Движение российской экономики к новой рыночной парадигме представляет многотрудный и долгосрочный процесс. Неоднозначность и незавершенность реформ переходного периода, наряду с накопившимися и медленно разрешаемыми проблемами экономического, социального и демографического характера, актуализируют задачу приоритетных отраслей и секторов экономики, которые смогли бы превратиться в источник устойчивого экономического роста. Одним из таких секторов в современных условиях российской экономики становится сфера услуг.
Сфера услуг – одна из наиболее динамично развивающихся областей национального и мирового хозяйства, важная составная часть общественного и международного разделения труда. Она обеспечивает устойчивое развитие смежных отраслей, расширенное воспроизводство рабочей силы, способствует созданию новых рабочих мест, совершенствованию и распространию высоких технологий, повышению деловой активности и конкурентоспособности отечественной экономики в целом и ее регионов в частности.
В условиях рыночных отношений, обусловливающих жесткую конкурентную борьбу, необходимо постоянное совершенствование деятельности фирмы в сфере услуг. Фирмы должны формировать перечень услуг в соответствии с потребностями рынка и своими возможностями, имеющимися ресурсами и дополнительными издержками. Предоставление широкого спектра услуг позволяет привлечь большее количество потребителей, увеличить объемы сбыта продукции, увеличить доход, а, следовательно, и конкурентоспособность предприятия.
Фирма не сможет удержаться на рынке, если не будет уделять должное внимание постоянно изменяющейся внешней среде, причем не просто внимания, а детального исследования, анализа и прогнозирования рыночной конъюнктуры, совершенствуя по необходимости организационную структуру фирмы и добавляя перспективные формы обслуживания потребителей.
Характеристики, присущие предприятиям сферы услуг, в том числе и предприятий туристического комплекса затрудняют обеспечение эффективности операций, вместе с тем существует ряд методов, которые позволяют реализовать эту задачу. Эти методы направлены на рост не только производительности, но и конкурентоспособности путем внесения в организацию обслуживания системы качества.
Разработка научно-практических проблем сервисного менеджмента предприятий туристического комплекса актуальна для российской экономики, где сегодня бурно развивается бизнес услуг (в этой сфере уже создается более 60% ВНП).
Цель курсовой работы – рассмотреть взаимосвязи сервисной и туристической деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
1. описать развитие сферы услуг и сервисной деятельности в России и за рубежом.
2. рассмотреть сервисную деятельность в менеджменте предприятий туристического комплекса
750 руб.
Введение 3
Глава 1. Развитие сферы услуг и сервисной деятельности в России и за рубежом 5
Глава 2. Сервисная деятельность в менеджменте предприятий туристического комплекса 12
Заключение 18
Список литературы 20
750 руб.
В настоящее время одним из динамично развивающихся направлений как зарубежной, так и российской экономики является сфера услуг . Рост благосостояния и образовательного уровня населения, платежеспособного спроса предприятий и организаций и других способствует увеличению спроса на разнообразные услуги.
Поскольку развитие сферы услуг экономической системы неразрывно связано с динамикой прогресса экономики страны в целом, далекое от доминирующего положение отечественной сферы услуг во многом объясняется факторами и причинами неэффективного функционирования российской экономической системы. Россия пока далека от своего вступления в постиндустриализм, и, следовательно, говорить о современном этапе гегемонизации сферы услуг в российской экономической системе еще преждевременно.
Отсталость российской сферы услуг объясняется отсутствием позитивного индустриального опыта в административно-командном прошлом (сфера услуг была неразвитой даже с точки зрения начала индустриализма), ситуация усугубляется утечкой из страны капиталов , отсутствием внутренних инвестиционных ресурсов, ростом внешнего долга страны, слабой заинтересованностью иностранных инвесторов. Очевидно, российская экономика не сможет собственными силами совершить скачок через пройденные развитыми капиталистическими экономиками индустриальные фазы, прыжок в «нео-постиндустриализм» вряд ли реален и возможен. Скорее всего, нам придется идти по пути «догоняющего» развития. Реформирование российской сферы услуг потребует от государства принятия ряда мер, важнейшими из которых являются: привлечение иностранного капитала в отечественную сферу услуг, мобилизация внутренних резервов (через прекращение вывоза капитала за рубеж и возвращение уже вывезенных средств) для инвестирования в третий сектор, повышение квалификации занятого в сфере услуг персонала, пересмотр мер государственного регулирования в пользу защиты права частной собственности, соблюдения экономической самостоятельности субъектов хозяйствования и создания равных условий функционирования малого и среднего бизнеса, ослабление коррупции и бюрократии.
Сервисная деятельность является составной частью туристической деятельности.
Предоставление сервисного продукта клиентам турфирм обусловливается решением относительно места и времени поставки, так же, как используемых способов и каналов. Поставка может осуществляться по материальным или виртуальным каналам (либо по обоим) в зависимости от характера оказываемой услуги. Обслуживающие мощности должны размещаться в непосредственной близости к клиенту, особенно когда тот участвует в производственном процессе. Сервисные фирмы могут предоставлять услуги сами или в целях расширения рынка через посреднические организации, которые за определенную плату или процент от цены реализации выполняют некоторые задачи, связанные с продажами, послепродажным обслуживанием и контактами с клиентами.
750 руб.
1. Аванесова Г.А Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. Пос., 2006
2. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. – М.: “Academia”-Наука, 2000. – С. 104.
3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. М, Академия, 2005
4. Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. М., 2004
5. Сервисная деятельность. / под. Ред. Романович В.К.Питер, 2005
6. Ушаков Д.С. «Поиск подходов к пониманию появления международного рынка услуг и механизмов его функционирования в рамках гегемонизации сферы услуг в современных экономических системах». Тезисы докладов научно - практической конференции. КФ МГОУ. Кропоткин, 2000
7. Ушаков Д.С. «Особенности функционирования постиндустриального туристского рынка». Тезисы докладов региопальной научно - практической конференции аспирантов и студентов «Наука - XXI веку», Майкопский государст технологический институт, Майкоп, 2001
8. Ушаков Д.С. «Процесс глобализации сферы услуг _ современных постиндустриальных экономических системах». Тезисы докладов региональной научно - практической конференции аспирантов и студентов «Наука - XXI веку», Майкопский государственный технологический институт, Майкоп, 2001
9. Хикматов Р. И. О некоторых тенденциях развития сферы услуг / Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики. Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции. – Казань: КГФЭИ, 2004.- С. 76-78.
10. Хикматов Р. И. Причины государственного вмешательства в сферу услуг / Ученые записки. Выпуск 17. – Казань: КГФЭИ, 2004. – С. 136-138.
11. Хикматов Р. И. Тенденции развития сферы услуг / Молодежь и экономическая наука. Статьи и тезисы докладов межвузовской научной конференции молодых ученых и студентов. – Казань: КГФЭИ, 2004. – С. 213-216.
750 руб.