ХХ век, в особенности его вторая половина, стал временем неуклонно ускоряющегося научно-технического прогресса. Начавшееся столетие продолжает эти тенденции. Вместе с тем в темпах научно-технического прогресса, в его направленности, в формах социальной организации, в характере воздействия на человека и общество сегодня происходят радикальные перемены - начало ХХI века можно характеризовать как качественно новый этап в развитии науки, технологий и их взаимодействия с обществом.
На современном этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.
В постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. И центром этого слияния, сближения является человек.
Настоящий реферат посвящен проблеме современных представлений о науке и ее классификации.
750 руб.
Введение 3
Глава 1. Современная - постнеклассическая наука. Проблема человека
в современной науке 4
Глава 2. Представления о классификации наук 8
Заключение 12
Список литературы 14
750 руб.
Для развития современной науки, как известно, характерно совмещение двух противоположных тенденций - все более возрастающей дифференциации и все более мощной интеграции различных наук. Возникновение в последние десятилетия специальных дисциплин объясняется, конечно, растущей дифференциацией и прогрессом аналитических методов науки. Однако в области человекознания эта тенденция теснейшим образом переплетается с синтетическими подходами к реальным целостным, или сложным, видам человеческой деятельности. Поэтому специализация знания в этой области чаще всего сочетается с комплексным объединением отдельных частных учений в общую теорию того или иного образования, свойства или вида человеческой деятельности.
Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром (абиотические и биотические факторы природы - человек; общество и его историческое развитие - человек; человек - техника; человек - культура; человек и общество - Земля и космос).
Подобного многообразия подходов к изучению человека еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспектов человекознания - специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения к различным областям общественной практики.
В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой человека.
Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки.
Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений.
Наконец, третья особенность современного научного развития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития .
750 руб.
1) Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - Дубна, 1997.
2) Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. - 1992. - № 12.
3) Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4) Нугаев Р. М. Классика, модерн и постмодерн как этапы синтеза физической теории // Философские проблемы классической и неклассической физики. - М.: ИФРАН, 1998.
5) Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология. - М.: Юристъ, 1995.
6) Севальников А.Ю. О некоторых тенденциях в интерпретации науки // Философия науки. - М.: РАН. Ин-т философии, 2000.
7) Юдин Б.Г. Этическое измерение современной науки // Отечественные записки. – 2002. - № 7.
8) Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин / http://tid.com.ua/scripts/ishop.exe/addonres?id=85
9) Merton R. K. Sociology of science: Theoretical and empirical investigations. Chicago; L.: Wiley, 1973.
750 руб.