Готовый реферат
на тему:«Психология жизненного пути, особенности процессов развития, ресурсы и мотивация»
Цена: 750 руб.
Номер: V33494
Предмет: Психология
Год: 2007
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
В советской психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев1. Н. А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию.
Жизненный путь — «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения» [7; 104—105]. Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом. психологического изучения.
Так называемые возрастные категории, в которых описывается жизненный путь, многозначны и подразумевают разные системы отсчета. В одних случаях это онтогенез, в других — система возрастной стратификации общества, в третьих — возрастной символизм культуры. Соответственно варьируют и термины, в которых описываются его переломные, ключевые моменты.
Когда процесс развития человека моделируется по образцу онтогенеза как нечто интраиндивидуальное, говорят о критических или сенситивных периодах [8], последовательность и сущность которых кажутся инвариантными.
Но развитие личности происходит не в вакууме. Социология берет за основу периодизации жизненного пути не этапы онтогенеза, а стадии социализации, социальные переходы, качественно меняющие положение, статус или структуру деятельности индивида (поступление в школу, завершение образования, вступление в брак, выход на пенсию и т. п.). Эти поворотные пункты являются социально-типичными, общими для всех членов данного общества, класса, возрастного слоя и т. д.
И сенситивные периоды, и социальные переходы предполагают какую-то психологическую перестройку, для обозначения которой существует специальное понятие возрастных, а точнее, нормативных жизненных кризисов (слово «нормативный» подчеркивает, что речь идет о нормальном, а не патологическом процессе). Зная типичную траекторию жизненного пути и особенности половозрастной стратификации данного общества, мы можем достаточно точно сказать, в каком именно возрасте человеку предстоит столкнуться с определенными проблемами, как эти проблемы переплетаются друг с другом, каковы типичные варианты их разрешения и т. д.
Однако жизненный путь личности не только естественноисторический, повторяющийся процесс, но и уникальная, единственная в своем роде драма, каждая сцена которой — результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств. О том, что все человеческие судьбы слагаются случайно, в зависимости от судеб, их окружающих, писал И. А. Бунин в книге «Жизнь Арсеньева», и с этим должна считаться не только художественная литература, но и научная психология.
Превращение психологии развития личности в психологию жизненного пути означает, что основой его периодизации становятся не психофизиологические сенситивные периоды, социальные переходы и нормативные кризисы сами по себе, а те конкретные жизненные (биографические) события, в которых эти процессы переживаются личностью. Такой событийно-биографический подход сегодня уже концептуализируется в психологии [8] и смежных науках.
Похожие работы:
Проблемы и пути развития внешнеэкономической деятельности России ➨
Введение Актуальность предмета исследования состоит в том, что платёжные балансы стран постоянно взаимосвязаны: ...
Введение Кризисное состояние экономики и значительный спад производства в России, обусловленный переходом ...
Психология триумфа и поражения. Психология дисквалификации. Психологическая устойчивость ➨
Спорт – это радость побед и горечь поражений, это захватывающая борьба двух людей на коротких секундах дистанции ...
1.2. Нарушения двигательной сферы у детей с задержкой психического раз-вития и способы их коррекции на уроках адаптивной ...
Введение.
Человеческая жизнь, особенно жизнь личная, индивидуальная является
чрезвычайно сложной. ...