Введение
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей.
Основной задачей дошкольного образования является развитие индивидуальных способностей детей в целях их более раннего развития индивидуальной творческой деятельности как показателя интеллектуальной одаренности.
Потенциальные способности таких детей смогут много дать в различных областях знаний, если только они получат возможность их развить.
Важную роль в развитии познавательных способностей занимает игра. Игровое обучение на занятиях имеет особое значение. Во время занятий дети практически не общаются друг с другом. Всякие попытки общения считаются нарушением дисциплины. В игре можно создать ситуации, при которых на разных этапах занятия ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать и оценивать друг друга. В процессе общения дети быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют затруднения. Это позволяет практически всем двигаться вперед, подтягивает слабых и не сдерживает сильных по знаниям детей.
Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.
Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка и к учению и к труду, являясь всего немного учением и немного трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает игру лишь забавой и развлечением.
Таким образом, мы предлагаем использовать заданий в виде тренингов и игр на занятиях в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения. Игровые ситуации делают занятие разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску.
Мы считаем, что наша тема «Формирование интеллектуально-познавательных способностей старших дошкольников в процессе игры» недостаточно изучена и в настоящее время является особо актуальной.
Наша работа основана на теоретических и практических трудах в области педагогики таких исследователей, как Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.А. Венгера, в области психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Р.С.Немова и других.
Объектом исследования является процесс формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей 6-7 лет.
Предметом исследования является игра как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников.
Цель данного исследования: выявить эффективность применения игр на формирование интеллектуально-познавательных способностей детей.
В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование познавательных способностей старших дошкольников будет происходить более эффективно, если 1) применять игры с учетом возрастных особенностей и закономерностей детского мышления; 2) предусмотреть преемственность в работе учителя с воспитателем; 3)
Исходя из целей исследования и рабочей гипотезы, в работе мы поставили следующие конкретные задачи исследования:
• Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
• Выявить уровни развития познавательных способностей у детей 6-7 лет;
• Разработать систему работы, основанной на использование игр, направленных на развитие познавательных способностей у детей 6-7 лет;
• Экспериментально обосновать эффективность использования игр на занятиях при формировании познавательных способностей;
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие научно-исследовательские методы:
-теоретический (анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования);
-социолого-педагогический (наблюдение, тестирование и анализ диагностики);
-экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента с целью установления фактического уровня интеллектуально-познавательных способностей детей и формирующий, контрольный эксперимент);
Научная новизна исследования. Научно обосновывается и экспериментально доказывается эффективность применения игр и упражнений для формирования познавательных способностей у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования. На основе проведенного научно-практического исследования определено эффективное влияние игр на формирование познавательных способностей.
Практическая значимость исследования. Разработаны разнообразные тестовые задания, упражнения, игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, которые могут быть использованы учителями непосредственно в практической работе, студентами во время педагогической практики, родителями при подготовке ребенка к обучению в школе.
База исследования. Опытно- экспериментальной базой исследования явились детские сады ?. В ходе эксперимента участвовали воспитанники детского сада, поступающие в школу, в количестве 12 человек. Сроки проведения экспериментального исследования: октябрь 2004 г. – апрель 2005 г.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
2,500 руб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.
2. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. «Ось-89», 2001. – 272 с.
3. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск, 1979. – 184 с.
4. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
5. Барахсанова Е.А. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4-11 лет. – Якутск, 1995. – 18 с.
6. Барахсанова Е.А. Современные подходы на основе использования интеллектуальных игр в образовании. – М.: 1998. – 156 с.
7. Барахсанова Е.А., Голиков А.И., Саввинов Т.Т. Ребенок в мире интеллектуальных игр. – Якутск, нац. кн. изд. «Бичик», 1993. – 72 с.
8. Бархсанова Е.А., Барахсанов В.П., Ефимова Д.Г., Саввинова Р.В. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях./ Под ред. д-ра пед. наук проф. Т.Т. Савинова. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
9. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление.//ДВ. – 2004 - №9 – с.66-71.
10. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В2-х томах. – М.: Педагогика, 1979. Т.1. – 3003 с.
11. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под редакцией Д.И. Фельдштейна 2-е изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. – 352 с.
13. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
14. Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста.//ДВ. – 1972. - №1, с.30-35.
15. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). – М.: Знание, 1984. – 80 с.
16. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
17. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко – М.: ПЕРСЭ. – 2003. – 144 с.
18. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. центр «Академия». – 2000. – 624 с.
19. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
20. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.// Вопросы психологии. – 1996. - №6, с. 62-76.
21. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 144 с.
22. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Изд. Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
23. Гермогенова М.Д., Карамзина У.А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – Якутск: Изд-во ИСКРО – 1994. – 52 с.
24. Григорович Л.А., Ермоленко О.С. и др. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М.: ООО Изд. АСТ, 2000. – 128 с.
25. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе.// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М.: 1987. – с. 19-38.
26. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-ти 7-ми лет к школьному обучению. – М.: 1993.
27. Детская практическая психология: Учебник /Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
28. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе.//НШ. – 2000. - №12, с. 17-20.
29. Журова Л.Е. и др. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.//НШ. – 1999. - №8, с. 5-11.
30. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 352 с.
31. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.II. Развитие произвольных движений. – М.: Педагогика, 1986. – 296 с.
32. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 296 с.
33. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников.//ДВ. – 1972. - №4, с. 37-42.
34. Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
35. Игра и игровые упражнения с детьми 6-летнего возраста./Под редакцией Е.И. Коваленко. – Киев: Радяньська школа, 1987. – 142 с.
36. Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. /Под ред. Г.Г. Кравцова. – М.: изд. АПН СССР. – 1990. – 151 с.
37. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. – СПб.: КАРО, 2004. – 432 с.
38. Коменский Я.А. Великая дидактика: Избр. Пед. соч. – М.: Учпедгиз, 1955. – 446 с.
39. Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте./ Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М.: 1991 - №2, с.24-32.
40. Леушина А. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы.//ДВ. – 1972. - №4, с.42-47.
41. Локк Дж. Педагогические сочинения./Пер. с англ. – М.: Учпедгиз, 1939. – с.67-224.
42. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
43. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М.: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1959. – 546 с.
44. Люблинская А.А. Работа по новым программам в школе и проблема преемственности //ДВ. – 1972. - №4, с.47-53.
45. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1977. Т.1. – 397 с.
46. Мусейибова Т. Вопросы воспитания и первоначального образования в педагогической публицистике Н.И. Новикова.//ДВ. – 1972. - №2, с.39-55.
47. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. Для студ. Вузов. – 7-е изд., стереотип, - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 456 с.
48. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
49. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
50. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.
51. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
52. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996. – 360 с.
53. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста: Пособие для учителя./Сост. И.А. Петрова. – М.: Просвещение, 1990. – 95 с.
54. Оконешникова А.П. Развитие у ребенка способности и таланта. Беседа для родителей. – Якутск, Кн. изд., 1978. – 104 с.
55. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.
56. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 95 с.
57. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В. Залужской. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1975 – 383 с.
58. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: Кн. для работников дошк. Учреждений./под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: Просвещение; Братислава: Словац пед. изд-во, 1989. – 176 с.
59. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. Изд. Педагогика. – М.: 1997 – 270 с.
60. Популярная психология для родителей./под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.
61. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду//ДВ. – 2003. -№4, с. 2-8.
62. Развитие высших психических функций. Л.С. Выготский /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова. Изд. Академии пед. наук. – М.: 1960. – 498 с.
63. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
64. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М.: Флинта, 1998. – 88 с.
65. Ращикулина Е.Н. Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методологические ориентиры //ДВ. – 2004. - №12, с. 78-80.
66. Савинова Р.В., Белолюбская А.А. Логические игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Метод. Пособие /Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я), 2002. – 38 с.
67. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педучилищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
68. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 144 с.
69. Унарова С.Н. Психология детей дошкольного возраста: Учеб. пособие /С.Н. Унарова; Департамент по высшей школе и науке при Правительстве Республики Саха (Я), ЯГУ им. М.К. Амосова. – Якутск: Изд-во ДНИСПО, 2001. – 168 с.
70. Унарова С.Н. Психология ребенка раннего и дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс /Ин-т развития образования. Центр дистанц. образ. педаг. ин-т ЯГУ. – Якутск: Изд-во Центра дистанц. образ. ИРО МО РС (Я), 1999. – 152 с.
71. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, «Владос», 1995. – 249 с.
72. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. / под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
73. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 56 с.
74. Шабалина З.П. Первый год – самый трудный: Особенности учеб.-воспит. Работы с шестилет. Первоклассниками: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
75. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
76. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек./ Серия Психологический практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
77. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
2,500 руб.