Готовая курсовая работа
на тему:«Личность и деятельность первых русских князей»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V33656
Предмет: Всеобщая история
Год: 2007
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
IX и X века - наиболее сложный для изучения период в истории Древней Руси. Летописцы, работавшие через 100-150 лет после описываемых ими событий, опирались в основном на устные предания и легенды; годовая сетка, отличающая русскую летопись от византийских хроник и давшая ей название (летопись - описание событий по годам, "летам"), как установлено исследователями, была "наложена" на повествование о древнейших событиях X-XI вв. лишь при создании в начале XII в. летописного свода, получившего название "Повесть временных лет". Поэтому датировка многих древнейших событий, равно как исчисление лет жизни и княжения первых Рюриковичей, может быть принята с известной долей условности.
Русская письменность начинается с христианства. Первые книги и грамота явились в церковной жизни, вероятно, еще до Владимира Святого, так как уже были написаны договоры Олега и Игоря с греками. Первые книги были богослужебные и церковно-поучительные, взятые у предваривших русский народ в христианстве болгар и написанные на старославянском языке, ставшем церковным. Этим определилась первая форма литературного языка русской письменности. Первые книжники были служители церкви, которым грамота была необходима для исполнения их служения. Их первые писания направлялись в особенности на церковное поучение, почему в этой области письменности надолго, частью даже доныне, утвердилось господство церковнославянского языка.
Таким образом, основным источником русской истории древнейших времен, а значит и информации о первых русских князьях служат летописи. Несмотря на почти двухсотлетнее пользование летописями, этот наиболее эксплуатированный источник русской истории не может, однако, считаться вполне изученным, даже в его древнейших частях, издавна привлекавших к себе наибольшее внимание исследователей. Так в основе летописей о первых русских князьях лежат хроники монаха Киево-Печерской лавры Нестора-летописца, останки коего и по ныне находятся впещерах православной святыни.
Путем тонкого анализа неизученных новгородских летописей удалось открыть в начальной их части прототип "Повести". Так повесть о "начале земли русской" коротко рассказывает о том, как Кий, Щек и Хорев в Киевской области, а славяне, кривичи и меря - в Новгородской, владели "каждый родом своим". Как туда и сюда пришли варяги, как наследник Рюрика, Игорь, со своим "воеводой" Олегом выгнали киевских варягов, Аскольда и Дира, и завладели Киевом. Как Игорь и его воевода Свенельд воевали с древлянами и угличами, как убит был древлянами Игорь и мстила за него Ольга и т.д .
А.А. Шахматов, разобрав хронологические домыслы разных редакторов "Повести" до 945 г., счел возможным признать только за четырьмя из них происхождение из первоисточников (именно, годы договоров 907, 912, 945 гг. и поход Игоря 941 г.). Относительно дальнейшего летописания важен вывод Шахматова о существовании специально-новгородской летописи, начинавшейся известием о крещении Новгорода в 989 г. и сочиненной в 1167 - 1188 гг. Германом Воятой, священником новгородской церкви святого Иакова. Чем дальше, тем более летописи начинают служить, вместо цели нравственного назидания, целям государственной политики. С конца XV и начала XVI столетий они не довольствуются тенденциозным изложением современных летописцу событий и начинают вносить тенденциозное освещение в изображение прошлого. Сложился целый ряд официозных легенд, доказывавших справедливость московских политических притязаний, права московского государя на "всю Русь, на киевское наследство, наконец, на власть византийских императоров" .
Согласно «Повести временных лет», в 862 году посольство чуди, веси, словен и кривичей, народов, раздираемых междоусобными войнами, начавшимися после изгнания с их земель варягов, которым они раннее платили дань и которые, вероятно, властвовали на их землях, отправилось снова в землю варяжскую, чтобы найти нового князя, который мог бы положить конец этим раздорам. «Повести временных лет» сообщает, что Рюрик стал княжить в землях ильменских словен, Синеус — между чудью и весью на Белоозере, а Трувор — в землях кривичей в Изборске. Точное место княжения Рюрика неизвестно. Чтение списков летописи разногласят: в одних написано, что он сел княжить в Новгороде, в других — Ладоге. По мнению историка Соловьёва С.М. , наиболее вероятное и предпочтительное место княжения Рюрика — Ладога. Он объясняет это тем, что крепость находится недалеко от устья реки Волхов, где начинается торговый путь «из варяг в греки». Это позволило бы князю контролировать торговый путь и в то же время обезопасить свои земли от нападения других варягов.
Под сомнение в разное время ставилась и хронология происхождения первых князей, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и особенно — сама политическая идея «призвания варягов», иностранных властителей. В историографии XIX—XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне политизирован, заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей — это «антинаучная норманская теория», якобы утверждающая, что славяне не могли самостоятельно создать своё государство. Ныне эти крайности преодолены; предпосылки государственности у восточных славян никем не ставятся под сомнение, случаи приглашения иностранных правителей хорошо известны в Средневековье, а проблема происхождения правящей династии в принципе не имеет отношения к проблеме происхождения государства и политической культуры славян.
По мнению, сложившемуся в современной историографии, история о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является несколько искаженной. Призвание варягов—русов, для княжения некоторым историкам представляется маловероятным. И. Я. Фроянов считает, что в действительности имело место приглашение новгородцами варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик осуществил удачный государственный переворот в Новгороде, свергнув и убив словенского князя Вадима Храброго .
Согласно составленной в XVI веке так называемой Никоновской летописи, в 864 г. «оскорбишася Новгородци, глаголюще: яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его». И. Я. Фроянов считает этот отрывок указанием на узурпацию власти Рюриком. По мнению других историков, рассказ о Вадиме Храбром — позднейшая легенда.
С другой стороны, опираясь на многочисленные исторические, археологические, лингвистические источники историк В. В. Фомин доказывает, что переселение на территорию Северо-Западной Руси определенной части населения южнобалтийского побережья, занятого славянами, получило свое отражение в варяжской легенде при занесении в «Повесть временных лет» помещенной под 895, 862 и 882 годами.
По мнению многих историков (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин, Х.Ловмяньский, А.Н. Кирпичников и др.) призвание Рюрика представляло собой «ряд» - договор, по которому на него возлагалисьобязанности по организациисовместной обороны и речной навигации. В пользу данной версии гвоорит тот факт, что и в более поздние времена подобная форма фиксации отношений между князем и городом практиковалась достаточно часто: в западной Руси – вплоть до XIV в., в Новгороде и Пскове – до их присоединения к Московскому государству .
Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку, археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род», а «Трувор» — «верная дружина». Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной, что вполне соответствует версии Фроянова о Рюрике как о варяжском конунге. Д. С. Лихачёв полагает, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу новгородского летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева .
Предание о Рюрике едва ли не дословно совпадает, например, с рассказом Видукинда Корвейского о приглашении саксов бриттами. Такое совпадение любопытно. Потому что автор "Повести временных лет" скорее всего не знал о труде Видукинда. Естественно, и сам Видукинд не мог пользоваться повестью, так как писал "Деяния" почти на столетие раньше. Но не случайно же это! Скорее всего, есть какой-то общий литературный источник.
Г.М. Барац считал, что такой основой является текст 1 "Книги Царств", рассказывающий о том, как состарившийся пророк Самуил доверил власть над народом Израиля своим сыновьям, но те судили неправедно: "И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" . Именно этот текст, по словам Г.М. Бараца, и пересказан в сказании о призвании скандинавских варягов.
Иной путь предложил В.Я. Петрухин. Опираясь на широкий круг литературных и фольклорных аналогий, он заключил, что этот библейский сюжет не был первоначальным. Он присущ, в частности, народам, не связанным с средиземноморско-европейскими культурами или вообще изолированным от них. Поразительные эрзянские и корейские параллели легенды о призвании варягов подтверждают, по мнению Петрухина, ее фольклорные истоки. Кто бы ни был прав в этом споре, думаю, что наблюдения эти вовсе не убеждают, что легенда о Рюрике и его братьях отразила реальные события.
Между тем буквальное понимание известия о призвании варягов привело некоторых историков к своеобразным выводам, в частности, к выводу, что государственность была привнесена на Русь извне. Так возникла в историографии "норманнская проблема". И спор между "норманистами" и "антинорманистами", то, затихая, то, вновь обостряясь, продолжается свыше двух столетий. Но В.О. Ключевский, крупнейший русский историк, называл варяжскую проблему патологией общественного сознания.
По словам крупного современного лингвиста Г.А. Хабургаева, рассуждения о происхождении слова "Русь", с одной стороны, и "Киевской Руси" - с другой, переплетаются в трудах историков настолько тесно, что их невозможно отделить друг от друга. Между тем древнейшие отечественные источники, прежде всего "Повесть временных лет", четко отделяют названия славянских племен, вошедших в состав Древнерусского государства, от Руси, а иногда даже противопоставляют Русь славян, прямо отождествляя ее с варягами. Казалось бы, совершенно обоснованно можно делать вывод о скандинавском происхождении летописной Руси. Но... берем другие тексты "Повести временных лет" и читаем: "Реша (сказали ) русь, чюдь, словени и кривичи и вси: "Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Здесь русь оказывается совсем в ином логическом ряду - с теми, кто призывал варягов: чюдью, словенами, кривичами и весью. И все опять запутывается. Правда, уже в следующей фразе оказывается, что Рюрик, Трувор и Синеус пришли в новгородскую землю.., "пояша по собе вся русь". Это, кстати, точно соответствует утверждению Константина Багрянородного о том, что в полюдье киевские "архонты" отправляются "со всеми росами". Круг замкнулся: судя по всему, русь вновь оказывается пришлой. Хотя в последнем случае речь вряд ли может идти о каком-то этносе .
Представление о Рюрике, кроме «Повести временных лет», можно получить из следующих источников: Фроянов И.Я. «Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов»; Войтович Л. "Княжеские династии Восточной Европы (конец IX — начало XVI века): состав, общественная и политическая роль"; Меркулов В.И. "Забытая родословная Рюрика"; Кузьмин А. Г. «Варяги и Русь»; Кузьмин А.Г. "Древняя Русь в IX-XI веках" и т.д.
Согласно летописям у Рюрика был сын, Игорь Рюрикович. Умирая Рюрик передал правление и своего малолетнего сына Олегу. Сведения об Игоре дают не только наши летописи, но и иноземные писатели (Симеон Логофет, Лев Грамматик, Георгий Мних, Кедрин, Зонара, продолжатели Феофана и Амартола, Лев Диакон, кремонский епископ Лиутпранд). Смерть Игоря летопись относит к 945 г. Не удовольствовавшись данью, уже полученной с древлян, Игорь с небольшой частью дружины вернулся к ним за новой данью; древляне возмутились и убили Игоря. По словам византийского историка Льва Диакона, древляне привязали его к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, а потом отпустили их, и Игорь был разорван. Также информацию об Игоре нам дают следующие источники: Срезневский "Договоры с греками X века" ("Исторические Чтения о языке и словесности"); В.И. Сергеевич "Лекции и исследования по истории русского права"; М.Д. Приселков "Очерки церковно-политической истории Киевской Руси в X - XII веках"; А.Е. Пресняков "Княжье право древней Руси" и т.д.
Олег - первый князь киевский из рода Рюрика. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был в то время малолетним. По предположению Соловьева, Олег получил власть не как опекун Игоря, а как старший в роде. Три года оставался Олег в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на Юг. Сначала он занял Смоленск и посадил там своего мужа, потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также посадил мужа. Добровольно ли покорились Олегу эти племена или после сопротивления - летопись не говорит. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Пушкина: "Песнь о вещем Олеге". По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912 г.; но хронология первых страниц начальной летописи крайне спутана и неточна. Критическую оценку летописных сведений об Олеге дают нам Соловьев, Иловайский и Бестужев-Рюмин. Представление об Олеге мы можем получить не только из летописей, но и из различной учебной литературе по истории, например, такой как Пушнарев С.Г. «Обзор русской истории»; учебное пособие «История России IX – XXI в.в. от Рюрика до Путина» под ред. Я.А. Перяслева и др.
Согласно летописи, в 903 году Олег определил в жены Игорю плесковку Ольгу, будущую княгиню киевскую; эта дата, учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав был в 946 году малолетним, сомнительна. Согласно «Повести временных лет», Ольга была родом из Пскова, согласно Степенной книги родиной княгини Ольги является «Выбутская весь» (ныне деревня Выбуты в 12 км от Пскова). Относительно происхождения Ольги существует несколько гипотез: одни считают, что княгиня была из варягов, как и её муж Игорь, другие говорят о её славянском происхождении.
После смерти мужа Ольга берет в свои руки бразды правления и проявляет энергичную деятельность по усмирению "примученных" племен. "И устави по Мсте погосты и дань, и ловища ея суть по всей земли, и знамение и места по всей земли, и погосты, а санки ее стоят во Пскове и до сего дни; по Днепру перевесища и села, и по Десне есть село ее и доселе" - говорит о деятельности Ольги летописец. Тепло отзывается летописец о последних годах жизни Ольги: она кротка, богобоязненна и тихо умирает, завещая похоронить ее по христианскому обряду, без обычной тризны. Многие черты летописной Ольги сближают ее с Олегом; легенды, окружающие оба эти имени, имеют общий источник в народном эпосе. Христианская Русь помнила о трудах киевской княгини по насаждению христианства на Руси, легенда увенчала ее ореолом святости, а церковь, несмотря на противодействие Византии, причислила ее к лику святых. Память ее празднуется 11 июля. Также преставелние об Ольге дает работа Виролайнена М. Н. «Загадки княгини Ольги».
Согласно VII тому "Полного собрания летописей", в котором говорится о происхождении Рюрика от Пруста, брата императора Августа, у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд. Потомство Рюрика правило в России более 700 лет, до смерти Федора Иоанновича.
Таким образом, историография первых русских князей очень обширна и состоит в основном из работ генеалогического и биографического характера. Ее можно разделить на четыре части, но не по научной значимости трудов, а по условному тематическому принципу. К первой части можно отнести генеалогические и биографические справочники, специально посвящённые Рюриковичам или охватывающие значительные «пласты» их генеалогии. По правившим Рюриковичам наиболее представительными являются работы А. В. Экземплярского, Н. А. Баумгартена, О. М. Рапова, Л, В. Войтовича, Д. В. Донского. Ко второй части работы общеисторического характера, важные для изучения истории рода, и содержащие биографии князей Рюриковичей, — это труды в основном монографического плана. Сюда же можно отнести и исследования по истории отдельных русских княжеств. К третьей части работы, посвящённые в основном локальным вопросам генеалогии и биографий князей Рюриковичей, а также те, в которых генеалогические сюжеты присутствуют, но не являются основной темой исследования. В четвёртую часть входят работы по генеалогии различных родов Рюриковичей, уже после того, как они утратили свои суверенные владения, и в продолжение их дальнейшей истории.
В любом случае литературные источники, составляющие историографию первых русских князей, не претендуют на предоставление полной исчерпывающей информации, а лишь намечают в очень приблизительной степени основной круг представлений о роде Рюриковичей за весь период его существования.
Похожие работы:
Личность и деятельность первого президента РФ ➨
24 апреля 2007 года на 77 году жизни скончался первый Президент России. В памяти россиян Б.Ельцин останется навсегда ...
Внешнеэкономическая деятельность ОАО" АнтиМонополь". ➨
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Первыми, кому удалось сформулировать полезность внешней торговли, явились меркантилисты. ...
Личность менеджера, ее рол и влияние на деятельность предприятия ➨
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно ...