от города и невыполнимостью населения сёл нести транспортные расходы, а также с целью более оперативного решения вопросов по защите прав потребителей населения района глава администрации городского образования вынес постановление № 1332 от 02.11.08 г. «Об утверждении уполномоченных по защите прав потребителей при сельских администрациях». Это постановление закрепило при администрации каждого сельского совета уполномоченного, с помощью которого обитатели села могли бы получить нужную им консультацию по применению главных положений Закона РФ «О защите прав потребителей».
С данной целью с уполномоченными регулярно проводятся совещания- семинары для профессионалов сельских советов (уполномоченных) по разным вопросам защиты прав потребителей, разъясняются правила торговли той либо другой группой продуктов, правила сертификации продуктов и услуг. Составляются протоколы совещаний, ведётся неизменный контроль за решением вопросов, появившихся у представителей сельских администраций, обитателей района.
В I квартале 2009 года Управлением по защите прав потребителей вместе со специалистами структурных подразделений управления потребительского рынка продуктов и услуг и при непосредственном участии уполномоченных были организованы и проведены учебные семинары с руководителями компаний торговли и публичного питания на местности Борисовского сельского совета (с.Корсаковка, с.Борисовка).
Работа с жалобами и заявлениями
Одним из главных направлений в работе Управления по защите прав потребителей является рассмотрение жалоб и заявлений потребителей в защиту собственных прав и проверки компаний всех форм принадлежности по жалобам и заявлениям людей.
За 2008 год Управлением по защите прав потребителей рассмотрено 2208 жалоб и заявлений. Из них в досудебном порядке решены 80%.
Анализ информации о нарушении прав потребителей на рынке продуктов, работ, услуг за 2008 год (исходя из обращений людей) указывает, что основное количество жалоб приходится на неудовлетворительное качество продуктов, в особенности продовольственных (1012 жалоб).
Второе место по количеству жалоб и заявлений людей занимает качество выполненных работ, услуг (1040 жалоб). Из них 72 жалобы приходится на качество выполнения жилищно-коммунальных услуг и 50 – на бытовые сервисы.
Примеры:
1. В магазине «Полюс» куплен холодильник «LG» по цене 13 тыс. Рублей в феврале 2008 года. В течение года гражданин Миронов обращался в мастерскую «Вега-Гарант» в г. Ульяновске 3 раза с одним и тем же недочетом (образование конденсата). Заключение мастерской – «холодильник исправен, в квартире Миронова низкая влажность». В ноябре месяце гражданин Миронов обратился в отдел по защите прав потребителей. По рекомендации профессионалов Управления была проведена независящая экспертиза, которая не подтвердила заключений гарантийной мастерской «Вега-Гарант». Требование гражданина Миронова о замене холодильника было удовлетворено в досудебном порядке.
2. Семья пенсионеров Ткачук в июле 2008 года на рынке ООО «Рынок» у частного бизнесмена (с лотка) получила краску масляную для покраски фасада дома (5 банок по цене 140 рублей). Через 7 дней после окончания ремонтных работ, краска стала вздуваться и лопаться. Гражданин Ткачук обратился с претензией к торговцу, но претензия не была удовлетворена, после чего он обратился в отдел по защите прав потребителей. Мастера Управления вместе с представителями торгово-промышленной палаты проехали по указанному адресу и подтвердили, что данный факт имеет место. В этот же день была проведена проверка бизнесмена в части доказательства свойства продукта. Документов, подтверждающих качество проданной гражданину Ткачук краски, не предъявлено. Торговец обязан был удовлетворить претензию потребителя и вернуть ему средства в сумме 700 рублей.
3. 17 апреля 2008 г. В отдел по защите прав потребителей обратилась гражданка Диденко, проживающая по адресу: г. Ульяновск, ул. Полбина, д.136, Кв. 103, С жалобой на неудовлетворительное качество коммунальных услуг, оказываемых МУ «Служба заказчика» МУП ППЖТ. После неоднократного обращения с 2007 г. в управление жилищно-коммунальной службы с претензией на течь в доме и нанесённый материальный вред, никаких мер принято не было. Специалистами Управления было составлено исковое заявление. Заседание состоялось 17 декабря 2008 года. Суд обязал ответчика, а конкретно МУП «Производственно-жилищно-коммунальный трест» возместить материальный вред в сумму 10732 руб. И моральный вред в сумме 2000 руб., А также в течение 3-х месяцев произвести капитальный ремонт кровли.
Телефон Управления – «горячая линия» по защите потребительских прав. За 2008 год специалистами Управления дано более двух тысяч консультаций по телефону.
Меры по усовершенствованию деятельности Управления
1. В согласовании с возложенными Законом РФ «О защите прав потребителей» на органы местного самоуправления обязанностями отдел защиты прав потребителей городского образования г. Ульяновск и Ульяновская область проводит огромную, целенаправленную работу.
Но статья 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» ограничивает действие органов местного самоуправления на рынке продуктов и услуг. Законодательством предусмотрены лишь контролирующие функции. Статьёй 44 Закона не предусмотрено составление протоколов на правонарушителей и принятия соответствующих решений по ним, что существенно осложняет работу по искоренению правонарушений. В настоящее время органы местного самоуправления по защите прав потребителей вправе лишь остановить продажу продуктов (выполнение работ, оказание услуг) в вариантах выявления реализации продуктов, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, либо с просроченными сроками годности, либо без сроков годности, если установление этих сроков непременно, остановить продажу продуктов (выполнение работ, оказание услуг), существенно быстрее, оперативнее действовать работники Управления могли бы, если бы данной статьёй было предусмотрено составление протоколов на правонарушителей и принятия решений по ним.
Целесообразно было бы предоставить право Управлениям по защите прав потребителей органов местного самоуправления составлять протоколы по следующим статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях:
Статья 14.1. воплощение предпринимательской деятельности без госрегистрации, либо без специального решения (лицензии);
Статья 14.2. Незаконная продажа продуктов (других вещей), свободная реализация которых запрещена либо ограничена;
Статья 14.4. Продажа продуктов, выполнение работ, или оказание популяции услуг ненадлежащего свойства либо с нарушением санитарных правил;
Статья 14.5. Продажа продуктов, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации или без внедрения контрольно-кассовых машин;
Статья 14.7. Обман потребителей;
Статья 14.8. Нарушение других прав потребителей.
2. Усовершенствованию деятельности Управления могло бы послужить также создание на местности городского образования филиала Ульяновской Госторгинспекци. Территориальное управление Ульяновской гос. инспекции по торговле, качеству продукта и защите прав потребителей осуществляет свои функции в согласовании с Постановлением Правительства от 14 июля 2007 года. Решение появившихся вопросов, связанных с качеством продукции (воплощением работ, услуг), контроль и проверки на местах имели бы больший эффект и действенность, оперативность принятых мер была бы более высокой.
3. В отдельных вариантах можно прибегнуть к комиссионному рассмотрению материалов по нарушениям прав потребителей. Посреди них, к примеру, такие случаи, когда:
а) нереально добиться от хозяйствующего субъекта устранения нарушения в добровольном порядке;
б) хозяйствующий субъект не один раз нарушает законодательство о защите прав потребителей;
в) выявленные нарушения не попадают под законодательство о защите прав потребителей;
г) деяния по устранению выявленных нарушений выходят за рамки возможностей органов местного самоуправления о защите прав потребителей и остальные.
В этих целях при организации по защите прав потребителей городского образования может быть образована комиссия по урегулированию указанных вопросов из представителей Управления защиты прав потребителей, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, публичного объединения по защите прав потребителей. Состав комиссии утверждается нормативным правовым актом местного самоуправления.
1,000 руб.