Происходит массовый переход к новым технологиям. Стремительно совершенствуется техническая база производства. Осуществляется оптимизация отраслевой и территориальной структур национальных хозяйств. В ряду этих изменений, в полном соответствии с их логикой происходит и процесс интенсивного развития малого бизнеса: расширяются сферы его функционирования и перечень выполняемых им функций. Повышаются удельный вес и роль малых фирм в разработке и производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции. Малый бизнес, таким образом, становится тем сектором экономики, который самостоятельно, либо во взаимодействии с крупными фирмами и государственными организациями, способен принимать непосредственное участие в формировании и стимулировании позитивных социально-экономических процессов, во многом определять облик и тенденции развития индустриальных стран в предстоящие десятилетия.
В последнее время в изучении малого бизнеса возобладали новые тенденции. Во-первых, современные исследователи пытаются рассмотреть развитие малого бизнеса в макроэкономическом контексте модернизации и глобализации . Во-вторых, при изучении собственно функционирования малого предпринимательства в экономике тех или иных стран, преимущество отдается исследованию вопросов «интенсивного» развития, прежде всего, его инновационному потенциалу .
Кроме того, к числу приоритетных тем современной западной и отечественной экономической литературы относятся следующие. Так активно изучается организационно-экономическая сторона деятельности малых фирм. Исследуются вопросы их функционирования с позиции этапов роста фирм, единства права собственности и непосредственного управления предприятием, особенностей финансирования и масштабов хозяйствования. Этим проблемам посвящены работы Х.Велу, Д. Лембдена, Д.Стэнворта, Д.Таргета, П.Уилсона, Л.Филиона, Г.Циммермана и др. В трудах П.Друкера и М.Портера обосновывается особая склонность мелких фирм, в отличие от крупных, к длительному и эффективному развитию .
1,200 руб.
Введение 3
1. Основные проблемы и перспективы отечественного малого предпринимательства на этапе социально-экономических преобразований 4
2. Стратегия управления российским малым и средним бизнесом в современных условиях: кредитование и финансирование 12
Заключение 26
Список литературы 29
1,200 руб.
В сфере комплекса проблем взаимодействия малых предприятий и органов государственной власти необходимым и эффективным решением, на наш взгляд, является дальнейшее развитие в стране системы общественных объединений в секторе малого предпринимательства. Объединения малых предприятий, союзы, ассоциации, иные формы объединений выполняют связующую функцию между органами государственной власти и малыми предприятиями .
Нередко возникает ситуация, когда решения, принимаемые органами государственной власти в отношении малого предпринимательства на практике оказываются неэффективны или имеют результат, противоположный прогнозируемому. На наш взгляд, такие случаи имеют место по причине не достаточной осведомленности лиц, принимающих решения о действительном состоянии дел в секторе малого бизнеса, о насущных проблемах малых предприятий, а также в отсутствии необходимых консультаций с представителями малых предприятий в процессе подготовки решения. Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам .
Задачей государства в этом смысле должна стать эффективная и гибкая система государственной поддержки мелких предприятий как необходимого звена в экономике страны по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование законодательного и правового регулирования деятельности малых предприятий России. Действующие и принимаемые нормативные правовые акты не должны быть оторваны от действительной ситуации в секторе. Они должны эффективно обеспечить должный уровень правовой охраны, а также необходимые гарантии деятельности малых предприятий. В них должны быть четко определены функции, права, обязанности и ответственность всех элементов экономической системы.
2. Необходимо создание и поддержка рационального сочетания всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных.
3. Необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства.
Подобные программы развития малых предприятий должны быть направлены на достижение следующих основных результатов:
1. Формирование необходимой системы поддержки малого предпринимательства на всех уровнях экономической системы и на всех уровнях государственной власти, а также на местном уровне.
2. Создание четкой и гибкой системы льготного и упрощенного порядка налогообложения малых предприятий, как на законодательном уровне, так и на уровне отраслевых и ведомственных регламентов.
3. Разработка принципов и условий передачи малым предприятиям результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационных разработок.
4. Передача в собственность малых предприятий на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных производств.
5. Создание системы, обеспечивающей возможность первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.
Кроме того, существующие федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства в России должны более эффективно финансироваться за счет бюджетов различных уровней, и в целом увеличить финансирование этого сектора экономики.
Также одним из направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием системы непосредственного кредитование малых предприятий средствами иностранного капитала. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях малого бизнеса.
Формирование зрелых рыночных отношений в нашей стране не должно сводиться к созданию государством благоприятных условий для развития исключительно крупных компаний-монополистов. Процесс становления рынка может осуществляться с необходимой степенью эффективности лишь в том случае, если он будет включать в себя в качестве обязательного составного элемента создание десятков и сотен тысяч малых фирм в различных отраслях отечественной экономики.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что современный малый бизнес выступает и как объект государственного управления, и как фактор, во многом обеспечивающий этот процесс, повышающий уровень его эффективности.
В-третьих, фирмы малого бизнеса, обладая высокой степенью гибкости и мобильности производства, способны, в случае необходимости оперативно наращивать объемы предлагаемой потребителям продукции и услуг, обеспечивать высокие темпы экономического роста. Их функционирование объективно способствует предохранению экономики от спада, а рынка труда - от избыточного предложения рабочей силы.
1,200 руб.
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. № 88-ФЗ.
2. Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 8 декабря
1995 г. № 222-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению участия малых предприятий в реализации государственных программ и выполнении
заказов для государственных нужд» от 1 декабря 1994 г. № 1322.
4. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29 декабря 1994 г. № 1434.
5. Постановление Правительства РФ «О Федеральном Фонде поддержки малого предпринимательства» от 4 декабря 1995 г. № 1184.
6. Постановление Правительства РФ «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд» от 23 апреля 1996 г. № 523.
Книги, монографии, справочники
7. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М., - 2001.- 160 с.
8. Архангельский В.П., Доржиева Н.Д. Малое российское предпринимательство. СПб., - 1996.
9. Архипов В.Е. Техника стабильного предпринимательства.М.,-2000.- 95 с.
10. Бердашкевич А.П. Экономические и правовые основы развития инновационной деятельности в Российской Федерации в 2000 г. //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2001. - № 1. - С. 28-72.
11. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики //ЭКО. -
2000. - № 8.
12. Богатин Ю.В., Швандер В.А. Экономическое управление бизнесом. М., - 2001.-391 с.
13. Воронов В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве -
ключ к импортозамещению //Экономист. - 2001. - № 7. - С. 19-22.
14. Вышегородцев М.М. Россия: потенциал малого бизнеса. М., - 1998. - 30 с.
15. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М., - 2001.- 480 с.
16. Крылов Э.И., Журавкова Е.В. Анализ эффективности инвестиционной и
инновационной деятельности предприятия. М.,- 2001. - 384 с.
17. Обыденнова Т.Б. Правовой стандарт регулирования социально-трудовых отношений в современной России (на примере малых предприятий) //Общество, политика, наука: новые перспективы. М.: МОНФ, - 2000. - С. 104-126.
18. Правовые проблемы малого предпринимательства. М., - 2001. - 320 с.
19. Предпринимательство /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля и др. М., -2001. - 581 с.
20. Спартак А.Н. Новая роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике
и экономической политике государства. М., - 2000. - 216 с.
21. Цыгичко А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства //Экономика. - 2001. -№ 11. - С. 12-18.
1,200 руб.