Введение
Содержание
Заключение
Литература
«Бизнес и гражданское общество не должно под влиянием
мирового финансового кризиса ослаблять внимание к проблемам экологии.
Наша общая задача – и власти, и гражданского общества,
и предпринимательства – продолжать работу по оздоровлению окружающей среды»
Президент Российской Федерации Д. Медведев
В условиях финансового кризиса экологические проблемы уходят на второй план, финансовые ресурсы на природоохранные мероприятия и экологические проекты значительно сокращаются, несмотря на то, что количество и масштабы экологических проблем ежедневно увеличиваются. Недостаточное финансирование может привести к тому, что за финансовым кризисом последует еще более серьезный кризис – экологический. Поэтому проблемы и вопросы финансирования охраны окружающей среды весьма актуальны в настоящих условиях. В данной работе рассмотрены финансовые проблемы охраны окружающей среды в условиях финансового кризиса.
Цель данной работы: проанализировать текущую деятельность госу-дарства в области охраны окружающей среды, рассмотреть основные источники и направления использования финансовых ресурсов для решения экологических проблем, выявить основные проблемы финансирования охраны окружающей среды и возможные способы решения этих проблем.
Прежде чем рассматривать основные вопросы и проблемы, связанные с финансированием, требуется обоснование необходимости, актуальности, значимости экологических проблем. В первой главе содержатся общие положения государственного, правового и экономического регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе обосновывается необходимость охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики, подчеркивается влияние окружающей среды на экономические и финансовые процессы, а также рассматривается нормативно-правовая база.
Во второй главе описываются основные источники финансирования природоохранной деятельности. Экологические фонды и международные источники финансовых ресурсов выделены в отдельную главу в силу возрастания их значимости в условиях финансового кризиса.
В последней главе изложены основные направления совершенствова-ния финансового механизма охраны окружающей среды, в частности, совершенствование источников финансовых ресурсов и направлений их использования.
В работе использованы нормативно-правовые акты (Конституция, Бюджетный Кодекс, «Закон об охране окружающей среды»), журнальные и газетные статьи за 2007-2009 гг. (журналы «Экономика природопользования», «Финансовый вестник», «Финансы»; «Российская газета», «Ведомости: форум «Бизнес и экология»», «Бизнес газета»), труды известных экологов (книги Бобылева, Гирусова, Миркина, Наумовой) . Статистические данные получены из официального сайта Министерства природных ресурсов mnr.gov.ru, официальных экологических сайтов ecocenter.ru, moseco.ru, ecoportal.ru.
Ограниченность работы состоит в том, что в основном рассматриваются проблемы финансирования природоохранных мероприятий на макроуровне, а не на уровне отдельных организаций.
1,200 руб.
Введение
Глава 1. Основные положения экономического регулирования в области охраны окружающей среды
1. Экономическая и социальная значимость природоохранных мероприятий
2. Экономический механизм охраны окружающей среды
3. Нормативно-правовое регулирование деятельности государства в области охраны окружающей среды
Глава 2. Финансовые аспекты охраны окружающей среды в России
1. Источники финансирования охраны окружающей среды
2. Экологические фонды
3. Международные аспекты финансирования экологической деятельности
Глава 3. Основные направления совершенствования финансирования природоохранной деятельности
1. Совершенствование источников финансирования охраны окружающей среды
2. Основные направления оптимизации использования финансовых ре-сурсов в области охраны окружающей среды
Заключение
Список литературы
1,200 руб.
Проанализировав основные финансовые вопросы охраны окружающей среды, можно сделать следующие выводы:
1. В условиях финансового кризиса проблема финансирования природоохранных мероприятий наиболее актуальна в связи с сокращением финансовых ресурсов организаций и населения. В любом случае, для избежания экологического кризиса, не стоит отодвигать проблемы охраны окружающей среды на второй план.
2. В России существует определенный экономический механизм управления природоохранной деятельностью, включающий в себя ценообразование, финансовый механизм и прочие элементы. Наиболее важным является финансовый механизм, поскольку с его помощью природоохранные проекты обеспечиваются финансовыми ресурсами.
3. Несмотря на достаточно большое количество нормативных докумен-тов, большинство экологов подчеркивают дефицит в нормативном обеспечении, вследствие определенных недостатков. Законодательство в области охраны окружающей среды необходимо совершенствовать и обновлять в соответствии с международными нормами и стандартами.
4. Основными источниками финансирования природоохранных программ являются: бюджеты всех уровней, региональные и местные экологические фонды, банковские кредиты, целевые взносы и пожертвования, собственные и заемные средства предприятий-загрязнителей, средства, поступающие от международных организаций, страховые фонды, специальные инвестиционные фонды. Наиболее распространенные источники – средства бюджетов, фондов и собственные средства предприятий - загрязнителей
5. Экологические фонды – организации, предназначенные для направления целевых денежных поступлений (штрафов, доходов, прибыли) на цели охраны и улучшения окружающей среды. Они носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные природоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом, что позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики.
6. В условиях финансового кризиса особое значение принимают между-народные источники финансирования природоохранной деятельности: международные организации (Гринпис, Зелёный Крест, WWF), международные соглашения и договоры (Киотский протокол). Если финансовый кризис затянется до 2010 г., у международных экологических организаций возникнут проблемы финансирования разрабатываемых экологических программ и проектов, что может привести к экологическому кризису.
7. В целях эффективного использования финансовых ресурсов, совершенствования источников их привлечения необходимо обеспечить преимущества производителям, использующим природосберегающие продукты и способы производства, увеличить природоохранные целевые инвестиции государства, проводить экологонаправленную политику занятости населения, поощрять экологическую деятельность государства и др.
Вывод: Для предотвращения глобальной экологической проблемы каждое государство должно проводить эффективную экологическую политику и привлекать финансовые ресурсы для решения проблем охраны окружающей среды, не отодвигая экологические проблемы на второй план.
1,200 руб.
1. Конституция РФ
2. Бюджетный Кодекс
3. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды»
4. Федеральный закон \"О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов»
5. Волохов Д. Киотский протокол: три сценария реализации. - Ведомости: Форум «Бизнес и экология». - №11, 2007
6. Гаврилов И., Ишков А. Недостатки природоохранной системы. - Ведомости: Форум «Бизнес и экология». - №11, 2007
7. Галицких О. Сочи задали стандарты. – Российская газета. -№ 4860, 2009
8. Липатова И. О финансовых аспектах в области решения экологических проблем. – Финансовый вестник.- №8, 2008
9. Кручинина Н.В. Элементы организации процесса управления природоохранной деятельностью. – Экономика природопользования. - №7,2008
10. Бобылев А., Ходжаев В. Экономика природопользования. – М: Инфра-М, 2007
11. Гирусов Э. Экология и экономика природопользования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
12. Миркин Б., Наумова О. Курс лекций по устойчивому развитию. – М.: Тайдекс КО, 2005
13. Папенов К. Экономика природопользования. – М: Издательство Московского Государственного Университета (МГУ), 2008
14. ecocenter.ru
15. ecoportal.ru
16. moseco.ru
17. mnr.gov.ru
18. business-gazeta.ru
19. prime-tass.ru
20. rian.ru
1,200 руб.