Введение.
Целью моей Выпускной Квалификационной Работы является отражение особенностей ведения и бухгалтерского учета валютных операций в ОАО “Народный банк Казахстана”. В ходе своей работы, считаю необходимым , осветить и ознакомить с историей развития банковской кредитной системой Казахстана в целом и ОАО “Народный банк Казахстана” – как сегмента этой системы, в частности. Остановиться и рассказать о финансовом положении Народного банка , привести экономические показатели финансовой деятельности за последний 1999 отчетный год.
Я считаю, что будет целесообразно построить работу следующим образом:
Выпускная Квалификационная Работа (далее ВКР) будет состоять из трех глав и заключения , каждая из глав будет охватывать основные моменты , на которые я хочу обратить Ваше внимание , а в заключении , я постараюсь указать на основные перспективы развития банка , высказать свои предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности банка в сфере валютных отношений . Также одним из самых важных моментов , по-моему мнению, является отражение в ВКР проблем, с которыми сталкивается банк в сфере валютных отношений, на них я тоже думаю необходимо указать.
Первая глава будет посвящена всей кредитной системе Казахстана в целом, истории ее развития и становления ОАО “Народного банка Казахстана” , в частности. В ней я хочу показать, что Народный банк занимает одну из ведущих позиций в финансово-кредитной системе Казахстана.
Две следующие главы, будут охватывать два основных направления валютных операций - это операции с наличной и безналичной иностранной валютой. Я попытаюсь рассказать о правилах и принципах совершения валютных операций и правильности их отражения в бухгалтерском учете.
3,000 руб.
Ведение и учет валютных операций с наличной иностранной валютой.
План:
Наименование глав и параграфов Номера страниц
Введение Стр. 2 - 4
Глава 1. Сущность и место ОАО “Народного банка Казахстана” в кредитной системе Республики Казахстан.
1.1. Становление и история развития банковской системы Республики Казахстан. История развития ОАО “Народного банка Казахстана” Стр. 4 – 12
1.2. Организационная структура и органы управления ОАО “Народного банка Казахстана” Стр. 12 – 18
1.3. Основные экономические показатели деятельности Народного банка в 1999 году Стр. 18 – 27
Глава 2. Ведение и учет валютных операций с безналичной иностранной валютой.
2.1.Порядок открытия и закрытия валютных счетов юридических и физических лиц Стр. 29 – 35
2.2.Содержание и учет операций на валютном счете:
2.2.1.Порядок проведения валютных операций по счетам юридических лиц
2.2.2.Операции физических лиц резидентов и нерезидентов в иностранной валюте. Стр. 35 – 36
Стр. 36 – 43
Стр. 43 – 47
Глава 3. Ведение и учет валютных операций с наличной иностранной валютой.
3.1.Кассовые операции с иностранной валютой:
3.1.1.Покупка и продажа иностранной валюты
3.1.2.Порядок совершения операций с наличной иностранной валютой, ведения кассовых операций и хранения ценностей в обменных пунктах
3.1.3.Порядок приема на инкассо и отправки иностранной валюты подразделениями Народного банка
Стр. 48 – 51
Стр. 51 – 57
Стр. 57 – 62
3.2.Расчеты с подотчетными лицами в иностранной валюте. Стр. 62 – 64
Заключение. Стр. 65-68
Список использованной литературы Стр. 68-69
3,000 руб.
Заключение .
Итак , подводя итоги , я хочу рассказать о перспективах развития ОАО “Народный банк Казахстана” .
В 2000 году Народный Банк намерен добиться качественных сдвигов в постоянной работе по совершенствованию операционного обслуживания клиентуры, прежде всего за счет внедрения новых банковских технологий. Наряду с традиционными методами обслуживания будут предложены услуги по электронному банкингу с использованием Inte
et-технологий. На этой основе будет проведена разработка новых видов банковских услуг, отвечающих самым высоким требованиям обслуживания банковской клиентуры.
Народный Банк, стремясь к укреплению своих позиций на межбанковском рынке и улучшению операционного обслуживания клиентуры, проводит систематическую работу по расширению сотрудничества с другими банками, как в Казахстане, так и за рубежом. Наличие значительных ресурсов, собственной разветвленной системы коммуникаций, прочно сложившаяся репутация Банка как солидного партнера, способствует установлению и развитию прямых корреспондентских отношений с другими банками второго уровня.
Говоря о перспективах развития ОАО “Народный банк Казахстана”, рассказывая о его успехах и достижениях нельзя не сказать и о проблемах, с которыми он сталкивается в процессе своей деятельности , а поскольку моей задачей являются именно валютные операции , то я хочу рассказать о проблемах в сфере валютных отношений .
Во-первых, необходимо отметить одну из самых основных и важных проблем – это спад объема продаж наличного доллара США в 1999 году по сравнению с предыдущим 1998 годом . Причиной такого резкого спада (1998 год – реализовано 759 млн. долларов США, 1999 год – реализовано 511 млн. долларов США, это видно из приведенной выше диаграммы на странице 25 ) объема продаж послужило введение в апреле 1999 года свободного плавающего курса , в результате чего курс доллара по отношению к казахстанкому тенге “подскочил” на 188-24% (04.04.1999 курс доллара по отношению к тенге составил – 85,00 тенге за 1 доллар США, 05.04.1999 курс доллара по отношению к тенге возрос до – 160,00 тенге за 1 доллар США).
Но несмотря на такой “скачок” курса, оттока денежных средств в банках не наблюдалось. А в отдельных банках был отмечен даже рост объема депозитов. Банки быстро вошли в обычный режим работы.
Сейчас, спустя более года после случившегося, о том “шторме” на валютном рынке, пожалуй, свидетельствует лишь выросший (но стабильный) курс доллара.
Описав причину случившегося, следует отметить, что для Народого банка реализация наличной инвалюты является очень важной операцией. Во-первых, на долю Народного банка приходиться около 60% от всей реализованной наличной инвалюты в стране. Во-вторых, доходность от этих операций от общего объема полученных Народным банком доходов достигает 40-45%.
Учитывая вышеизложенное, по-моему мнению, Народному банку следует задуматься над решением данной проблемы. Я считаю, что одним из вариантов решения проблемы может послужить введение гибкой системы скидок при реализации наличной инвалюты, а также увеличения сети круглосуточных обменных пунктов.
Если же продолжать разговор о возникающих проблемах в сфере валютных отношений , я хочу затронуть еще одну , также немаловажную и актуальную. Это дислокация банков.
Во-первых , как я уже говорила выше , в Казахстане , до настоящего времени , имеется тенденция сокращения количества действующих банков. Сокращение численности банков еще более обострило ситуацию с неравномерным размещением банков второго уровня по регионам страны . Из 48 банков , зарегистрированных на 01 мая 2000 года , 35 расположены в г. Алматы , остальные 13- в других городах Республики. Клиенты в областях обслуживаются в основном в филиалах алматинских банков . Как известно, какими бы широкими правами не наделялись филиалы (если наделяются), они не являются юридическими лицами и , соответственно, решение вопросов с филиалом наверняка затягивается , что снижает эффективность из работы и вызывает недовольство клиентов. К тому же , рассматривая эту проблему, стоит сказать, что в данное время , в экономику Казахстана, точнее в Нефтяную промышленность (добыча, разведка, транспортировка), идет прилив иностранных инвестиций. Как правило , добыча, разведка, транспортировка нефти идет в районах , удаленных от районных и областных центров. Иностранные инвесторы , открывая счета в казахстанских банках , требуют особого банковского обслуживания , предоставления разветвленного спектра услуг, особенно в части валютных операций, что , к сожалению, не всегда могут предложить филиалы банков , расположенных в удаленных районах.
Эта проблема до настоящего момента является очень актуальной. Рассуждая над решением данной проблемы , можно сказать , что все-таки есть способы для ее решения. По-моему мнению, филиалам банков, расположенных в удаленных регионах страны, с активной, насыщенной, деловой жизнью (Мангистауский областной филиал ОАО “Народного банка Казахстана” расположен именно в таком регионе, где очень развита Нефтяная промышленность) стоит , в первую очередь , обратить особое внимание на подбор кадров. Специалисты банковского дела, в данных филиалах, должны быть широкого профиля , должны в совершенстве владеть всеми видами расчетов и умением и знанием оказывать различные виды услуг (международные переводы , конвертационные услуги, операции с кредитными карточками , операции по продаже-покупке чеков).
Во-вторых, я считаю, что филиалам необходимо иметь средства коммуникации на высоком уровне. Имея опыт работы с иностранными компаниями , хочу сказать, что огромное значение имеет скорость как банковского документооборота , так и финансового оборота (скорость прохождения платежей). Хорошим выходом из этой ситуации может послужить установление у такого клиента программного обеспечения типа “Удаленный клиент” или “Банк-Клиент” . В этом случае клиент может сам выбрать себе банк , вне зависимости от места своей дислокации , Клиенту не будет необходимости приходить в банк , все безналичные операции он будет осуществлять прямо из своего офиса , да к тому же отпадает необходимость предоставление в банк платежных документов на бумажных носителях.
И конечно же для совсем идеального положения вещей, необходимо наделять филиалы большими правами.
В завершении я хочу сказать, что как бы хорош не был отлажен механизм банковской системы, всегда найдутся уязвимые места, требующие к себе особого внимания и всегда есть новые намеченные цели , к которым необходимо стремиться и совершенствовать.
3,000 руб.
Список используемой литературы:
I . Законы и нормативные и правовые акты :
1. Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании» от 24 декабря 1996 года;
2. Правила проведения валютных операций Р.К. № 206 от 23.05.1997 года; Изменения в Правила проведения валютных операций в Республике Казахстан, утверждены Постановлением Правления Национального банка N 16 от 19.02.1999 г.
3. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан № 295 « Об организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Р.К.»;
4. Инструкция Национального Банка Республики Казахстан по кассовой работе и Бухгалтерскому учету.
5. Инструкция « О порядке открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках второго уровня республики Казахстан» утверждена Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан № 266 от 02 июня 2000 года.
6. Положением организации кассовой работы Народного Банка РК, утвержденного Постановлением Правления
7. Устав Открытого Акционерного Общества “Народный Сберегательный банк Казахстана” , утвержденный решением Общего Собрания акционеров 19 марта 1999 протокол 3 .
8. Положение о валютном отделе , отделе по работе с юридическими лицами , отделе по работе с физическими лицами , денежном отделе , кредитном отделе Мангистауского областного филиала ОАО “Народный Сберегательный банк Казахстана”
9. “Закон о банках и банковской деятельности” , введенный в действие Указом Президента N 2444 от 31.08.1995
II. Документальные публикации
10. “Статистический бюллетень” , издаваемый Мангистауский филиалом Национального банка Казахстана период январь 1998 – август 2000 года.
III. Научные труды и учебные пособия .
11. Шалашов В.П. “Валютные расчеты в Российской Федерации”/ 5-е издание переработанное и дополненное . - М. Бизнес-школа интел-синтез 1999 год.
12. Шалашова Н.Т. “Учет валютных операций” - М. Бизнес-школа интел-синтез 1999 год.
IV. Журнальные и газетные публикации.
13. “Деловая неделя” - издатель ЗАО “Издательский Дом Рикки” N 27 от 21 июля 2000 года “Испытание на зрелость” – автор Н.Рамазанов
3,000 руб.