Введение
Содержание
Заключение
Литература
Проблема психологического воздействия является одной из основных в психологии. Под психологическим воздействием Ковалев А.Г. понимает воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений.
Можно выделить парциальное и глобальное преобразование психики под влиянием психологического воздействия. О парциальном преобразовании психики можно говорить, например, в том случае, когда силой педагогического воздействия учитель может перестроить отношение ученика к какому-либо одному предмету. В случае глобального преобразования перестраивается целая группа психических явлений, таких как эмоциональная сфера личности, поведенческий и ценностный аспекты.
Психологическое воздействие по форме может быть вербальным или невербальным (позы, мимика, жесты и т.д.). Соотношение вербальных и невербальных средств психологического воздействия может быть различным в зависимости от цели воздействия. В одних случаях они могут совпадать, усиливая друг друга, в других не совпадать и противоречить друг другу. Невербальные сообщения часто отличаются от вербальных, а по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о том, что происходит с человеком в тот или иной момент. В невербальной коммуникации важные намёки могут быть обнаружены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами.
Умение распознавать и адекватно использовать средства воздействия – важнейший показатель мастерства психотренера. Он должен учитывать многие обстоятельства при наблюдении за невербальной коммуникацией.
Воздействие может осуществляться в двух системах отношений: «субъект-объектной» и «субъект-субъектной». В первой системе отношений субъекту отводится роль манипулятора, объекту – роль манипулируемого. В субъект-субъектной системе устанавливается равенство психологических позиций.
Такие системы отношений непосредственно связаны с двумя основными парадигмами групповой психотерапии. В соответствии с первой парадигмой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий. Воплощением этого подхода является бихевиоризм. Сущность бихевиористических программ заключается в идее управления человеком через систему стимулов, посредством которых можно вызвать желаемую реакцию.
Другая парадигма основана на вере в конструктивное начало человеческой природы. В западной психологии этот подход разработан в гуманистической психологии, основы которой заложили А. Маслоу, Р. Мэй, Э. Фромм, К. Роджерс и др. К. Роджерсу принадлежит основная роль в разработке практики воздействия на принципах «гуманистической психологии». Он является основателем клиент-центрированной теории и практики психотерапии. К. Роджерс выдвинул идею «модели роста» как цель психотерапевтического воздействия. По мнению автора, человек обладает собственной активностью, идущей изнутри, стремлением к росту, прогрессу, к реализации собственного потенциала. Группы психологического тренинга создают для человека условия получения личностного опыта и тем самым облегчают развитие самосознания. Это современный ответ на вечные вопросы человеческой души. Он не единственный и не абсолютный. Но кому-то он поможет. Во всяком случае, люди, прошедшие хороший психологический тренинг, всегда становятся немного другими. Более мудрыми, наверное, потому что они лучше познали себя.
Интерес к психологическому тренингу в последние годы не только не угасает, но, напротив, захватывает людей, даже далеких от психологии. Достаточно часто приходится объяснять людям самых разных профессий и возрастов, что такое тренинг, чем там занимаются.
Цель исследования – изучить факторы воздействия группы на личность и методы социально-психологического тренинга в группах.
Объект исследования - воздействие группы на личность и методы социально-психологического тренинга.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-психологические механизмы воздействия группы на личность
2. Рассмотреть роль группы в формировании личности
3.Изучить содержание социально-психологического тренинга
4. Рассмотреть методы социально-психологического тренинга в группах
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Факторы воздействия группы на личность
1.1. Социально-психологические механизмы воздействия группы на личность……….6
1.2. Роль группы в формировании личности……………………………………………..10
Глава 2. Методы социально-психологического тренинга в группах
2.1. Социально-психологический тренинг………………………………………………..17
2.2. Методы социально-психологического тренинга в группах…………………………27
Заключение………………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………………………36
1,200 руб.
Основными средствами воздействия в тренинговой группе выступают: групповые нормы, групповая поддержка, обратная связь, групповые ожидания.
Групповые нормы – это определенные правила, вырабатываемые и принимаемые группой. Групповым нормам должно подчиняться поведение ее членов. Подчинение групповым нормам – необходимое условие поддержки порядка, достижения групповых целей, эффективного взаимодействия. В каждой тренинговой группе устанавливаются свои нормы. Целесообразно, чтобы на начальных этапах работы группы тренер сразу предложил участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения. Это общие основные нормы: активность, доверительное общение, конфиденциальность, персонификация, принцип «здесь и теперь».
Групповая поддержка оказывает положительное влияние на самооценку, повышает степень уважения к себе, способствует самораскрытию в группе. Групповая поддержка необходима в тех случаях, когда участник группы решается на рискованный шаг.
Благодаря обратной связи участник получает представление о том, какие эмоциональные реакции у членов группы вызывает его поведение. В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева выделяют следующие условия, необходимые для эффективной обратной связи: описательный характер обратной связи; неотсроченность обратной связи; специфичность обратной связи, а не обобщенность, т.е. она должна иметь отношение к конкретному проявлению участника, а не к поведению в целом; релевантность обратной связи потребностям и получающего и дающего; реализация обратной связи в контексте группы; высказывания по поводу таких свойств, которые могут быть реально изменены. Для эффективного обучения общению важно научиться адекватно принимать и отражать эту связь.
Групповые ожидания являются важным компонентом положения индивида в группе, поскольку всякий член группы не только выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. От него ждут определенных моделей поведения в соответствии с ролью, которую он играет в группе.
Предлагает такую классификацию методов социально-психологического тренинга: дискуссионные методы (групповые дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных поведенческих ситуаций и т.д.); игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, транзактный анализ и т.д.); релаксационные методы (техники релаксации и медитации); психогимнастические упражнения.
Выделяют и иную классификацию методов: групповые дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, психодрама, психорисунок, психогимнастика.
Активные методы обучения разделяет на три группы: дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусных случаев из практики и т.д.); игровые методы (ролевые игры, дидактические и творческие игры, контр-игра); сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Итак, из вышесказанного видно, что социально-психологический тренинг – это метод психологического воздействия, посредством которого достигается овладение сложным видом деятельности, изменение имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью, увеличение профессиональных знаний и умений, изменение социального поведения и установок личности.
1,200 руб.
1.Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 237 с.
2.Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: \"Академический проект\", 1997. – 335 с.
3.Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. – M.: \"REFL-book\", 1994. – 314 c.
4.Берн Э. Трансактный анализ в группе. – М.: Лабиринт, 1994. – 176 с.
5.Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: \"Социально-психологический центр\", 1996. – 380 с.
6.Бондаренко А. Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). – Киев: КГПИИЯ, 1991. – 187 с.
7.Вачков И. В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья. – 1995. – № 3.
8.Вачков И. В. Основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. – Деп. в ИТОП РАО, № 20-96. – М., 1996. – 24 с.
9.Вачков И. В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 234с.
10.Введение в практическую социальную психологию / Л. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. Л. Петровская и др. / Под ред. Ю. М. Жукова. – М.: \"Смысл\", 1996. – 373 с.
11.Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с.
12.Захаров В. П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. ЛГТУ, 1990. 325с.
13.Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.276с.
14.Игры – обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
15.Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина. 1983. – 465с.
16.Киннер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М.: Независимая фирма \"Класс\", 1993. – 224 с.
17.Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психол. журнал. Т. 2. № 1. 1989.
18.Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. – 144 с.
19.Коротаева Е. В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. – Екатеринбург, 1995. – 31 с.
20.Коротаева Е.. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. – 224 с.
21.Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал, 1984, Т. 5, № 4.
1,200 руб.