Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рыночные преобразования в российской экономике предопределили необходимость организационно-экономических новаций во всех сферах хозяйственной деятельности. Формирование многоукладной экономики в РФ невозможно без развития совершенно новых, различных способов ведения хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию слоя частных собственников и среднего класса населения является развитие малых форм предпринимательства. Согласно опыту ведущих экономически развитых стран в любой национальной экономике необходимо наличие высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство - важный составляющий элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет одну из основ современной рыночной экономики. В РФ уже накоплен определенный опыт государственного содействия функционированию субъектов малого предпринимательства. Тем не менее, предприниматели все еще сталкиваются со множеством нерешенных проблем в финансово-кредитной, информационной, имущественной, технологической и других сферах. Всесторонний научный анализ развития малого бизнеса и его государственной поддержки позволит принимать аргументированные и обоснованные решения экономического и юридического характера. Поэтому исследование проблем функционирования малого предпринимательства и оказания ему государственной поддержки имеет важное теоретическое и практическое значение.
Степень разработанности проблемы. Теория, практика функционирования и государственной поддержки малого предпринимательства в современный период рыночных преобразований находятся на стадии формирования. А в странах с развитой рыночной экономикой уже разработаны и постоянно дополняются теоретические и практические аспекты работы малых предприятий и поддержки со стороны государства. Этим проблемам посвящены труды таких зарубежных ученых, как Брю Л., Гэлбрейт Дж., Кемпбэл Р., Макконел С, Питере Р., Фридмен М., Чайлд Д. и ряда других. Широкий спектр теоретических, методологических и практических вопросов государственной поддержки малого предпринимательства рассмотрены в научных трудах современных ученых: Баженова Ю.К., Воронина С.Н., Вольского А.С., Евенко Д. Л., Качуры П.А., Лапусты М. Г., Нечипоренко B.C., Старостина Ю.Л., Чепуренко А.К., Шамхалова Ф.И., Швандара В.А., Ясина Е.Н. и других. Региональная составляющая проблемы государственной поддержки малого предпринимательства начала разрабатываться в последние 8-10 лет проведения экономических реформ. Можно выделить по этой проблеме научные исследования Ахмедуева А. Ш., Абдурахманова М. А., Бучаева А. Г., Гамидовой М.С., Изиева К. А., Шахбанова Р. Б., Шабанова М.Г. и ряда других. Вместе с тем остаются еще слабо разработанными некоторые аспекты государственной поддержки малого предпринимательства. Специфика современных условий развития малого бизнеса и особенности проведения рыночных преобразований предполагают необходимость дальнейших научных исследований и прикладных разработок в этой области. Этим был определен выбор цели и задач дипломной работы.
Цель исследования – обосновать методологию регулирования государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и разработать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства в ЦФО на основе программных документов партии ЛДПР.
Цель исследования предопределила совокупность взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание работы. Важнейшими из них являются:
- уточнение теоретических основ процесса функционирования малого предпринимательства и системы его поддержки со стороны государства;
- анализ и обобщение российского и зарубежного опыта с целью обоснования научной необходимости и эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в стране и в регионе;
- экономическая оценка современного состояния и тенденций развития малого предпринимательства в Центральном Федеральном Округе; сложившихся особенностей системы государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях;
- выявление основных факторов, условий и причин, сдерживающих поступательное развитие малого предпринимательства и формирование инфраструктуры его государственной поддержки в ЦФО.
- выработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса в ЦФО в разрезе программных документов и законопроектов партии ЛДПР.
Объект исследования – малое предпринимательство предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, функционирующие Центральном Федеральном Округе, а также сложившиеся институты государственной поддержки малого предпринимательства.
Предмет исследования - совокупность теоретических, методологических, практических вопросов функционирования и государственной поддержки малого предпринимательства в концепции партии ЛДПР.
Хронологические рамки исследования. Обобщение опыта становления и развития системы поддержки малого предпринимательства в России охватывает период с 1992 по 2006г.
Территориальные рамки. Региональная асимметрия в развитии малого предпринимательства различных организационно-правовых форм проиллюстрирована на примере Центрального федерального округа.
Методология исследования базируется на системном подходе к проблемам оценки развития малого предпринимательства, программно- целевом подходе к определению целей, задач, направлений и мероприятий программ поддержки СМП.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых по проблемам функционирования и государственной поддержки малого предпринимательства.
Информационная база исследования включала: нормативно-правовые акты (законы, постановления, распоряжения) Российской Федерации, программные документы партии ЛДПР по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка; статистические сборники Госкомитетов по статистике РФ; научные разработки ученых государственного института народного хозяйства, Института социально-экономических исследований научного центра РАН, Института экономики РАН.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования изложенных в ней предложений и рекомендаций для разработки и реализации концепции государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.
Структура работы: структура и логика изложения материала обусловлены поставленными целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
3,000 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
1.1.Малое предпринимательство в системе реформируемых экономических отношений....................................................................................................................7
1.2. Система государственной поддержки малого предпринимательства как неотъемлемое условие его функционирования: цели и задачи государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства………………...14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА Г. МОСКВЫ)
2.1.Анализ состояния и развития малого предпринимательства Центрального Федерального Округа……………………………………………………………...39
2.2.Оценка механизма государственной поддержки малого предпринимательства в Центральном Федеральном Округе…………………...44
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦЕНТРАЛЬНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ Г. МОСКВЫ (НА ОСНОВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И РАЗРАБОТОК ПАРТИИ ЛДПР)
3.1.Основные концепции государственной поддержки малого предпринимательства и их реализация в Центральном Федеральном Округе партии ЛДПР………………………………………………………………………..53
3.2.Рекомендации по совершенствованию политики государственной поддержки малого предпринимательства в Центральном Федеральном Округе……………………………………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….86
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа специальной литературы и нормативно-правовых источников, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Важнейшей предпосылкой продвижения экономики России по цивилизованному пути является формирование ее рыночных основ. Одним из ключевых условий данного процесса и одновременно его важной составной частью является развитие предпринимательства.
Возрождение предпринимательства в России - это один из главных результатов рыночных преобразований. По нашему мнению, в настоящее время российское общество реально осознает, что предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования. Необходимо отметить, что без должного развития предпринимательства Россия не сможет встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса и войти в мировую экономику, как полноправный субъект международных экономических отношений.
Серьезным препятствием для развития малого бизнеса является жесткая модель финансовой стабилизации, избранная еще в 1992 г. правительством Е. Гайдара. Она концептуально основана на регулировании спроса путем ограничения роста денежной массы, включая минимизацию личных доходов в виде заработной платы и вообще доходов домашних хозяйств, а также ужесточения налогового режима.
В результате в новой российской хозяйственной системе малый бизнес является сателлитом крупного капитала и хозяйственных структур, он заполняет в основном ниши, не привлекательные для более крупных субъектов экономической жизни, его потенциал используется для выполнения наиболее сложных, тяжелых и наименее выгодных операций или же для вывода денежных потоков крупных предприятий из-под контроля государственных органов.
Серьезные проблемы малому бизнесу в России создает и нестабильность политической обстановки в России. Постоянные конфликты между субъектами политической жизни, кадровые перестановки в правительстве страны, колебания экономического курса государства - все это существенно затрудняет реализацию даже среднесрочных, не говоря уже о долгосрочных программах развития малого предпринимательства, ставит под вопрос процесс инвестирования средств в МП.
Следующий комплекс проблем непосредственно связан с положением малого бизнеса в Российской Федерации. Прежде всего, следует отметить отсутствие продуманной стратегии формирования и развития малого бизнеса в России. В настоящий момент речь может идти лишь о фрагментарном воспроизведении мероприятий, имевших место за рубежом, причем фрагменты эти недостаточно проработаны российскими законодателями, не имеют соответствующего финансового обеспечения и плохо вписаны в структуру исполнительной власти и социально-экономический контекст. Кроме того, основы малого бизнеса подрывает громоздкость и коррумпированность административного аппарата.
На сегодняшний момент порядка 50 государственных и правительственных организаций имеют право контролировать те или иные аспекты деятельности предпринимателя. Большинство соответствующих законодательных актов несовершенно, требует подзаконных нормативных документов, что создает благоприятные условия для злоупотреблений бюрократии.
Не менее важным препятствием на пути становления системы малого бизнеса в России является проблема финансирования. Для большинства малых предприятий крайне затруднен доступ к финансовым источникам. А высокие темпы инфляции и преобладает краткосрочных кредитов, практически исключают инвестиционную деятельность за счет привлечения средств. Более того, важнейший механизм рыночной экономики - ссуда под открытие нового бизнеса - также фактически отсутствует в России.
Стремление же малых предприятий получить долгосрочные разовые кредиты под полное техническое оснащение производства, встречает противодействие банков, которые в условиях экономической нестабильности, высокой инфляции, кризиса неплатежей предпочитают не идти на риск кредитования малых фирм, предпочитая работать с крупными корпоративными клиентами, способными привлечь правительственные гарантии под свои проекты, генерировать масштабные денежные потоки, которые, проходя через банк-кредитор, служат косвенной гарантией возврата предоставленных средств.
Таким образом, на современном этапе в сфере государственной поддержки малого бизнеса в России наиболее актуальными остается регулирование обеспечения доступа к финансовым ресурсам и получение лицензий. Снижается актуальность таких проблем, как материально-техническое обеспечение, доступ к помещениям, рэкет, поиск информации о деловых партнерах. Особое место в этих отношениях занимает государство и органы государственной власти. Учитывая относительную слабость МП, его уязвимость по ряду важных параметров, он должен поддерживать устойчивые связи с административными структурами, стремясь обеспечить себе режим наибольшего благоприятствования, или, по крайней мере, лояльность со стороны «власть предержащих». В то же время, власть в целом также заинтересована в относительно благополучном развитии малого бизнеса, поскольку в этом случае она, с одной стороны, закрывает «экономические бреши», возникшие вследствие радикального реформирования, а с другой, вносит значительный вклад в национальную экономику. Одной из наиболее продуктивных форм такого взаимодействия считается система государственного и муниципального заказа для малого предпринимательства.
По результатам аналитического исследования развития предпринимательства в Центральном федеральном округе можно сделать следующие выводы:
1. Вывод о неэффективности действовавшей системы государственной поддержки малого предпринимательства на основе эмпирических данных изучения мнений предпринимателей, которые, как показывают социологические опросы, противоречивы – наряду с негативной оценкой ими системы поддержки существует стремление сохранить ее, даже с учетом отмеченных недостатков. Этот факт свидетельствует о том, что поведение СМП ориентировано не на рыночные механизмы его регулирования, а на политику государственного патернализма, провозглашенную, но так и не реализованную в первых федеральных программах поддержки, а так же о неразвитости рыночных механизмов регулирования этого сектора.
2. Основные причины низкой эффективности сложившейся в России к 2007 году системы государственной поддержки МП обусловлены нестабильностью, противоречивостью и недостаточностью законодательной базы, непроработанностью механизмов реализации норм законов, отсутствием у властей объективной информации о состоянии сектора, финансовой необеспеченностью программ поддержки и выбором мероприятий, неадекватных реальным потребностям СМП, некоординированностью мер поддержки, осуществляемых по разным направлениям, несогласованностью логически связанных мер по срокам выполнения и ресурсам.
3.Выявленная неравномерность в развитии отдельных форм организационно-правового оформления малого бизнеса наряду с существованием региональной асимметрии в его развитии подтверждает необходимость проведения дифференцированной региональной политики поддержки малого предпринимательства. Вывод же о тяготении предпринимательства в форме ПБОЮЛ к регионам с низким уровнем социально-экономического развития и выполнении в них социальной функции обеспечения занятости населения необходимо учитывать не только при разработке политики государственной поддержки, но и при формировании общей стратегии развития в регионах с низким уровнем социально-экономического развития.
4. Ориентация на приоритетность развития малого предпринимательства, определенная программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2008 год), изменения в структуре управления его развитием, проведенные в ходе налоговой и административной реформ, разработка нового инструментария в виде ведомственной программы развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России на 2006 г. не принесли ожидаемых улучшений. Не произошло изменений и в системе статистического наблюдения за сектором малого предпринимательства в целом. Таким образом, решения по его развитию в новых условиях принимаются при отсутствии единого государственного информационного ресурса.
5. Анализ информационных аспектов мониторинга еще раз показывает общую запущенность проблем статистического наблюдения за МП России. Отсутствие адекватного представления о регулируемом объекте дискредитирует не только политику его поддержки, но и принижает роль этого сектора в экономическом и социальном развитии.
На основе анализа статистических данных и программных документов партии ЛДПР в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, мы предложили ряд практических рекомендаций по решению проблем малого бизнеса в Центральном Федеральном округе.
Для решения проблемы получения достоверных данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства поручить региональному комитету государственной статистике разработать мониторинговую систему анализа состояния малого предпринимательства; создать группу мониторинга малого предпринимательства, выделить средства для обеспечения её работы;
Для формирования понимания значимости на государственном уровне (со стороны администраций и депутатского корпуса) значимости развития малого предпринимательства образовать при региональной ТПП постоянно действующий “круглый стол” с одной темой: “Бизнес и власть.
Проблемы взаимоотношения” с приглашением предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти, СМИ. По результатам заседаний принимать решение, которое обязательно опубликовывать в местной печати. Необходимо объявить развитие малого предпринимательства главным приоритетом экономической политики администрации области на ближайшие 2-3 года. Сделать обязательной общественную экспертизу законопроектов, поступающих на рассмотрение в органы законодательной власти.
Для обеспечения доступа малого бизнеса к материальным и финансовым ресурсам разработать областную программу (политику) в области кредитования и микрофинансирования малого бизнеса; создать открытую для пользования базу информационного обеспечения предпринимателей по вопросам получения кредитов, по конкурсам, тендерам, свободным площадям и земельным участкам и оборудования; осуществить меры по поддержке и развитию кредитной кооперации, лизинга, франчайзинга, субконтрактинга и других прогрессивных финансово-производственных схем малого бизнеса.
Для преодоления административных барьеров на пути развития предпринимательства начать введение Единых книг контроля по проверкам субъектов малого предпринимательства.
Для повышения самосознания предпринимателей в ЦФО, так как предприниматели пока не осознают себя реальной социально-значимой силой. Все усилия по формированию положительного имиджа предпринимателя не имеют значительных результатов. До сих пор целый ряд сфер малого бизнеса (автосервис, торговые услуги и торговля, транспорт и т.д.) контролируется криминальными структурами, работают по “серым” схемам налогообложения (не платят налог государству) и общественное мнение о малом предпринимательстве складывается резко отрицательное. Предприниматели же других сфер малого бизнеса не имеют возможности (и желания) опровергнуть такое общественное мнение через СМИ и административные аппараты всех уровней сделать условия для всех сфер малого предпринимательства равными и исключить возможность ухода в серые схемы, особенно для торговли, автосервиса и услуг. Совместно со СМИ в течение 2-3 лет целенаправленно работать по изменению социального статуса и имиджа предпринимателя с привлечением общественных организаций и звеньев инфраструктуры поддержки предпринимательства. Совместно с общественными организациями, ТПП разработать систему мер по повышению общественной значимости и имиджа предпринимателя.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1.Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. № 88-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ
2. Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 8 декабря 1995 г. № 222-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2006)
3. Указ Президента РФ «О Государственном Комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 6 июня 1995 г. № 563.
4. Постановление Правительства РФ «О Государственном Комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 28 октября 1995 г. № 1045. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2006)
5. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению участия малых предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд» от 1 декабря 1994 г. № 1322. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2006)
6. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29 декабря 1994 г. № 1434. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2006)
7. Постановление Правительства РФ «О Федеральном Фонде поддержки малого предпринимательства» от 4 декабря 1995 г. № 1184. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2006)
8. Постановление Правительства РФ «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд» от 23 апреля 1996 г. № 523. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2006)
9. Постановление Правительства РФ «О Федеральном Фонде поддержки малого предпринимательства» от 4 декабря 1995 г. № 1184. (в ред. от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004).
10. Постановление Правительства РФ «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд» от 23 апреля 1996 г. № 523. (в ред. от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004)
Книги, монографии, справочники
11. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М., - 2005.- 160.
12.Архангельский В.П., Доржиева Н.Д. Малое российское предпринимательство. СПб., - 2005.
13.Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости // Российский эконочический журнал. 2006. № 10. С. 40-46
14.Бердашкевич А.П. Экономические и правовые основы развития инновационной деятельности в Российской Федерации в 2006 г. //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2006. - № 1. - С. 28-72.
15. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики //ЭКО. - 2000. - № 8.
16.Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., - 2003. - 152 с.
17. Богатин Ю.В., Швандер В.А. Экономическое управление бизнесом. М., - 2006.-391 с.
18. Бородина В.В. Малые предприятия. Бухгалтерский учет, отчетность, анализ финансового состояния. М.,- 2001. - 231 с.
19. Брагина Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // Мэи-МО. 2004. №6. С. 126
20. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов-на-Дону, - 2000. - 352 с.
21. Бухвальд Е., Виленский А. Проект TACIS 9602: у регионов есть шанс оказать практическую помощь малому бизнесу //Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 9.
22. Валдайцев СВ. Управление инновационным бизнесом. М., - 2001. - 343 с.
23. Геронин Н. Малый и средний бизнес учится //Деловой мир. № 246 2004
24. Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р. Микроэкономика. СПб., - 2002. - 224 с.
25. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М., - 2001.- 480 с.
26. Глухова Я.В. Опыт развития малого предпринимательства в индустриально-развитых странах и в России. Дисс. канд. экон. наук. М.: Московский коммерческий университет, - 2000.С. 18
27. Долгов СИ. Глобализация экономики и ее значение для России. Дисс. на... д.э.н. М.:ВНИИ Внешнеэкономических связей, 2003
28. Демидов А.В. Государственная поддержка малого предпринимательства: региональный аспект // Российское предпринимательство.2006.№11.
29. Демидов А.В. Новации в системе государственной поддержки. Доклад на VII Всероссийской научно-практической конференции «Инновации и развитие малого бизнеса». – М., 2006.
30.Демидов А.В Особенности развития государственной системы регулирования предпринимательской деятельности. Доклад на VI Всероссийской научно-практической конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления». - М., 2005.
31. Демидов А.В. Программно-целевой подход к решению задач малого предпринимательства в Российской Федерации //Менеджер.2005.№1.
32. Демидов А.В. Применение программно-целевого метода при реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства. Доклад на V Всероссийской научно-практической конференции представителей малых предприятий «Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики». - М., 2004. (0,34 п.л.).
33. Демидов А.В. Предпринимательство: от стихии к планомерному развитию// Менеджер.1997.№1. (0,25 п.л.).
34. Ионова Ж. Новый Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»: изменения, продиктованные жизнью // Хозяйство и право. 2006. № 2. С. 38
35. Колесникова Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем //Вопросы экономики. - 2005. - № 10. - С. 123.
36. Малое - прекрасно. Роль малого бизнеса в экономике США //Наука и жизнь.- 2000.-№ 5.
37. Малое предпринимательство: Управление и организация. М., - 1997. -376 с.
38. Малое предпринимательство России. - М.: - Гос. ком. РФ по статистике, -1998.
39. Малое предприятие: организация, экономика, учет, налоги. М., - 2001. -357 с. Малый бизнес в России. М., - 1998. - 348 с.
40. Малый бизнес в России: Социальные типы и сферы деятельности. М., -2003.-79
41.Малый бизнес и инфраструктура. СПб., - 1995. - 161 с.
42. Малый бизнес России: проблемы и перспективы. Аналитический доклад. М.-РАРМП,- 1997.-89 с.
43. Малый бизнес, рынок и общество. М.: МГУ, - 2000.
44. Малый бизнес: Возрождение предпринимательства в России. М., - 1999.-38 с. Малый бизнес: Перспективы развития. М., - 2005, - 147 с.
45. Муминов Р., Абдираимов И., Маленова С. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития //Проблемы теории и практики управления. - 2000.- № 4. - С. 85-89.
46. Музалевская И.Н. О правовых вопросах налогообложения малых предприятий // Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2005. С 266
47. Малое предприятие: организация, экономика, учет, налоги. М., - 2001. - 357.
48. Мамонтов В.Д. Малые предприятия в современной экономике России. Дисс. на соиск. ученой степени канд. экон. наук. Воронеж, 2004
49.Минделли Л.Э., Пипия Л.К. Малое и среднее инновационное предпринимательство: Условия развития и международное сотрудничество. М., - 2000. - 44 с.
50. Неклесса А.И. Глобализация и новое геоэкономическое мироустройство //Философия хозяйства. - 2002.- № 1(19). - С. 108-125.
51. О'Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М., -2001.-296 с.
52. Обыденнова Т.Б. Правовой стандарт регулирования социально-трудовых отношений в современной России (на примере малых предприятий) //Общество, политика, наука: новые перспективы. М.: МОНФ, - 2005. - С. 104-126.
53. Орлов А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? (1992-2001 гг.) // Вопросы экономики. 2004. № 10. С. 74
54. Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, - 2006.
55. Рубе В.А. Малый бизнес. История, теория, практика. М., - 2000. - 231 с.
56. Фадеев В.Ю. Малое предпринимательство в Российской Федерации. Проблемы и перспективы. М., 2006.
57.Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства: (Региональные аспекты). М., - 1999. - 86 с.
58. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия //МЭиМО. - 1999. - № 12.
59.Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации//Вопросы экономики. - 2002. - № 7.
60. Цыгичко А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства //Экономика. - 2001. -№ 11. - С. 12-18.
61. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе //Вопросы экономики. - 2006. - № 7.
62. Черновская В. Предпринимательские организации и гражданское общество в России //Мировая экономика и международные отношения. -2002.-№3.-С. 46-56.
63. Шапиро A.M. Опыт функционирования мелких и средних предприятий в экономике развитых капиталистических стран. М., - 2001.
64. Шиловцев СИ. Рыночная модернизация в Восточной Азии: опыт Тайваня //Современный Тайвань. М.: ИВ РАН, - 2004.
65. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России //Российский экономический журнал. - 2005. - № 5-6.
66.Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М., - 2005. - 103 с.
67. Юзбашьянц Г. Инновационная модель бизнеса //Человек и труд. - 2006. -№ 12. - С. 80-85.
68. Юрков С. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах //Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 9.
3,000 руб.