Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.
Полноценное развитие ребёнка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих соответствующей квалификацией. Однако, в настоящее время наблюдается острый дефицит соответствующих специалистов (психологов и педагогов) по работе с маленькими детьми. В результате, дети раннего возраста (1-3-х лет) либо остаются вообще без психолого-педагогического обеспечения (работа воспитателя ограничивается гигиеническим обслуживанием и соблюдением режима дня), либо получают воздействия, не соответствующие их возрастным особенностям.
Целью представленной работы является рассмотрение психологических основ обучения в младенческом и раннем возрасте.
В написании работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Дубровина И. В., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б,., Обухова Л. Ф., Б. С. Круглов и др.
750 руб.
Введение 3
1.Особенности развития ребенка с рождения до 2-х лет. Период младенчества и раннего возраста 4
2. Основные линии развития детей младенческого и раннего возраста 11
Заключение 15
Список литературы 16
750 руб.
Младенчество и ранний возраст – это первая и очень важная ступень в жизни детей, которая во многом определяет дальнейшее развитие человека. В этот период формируется организм, закладываются основы личности, развиваются познавательные способности, без которых невозможно дальнейшее полноценное развитие человека. Одним из главных направлений работы с детьми младенческого и раннего возраста является укрепление их здоровья и физическое развитие. Опираясь на проведенный анализ литературы по проблеме исследования, можно сформулировать следующие принципы работы психолога с детьми раннего возраста:
1.Ориентация на специфику возраста, интересы и возможности детей от рождения до 2 лет.
2.Приоритет развивающей работы над коррекционной и диагностической.
3.Содержательное сотрудничество с педагогом и взаимодополнительность функций педагога и психолога.
4.Связь с родителями, повышение их психолого-педагогической компетентности и вовлечение их в педагогический процесс.
Мы выяснили, что для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями. Ведущей в этом возрасте выступает предметно–манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.
750 руб.
.Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая кн., 1999. – 621с.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
3.Выготский Л. С. Младенческий возраст // Выготский Л. С. Сборник сочинений в 6 т., т. 4. – М., 1992
4.Выготский Л. С. Ранний возраст // Выготский Л. С. Сборник сочинений в 6 т., т. 4. – М., 1992
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.-М.: ЧеРо, 2000.- 336 с.
6.Крайг «Психология развития».- М.1982
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е издание. – М., 1972.
8.Лисина М.И.«Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста»//Журнал «Вопросы психологии»1961.№3.
9.Лисина М.И. «О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни» //Журнал «Вопросы психологии» 1978. № 5. С. 72 - 78.
10.Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М., 1998.
11.Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003
12. Страна детства. Сборник Амосов Н. М. Никитина Л. А. Воронцов Д. Д., М.: Знание, 1991 – 288 с.
13.Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте. – М., 197815.
14.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1987. – с. 60-77.
750 руб.