Введение
Содержание
Заключение
Литература
Современные динамические преобразования российского общества привели к смене социальных установок пользователей услуг различного рода, в том числе и медицинских. Сегодня человек предъявляет повышенные требования не только к качеству и результатам медицинского обслуживания, но и к содержанию самого этого процесса, и к психологической тональности врачебной помощи. Это требует особого внимания к психологической подготовке врачей, ставит задачу развития их психологической компетентности, личностных особенностей на всех этапах профессиогенеза.
Стоит отметить, что Российская Федерация переживает в настоящее время сложнейший период своей истории, характеризуется серьёзными кризисными явлениями во всех сферах и слоях общества. Не является исключением и здравоохранение, где негативные тенденции за последнее время приобрели системный характер. Слабый уровень подготовки и использования среднего медицинского персонала; отсутствие перспектив и подходов к организации и управлению медицинской деятельностью; недостаточный профессиональный и социальный статус медицинского работника придают особую важность работам по изучению профессионального становления и развитию психологических качеств специалиста.
Роль медицинских работников, работающих в разных условиях трудно переоценить. Специфика медицинской деятельности состоит в постоянной работе со страдающими людьми. В постоянном соприкосновении с вещами, которые у обычных людей вызывают страх, тревогу и отвращение. Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание.
В построенной А. С. Шафрановой классификации профессий медицинские работники вынесены в особую группу профессий «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над предметом и собой, подобное основание в большей степени подходит для определения субъектного вклада индивидов.
Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный характер профессии медицинского работника, личностные психологические особенности врача, а также разнородность интерпретации причин и проявлений психологических нарушений медицинских сотрудников, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.
Изучение психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Медицинские работники обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья и умения взаимодействовать с больными, так как известно, что успех в любой сфере деятельности во многом определяется профессиональным уровнем, коммуникативной культурой и другими психологическими особенностями.
В настоящее время существует масса исследований, посвященным выявлению психологических особенностей медицинских работников, работающих в той или иной области: описания социальных ролей врача, руководителя санаторно-курортного ЛПУ, преподавателя, медицинской сестры, фармацевтического работника и их отдельных характеристик представлены в работах Т. Парсонса (2002), Н. Смелзера (1998), А.В. Решетникова (2002), В.А. Архангельского, Н.Н. Седовой (2003), Т.В. Силкиной (2002), А.И. Кравченко (2003), О.В. Котовской (2003), Я.Г. Кузьменко (2004).
Вопросам подготовки акушерок, связанные с реформированием сестринского дела, освещены в публикациях Дружининой А.В., Дымченко Л.Д. (2001); Цыбизовой. Т.И., Преображенской Э.Л. (2001); Пономаревой Л.А., Хохловой Н.В. (2001); Джаланян Н.А. (2004). Авторы поднимают вопросы совершенствования акушерского образования, внедрения методологии сестринского процесса в преподавание акушерства, ведения отдельных дисциплин по специальности «Акушерское дело».
Проблемы изучения социального статуса медицинского работника отражены в работах А.В. Решетникова (1998, 2003), где отношение к труду определяется суммой таких составляющих, как его содержание и условия, уровень оплаты, социально- психологический климат.
Однако, как нам стало понятно, единого исследования психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях – медицинских сестер в обычной и психиатрической клинике, акушеров – гинекологов и другого медицинского персонала, в доступной нам отечественной и зарубежной литературе нет.
Таким образом, на наш взгляд существует некоторое противоречие между необходимостью исследования психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях (акушеров, медицинских сестер психиатрической клиники) и отсутствием уже имеющихся данных по исследуемому нами вопросу.
Актуальность, социальная значимость и выявленное противоречие и определило выбор темы нашего исследования: «Изучение психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях».
В нашем исследовании под понятием «медицинские работники, работающие в разных условиях» мы понимаем медицинских работников следующее специальности: акушеров-гинекологов, медицинских сестер психиатрической клиники.
Целью нашего исследования стало выявление психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях.
Объект исследования: психологические особенности личности.
Предмет исследования: психологические особенности медицинских работников, работающих в разных условиях.
В нашем исследовании были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать научную литературу по теме работы и рассмотреть модель личностно-профессионального развития сотрудника медицинского учреждения: определить знания, умения, навыки, коммуникативные и личностные особенности;
2.охарактеризовать психологические особенности медицинских работников, работающих в разных условиях;
3.провести экспериментальное исследование психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях;
4.подобрать и апробировать методику работы по развитию психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях;
5.проследить динамику сформированности психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях.
Гипотеза исследования: в нашем исследовании мы опирались на предположении о том, что существуют различия в проявлениях психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях – в связи со спецификой работы у медицинских сестер психиатрического отделения может быть значительно выше уровень агрессивности и ниже показатели по шкалам самочувствие, активность. настроение и воображение.
Мы считаем, что после проведения формирующей работы по развитию психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях выявленные сложности и нарушения нивелируются.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения социологии медицины (А.В. Решетников, Ю.П. Лисицын, В.И. Стародубов, В.Б. Филатов, T. Parsons, D. Mechanic); работы, посвященные профессионализации (Е.А. Климов, Э.Фромм, С.П.Безносов, Л.М.Митина, С.А.Дружилов, Н.В.Тихонова, Т.В.Большакова, Б.А.Ясько), современные психолого-педагогические теории личности, деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.); концепция системогенеза профессиональной деятельности (Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков); психологическая теория профессионального становления (Е.А.Климов и др.); теория профессиональной направленности личности (А.А.Бодалёв, Н.В.Кузьмина, П.А.Шавир и др.); исследования отдельных аспектов психологической готовности к профессиональной деятельности (Е.Н.Богданов, М.И.Дьяченко, В.Г.Зызыкин, Л.А.Кандыбович и др.).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, проведение диагностических методик).
База исследования: родильный дом №1. г. Москвы и психиатрическая больница № 14 г. Москвы. В экспериментальном исследовании принимали участие 60 медицинских работников - из них 30 акушерок родильного дома №1 г. Москвы и 30 медицинских сестер психиатрического отделения г. Москвы в возрасте от 26 до 44 лет.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что нами было проведено исследование психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях и выявлены характеристики и отличительные особенности личности работников сферы акушерства и гинекологии, психиатрии. Материалы, представленные в данной работе, а так же результаты экспериментального исследования могут быть использованы в практике профессиональной деятельности медицинских работников, а так же в ходе подготовки будущих врачей на этапе обучения в ВУЗах и колледжах.
3,000 руб.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях 8
1.1Модель личностно-профессионального развития сотрудника медицинского учреждения: знания, умения, навыки, коммуникативные и личностные особенности 8
1.2Психологические особенности медицинских работников, работающих в разных условиях 18
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальное изучение психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях 34
2.1 Определение методов исследования и проведение констатирующего эксперимента 34
2.2Методика работы по развитию психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях 51
2.3Динамика сформированности психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях. Проведение контрольного эксперимента 75
Выводы по главе 2 86
Заключение 87
Список литературы 89
Приложения 94
3,000 руб.
Каждый человек в своей жизни нуждается в оказании помощи со стороны представителей одной из самых благородных и необходимых профессий – медицинских работников. В силу клятвы Гиппократа презюмируется, что любой пациент должен получить квалифицированную медицинскую помощь для спасения жизни и здоровья.
Так как основной целью деятельности медицинских работников является спасение жизни пациента и улучшение состояния его здоровья, то вполне очевидно, что преступность деяния, сопряженного с исполнением профессиональной обязанности, связана в причинением вреда жизни и здоровью пациента. От того, насколько у медицинского работника сформированы личностные и психологические качества зависит уровень доверия к нему больного человека и эффективность профессиональной деятельности медицинского работника в целом.
В результате проведенного теоретического анализа научной литературы, мы смогли отметить, что каждая профессия, каждое направление работы специалиста – медика имеет свои специфические особенности: так, например, персонал медицинских учреждений в сфере психического здоровья подвергается профессиональному стрессу, связанному с повышенными требованиями к взаимодействию с психически больными людьми и особыми условиями процесса курации.
Акушерки же часто решают вопросы жизни и смерти. К тому же, их решения и отношения к уходу могут оказать влияние на воспоминания женщины о беременности. Эти воспоминания могут быть как наилучшими, так и такими, что ведут к долговременным расстройствам. Решения, принимаемые акушеркой, имеют далеко идущие последствия. Поэтому, профессиональные качества, эмоциональное состояние, стрессоустойчивость и отсутствие эмоционального выгорания – это основные психологические особенности, которые должны присутствовать у акушеров – гинекологов в идеале. Таким образом, каждая профессиональная деятельность медицинского работника имеет свои специфические особенности.
В рамках нашего исследования мы смогли проанализировать научную литературу по теме работы и рассмотреть модель личностно-профессионального развития сотрудника медицинского учреждения: определить знания, умения, навыки, коммуникативные и личностные особенности; охарактеризовать психологические особенности медицинских работников, работающих в разных условиях. По итогам теоретического анализа мы смогли провести экспериментальное исследование психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях и выявить невысокие показатели психологических качеств, исследуемых в оде эксперимента в подгруппе медицинских сестер психиатрической клиники. Мы приняли решение подобрать и апробировать методику работы по развитию психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях, после чего было необходимо проследить динамику сформированности психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях.
Тем самым, нами были выполнены задачи исследования и достигнута цель работы. В заключение, мы можем отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что существуют различия в проявлениях психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях – и действительно, мы отметили, что в связи со спецификой работы у медицинских сестер психиатрического отделения были определены значительно выше уровень агрессивности и ниже показатели по шкалам самочувствие, активность, настроение и воображение.
Мы доказали, что после проведения формирующей работы по развитию психологических особенностей медицинских работников, работающих в разных условиях выявленные сложности и нарушения нивелировались.
3,000 руб.
1.Аверин В. А. Психология в структуре высшего медицинского образования: Автореф. дис…. д-ра психол. наук. СПб., 1997.
2.Аверин В. А., Бухарина Т. Л. Психология медицинского образования: Опыт акмеологического исследования. СПб., 1995.
3.Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего медицинского образования в России (под редакцией акад. РАМН, профессора Н.Д. Ющука// Материалы международной конференции. – М., 2006. – 143 с.
4.Бердичевский Ф.Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение профессиональных обязанностей. – М., 1970.
5.Богданова Е.Е. Личностные ограничения социально-коммуникативной компетентности: динамика первичной профессиональной социализации (на примере профессии медицинской сестры) // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информ. журн. – 2006. – Спецвыпуск №1.
6.Богданова Е.Е. Динамика профессиональной направленности субъектов медсестринской деятельности в процессе профессиональной подготовки и адаптации // Современные проблемы науки и образования: Научно-теор. журн. Российской Академии Естествознания. – 2006. – №5.
7.Богданова Е.Е. Развитие основ конструктивного общения у студентов медицинского колледжа // Проблемы качества образования: Научно-теор. журн. Российской Академии Естествознания. – 2006. – №9.
8.Богданова Е.Е. Личностные ограничения социально-коммуникативной компетентности: динамика первичной профессиональной социализации (на примере профессии медицинской сестры) // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информ. журн. – 2006. – Спецвыпуск №1.
9.Бодров В.А. Профессиональная пригодность и личность профессионала /в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003 г.
10.Бойко В.В. «Эмоциональное выгорание», М.1995
11.Борисова Е.М.. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности. М., 2004г., с.159-177
12.Васюк А. Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: Автореф. дис…. канд. психол. наук. М., 1993
13.Вельховер Е.С. Пути и перспективы развития иридодиагностики // Иридолог. – 1990. – № 1. – С. 3.
14.Виноградов Л.Б. Профессия медицинской сестры сегодня, Ростов на Дону, 2001.
15.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005.
16.Генералова Г. Е., Ткаченко Л. В. Акушерство – традиции и новые веяния. // Социология медицины – реформе здравоохранения / Материалы первой всероссийской научно – практической конференции, Волгоград, 2004
17.Генералова Г. Е. Новые подходы к профессиональному становлению акушерок // Социология медицины – реформе здравоохранения / Материалы первой всероссийской научно – практической конференции, Волгоград, 2004.
18.Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-Человек» как предметное содержание их подготовки. /Диссертация на соискание ученой степени к. пед. н. – М., 2004. – 134 с
19.Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. – 1999. – № 3.
20.Жукова М. И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: Дис…. канд. психол. наук. М., 1990.
21.Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта // Вестн. Моск. ун-та. Психология 2004. №2.
22.Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс – тренинг.- СПб., 2004.
23.Карвасарский Б. Д. (общая редакция): Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: Питер Ком,1998. - 593-594.
24.Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник для вузов. 3-е изд. пер. Питер., 2007. - 960 с.
25.Лозинская Е.И. Проявление синдрома перегорания у психиатров и онкологов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – СПБ., 2006. – № 3. – С. 16–19.
26.Льюис Девид Тренинг эффективного общения. – М.: Академический проект, 2004.
27.Малыгин В.Л., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Шевченко Д.В. Распространенность синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Московский государственный медико-стоматологический университет, Москва, 2008г.
28.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 2004.
29.Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88
30.Пальцев М.А. В центре внимания – медицинские кадры// Медицинская академия. – М., 2006. – №3. – С. 1 – 2
31.Платонов К.К., Голубев Г.Г. Личность как объект социальной психологии: Психологич. Журнал, 2004г., №3.
32.Плужник И. Л. К вопросу коммуникативной компетенции в контексте еврообразования//Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа: Материалы международной конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. С. 133–134.
33.Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции процессе профессиональной подготовки: Монография. М.: ИНИОН РАН, 2003. 216 с.
34.«Популярная медицинская энциклопедия»; издательство «Советская энциклопедия»;1991
35.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж.«Психологическая наука и образование» 1998, №2.
36.Психология развивающейся личности / под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика. 198
37.«Психопрофилактика стрессов»; А.Б.Леонова, А.С.Кузнецова; издательство Московского Университета;1993
38.Ражина Н. Ю. Коммуникативная компетентность как фактор, обусловливающий успешность профессиональной деятельности врача. М.., 2004г.
39.Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. -1965. - № 6. - С. 126-135.
40.Рожнова В.Е., Табачникова С.И., Филатова А.Т. "Система специализированной психогигиенической, психопрофилактической и психотерапевтической помощи работникам в условиях современного промышленного производства" // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.93-99
41.Савиньон С. «Коммуникативная компетенция: теория и практика обучения», М.2003г.
42.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. — 2002. №7. — С. 3–9.
43. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии, с. 340
44.Слоботников О.Н. Социология. – М. 2005. – 264 с.
45.Средние медицинские работники в социальной структуре трансформирующегося общества // Сборник материалов: «Студенчество. Интеллект. Будущее», межвузовская молодёж. конф. 2005; Наб. Челны, 2005. - С.22-24.
46.Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997.
47.Социально-профессиональная группа средних медицинских работников как предмет социологического исследования. // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука - России», 30 марта-1 апреля, В 3 ч. Часть 3. Набережные Челны, 2005.-С. 150-152.
48.Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта // Вестн. Моск. ун-та. Психология.2005г. №3.
49.Цветкова Л. А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Автореф. дис…. канд. психол. наук. СПб., 1994.
50.Четвергова Е.П. Психология профессиональной успешности стоматолога. Материалы к курсу лекций «Психология труда стоматолога» -Хабаровск.: ДВИПиП,. 2006. – 125с.
51.Четвергова Е.П. Психологический анализ профессионального общения стоматолога с пациентом // Здравоохранение Дальнего Востока. №2 (16) 2005. С.80-82.
52.Четвергова Е.П. Характеристика структурных компонентов профессиональной деятельности врача-стоматолога // Здравоохранение Дальнего Востока. №2 (16). 2005. С.82-85.
53.Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал – 2005г., №6, с.58-66
54.Ярцев В.В. Профессия медицинской сестры. Л.: 1987.
55.Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций. М., 2005 г. - 304 c.
3,000 руб.