Особенностью современного этапа развития России является формирование стабильного эффективного рыночного хозяйства. Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рыночные отношения, среди прочих крупных проблем обозначила проблемы, связанные с наличием глубоко монополизированных её отраслей. Особое значение эти проблемы имеют как на федеральном , так и на региональном уровнях, так как именно регионы в максимальной степени приближены к основному звену экономики предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.
Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятия должны сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечила бы им высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке, чему препятствует деятельность монополий. Проблемы, имеющие отношение к монополиям, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования. Здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
750 руб.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.................................................................................................................4
2. Возникновение монополий в России……………………………….8
3. Монополии в отраслях промышленности России……………….10
4. Реестр монополистов………………………………………...…….12
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………...…15
750 руб.
На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население РФ осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
750 руб.
1. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I \"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках\" (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.)
2. Журавлева Г.П. «Экономика: учебник», Москва, «Юристъ», 2001.
3. Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс», Москва, «Инфра-М», 2000.
4. Юданов А. Ю. «Конкуренция. Теория и практика. Учебно-практическое пособие», Москва, «Гном-ПРЕСС», 1998.
5. Абрамишвили Г. Г. «Конкуренция: анализ, стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий», Москва, «Экономика», 1998.
6. Габиш Г., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. «Микроэкономика. Электронный учебник», Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов http://www.amp.aknet.kg/microeconomics/
7. Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе», Москва, 1994.
8. Сафрончук М. В. «Микроэкономика. Полный курс», Москва, Эксмо, 2006
9. Криппендорф К. «36 стратегий для победы в эпоху конкуренции», Санкт-Петербург, Питер, 2005.
10. Б. В. Салихов «Экономическая теория», Дашков и Ко, Москва, 2005.
11. М. И. Чепурин, Е. А. Кипелова «Курс экономической теории», Киров, «Аса», 2005.
12. И. В. Липсиц «Экономика. Учебник», Москва, Омега-Л, 2006
13. И. В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», Москва, Вита-Пресс, 2003
14. Р. М. Нуреев «Курс микроэкономики», Москва, Норма, 2006
750 руб.