Готовая дипломная работа
на тему:«Образ ведьмы в культуре западноевропейского средневековья.»
Цена: 3,000 руб.
Номер: V34096
Предмет: Разное
Год: 2009
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Актуальность выбранной нами темы несомненна, так как средневековые ведовские процессы - процессы над ведьмами - и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. В чем причины столь безумной вспышки боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу в ХV-XVII веках? Они неясны и ныне. Наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств - состояния общества, церкви. Предлагаемая же статья делает попытку объяснить феномен охоты на ведьм, опираясь на частные факты, на первый взгляд малозначительные и не удостоившиеся внимания исследователей. Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Спешу уверить: обнародуя свои выводы, я не стремлюсь к сенсации, но твердо убежден, что приведенные факты и их анализ заслуживают внимания и дальнейшего изучения.
Вера в ведьм возникла из представления о ведовстве, в котором смешались знахарство, черная магия, ереси и культ дьявола. Во всех культурах люди верили в деревенских колдунов, способных с помощью тайных сил исцелять больных или насылать порчу. Белая магия могла защищать от напастей людей, скот и посевы, гарантировать появление потомства, привораживать возлюбленных, отыскивать пропавших без вести людей, потерянные вещи или спрятанные сокровища, а также противодействовать черной магии. Черную магию, или злыечары, использовали, чтобы насылать болезни и смерть, вызывать грозу или нашествие насекомых - вредителей на поля и сады.
В средневековых ученых, таких, как Генрих Корнелий Агриппа в Германии или Роджер Бэкон и Джон Ли в Англии, консервативные церковники видели просто чернокнижников. Христиан, выступавших против господствовавших в церкви взглядов, обвиняли в самых страшных преступлениях — в ереси, убийстве, принесении в жертву младенцев, людоедстве и сексуальных извращениях. Значение культа дьявола в позднем средневековье быстро росло, пока, наконец, в XVI столетии образ сатаны не стал важным элементом в понятии ведовства.
Для большинства историков (отечественных и зарубежных) охота на ведьм - явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья. Такая точка зрения весьма популярна и сегодня. А между тем ее легко опровергнуть с помощью хронологии. Большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков. Гонения на колдуний набирало силу в Европе параллельно с развитием гуманизма и научного мировоззрения, то есть в эпоху Возрождения.
Советская историография всегда рассматривала охоту на ведьм как одно из проявлений развернувшейся в XVI-XVII веках феодально-католической реакции. Правда, она не учитывала то, что слуг дьявола вовсю жгли и в протестантских странах: жертвой мог стать каждый, независимо от социального положения и религиозных воззрений. Не избежала подобного взгляда и наиболее популярная ныне социальная теория: охота на ведьм - лишь очень яркий показатель степени обострения внутриобщественных отношений, стремление найти "козлов отпущения", на которых можно возложить ответственность за все проблемы и трудности бытия.
Обращаясь к проблеме ведовских процессов, практически любой исследователь задавался вопросом о причинах массовых гонений на ведьм. Выработанное еще в эпоху Просвещения мнение о Средневековье как времени всевозможных суеверий и заблуждений человеческого разума, фанатизма, сегодня можно считать лишь историографической традицией. За ведовскими процессами современные авторы пытаются увидеть более широкий круг культурно-социальных явлений. Особый интерес вызывали представления людей прошлого о том, что должны существовать такие способы и средства, которые позволили бы вступать в контакт с миром демонов. Убежденность в том, что некоторые люди могли вызывать добрые и злые субстанции, принуждать их служить себе, добиваясь с их помощью необычайной власти была широко распространена в Средние Века. В XVI–XVII вв. эта убежденность усилилась в связи с противостоянием разных конфессий и попытками церкви подавить народную культуру. При этом особое внимание акцентировалось на культе Сатаны, получившим широкое распространение в средневековую эпоху. По мнению, Я. Канторовича, культ Дьявола был своеобразной трансформацией разнообразнейших культов языческих богов, их консолидацией вокруг единого, центрального персонажа. По другой версии, распространению культа Сатаны способствовало само христианское духовенство. Стремясь пополнить ряды прихожан и укрепить их веру, церковь использовала образ Сатаны в качестве своеобразного пугала. «Католицизм обратил Сатану в своеобразную систему народного воспитания» (А.В. Амфитеатров).
Ряд авторов рубежа XIX–XX веков видели причины ведовских процессов не в религиозных трансформациях сознания или эволюционных изменениях религиозных культов, а в явлениях, имеющих вполне естественные, физиологические и психические основания. Так, по мнению С. Тухолки, «многие женщины, страдая истерией и нимфоманией, рассказывали на допросе самые бесстыдные вещи», например, о сексуальных связях с Сатаной. Эти мнения во многом отражали состояние философии и психоаналитический уклон в науке начала XX века.
Значительной дифференциацией мнений отличалась позиция советских историков в отношении сущности ведовских процессов. По существу еще в 20-е – 30-е гг. сложилась несколько теорий, которые в дальнейшем неоднократно подвергалась переосмыслению. Господствующей, конечно, было мнение, в соответствие с которым католическая церковь стремилась к власти, превосходившей власть светских владык, поэтому ей нужен был контроль над умами и душами людей. «Западная церковь» хотела объединять и направлять, была догматичной и нетерпимой. Она вмешивается в частную жизнь. Ведовские процессы рассматривались как один из способов реализации этих целей. В эпоху Контрреформации преследование ведьм стало еще и средством подавления более прогрессивных реформационных учений. Необходимо отметить, что подобная трактовка охоты на ведьм как нельзя лучше соответствовала поставленным в первые же послереволюционные годы задачам антирелигиозной пропаганды.
Первой советской работой, напрямую затрагивавшей тему ведовских процессов, была монография М.М. Шейнмана « Огнем и кровью во имя бога». Саму веру в Дьявола и ведовство автор рассматривал как специфическое проявление народного мировоззрения, причем, столь широкое распространение данного явления связывал с крайне тяжелым положением народных масс, находившихся, под феодальным и церковным гнетом. Причины охватившей все западноевропейские страны охоты на ведьм анализировались известным российским историком С. Лозинским в его трудах «Святая инквизиция» и «История папства». По мнению С. Лозинского, расцвет ведовского искусства среди женского населения был связан с жестокими гонениями со стороны церкви на традиционные верования подавляющей массы населения, которое по-прежнему оставалось христианизированным в очень малой степени.
В советской исторической науке получила распространение точка зрения и о политической подоплеке «ведовской вакханалии». Так, по мнению Е.Б. Черняка, обвинения в занятиях колдовством были идеальным средством для дискредитации политического противника, инструментом политической борьбы.
В трудах А.Я. Гуревича феномен охоты на ведьм выступал в качестве индикатора, нараставшего в условиях позднего Средневековья противоречия, между народной (преимущественно крестьянской) и церковно-чиновничьей, элитарной культурами. Как полагал А.Я. Гуревич, именно в ведовстве церковь и светская власть видели воплощение всех особенностей народного миросозерцания и соответствующей ему практики, в корне враждебной идеологии монополии, на которую претендуют церковь и абсолютное государство.
Таким образом, в отечественной историографии было высказано много мнений о характере и причинах ведовских процессов. В настоящее время можно говорить о том, что историки не исходят из одной или двух концепций, а стараются смотреть на рассматриваемую проблему комплексно, выявляя при этом доминирующие факторы.
Вот что говорит по данному поводу русский дореволюционный историк С. Тухолка в работе "Процессы о колдовстве в Западной Европе в 15-17 веках": "Еще до пытки колдунью подвергали операции отыскивания стигмата дьявола. Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы". Об этом же пишет и Я. Канторович в труде "Средневековые ведовские процессы", вышедшем в 1889 году: "Если у кого-нибудь на теле оказывались язвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то их приписывали дьяволу. Поэтому прежде всего обращались к испытанию иглой. Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле". О том, что наличие "ведовской печати" считалось абсолютным признаком виновности, сообщал и советский исследователь И. Григулевич. Правда, приводились такие факты лишь затем, чтобы показать суеверие и мракобесие, присущие как средневековому миру вообще, так и священнослужителям в частности.
Однако отношение непосредственных участников событий, особенно демонологов, к ведовским знакам на теле было чрезвычайно серьезным. Один из первых, кто говорит в своих трудах о дьявольских отметинах, - теолог Ламберт Дано: "Нет ни одной ведьмы, на которую дьявол не поставил бы некую отметину или знак своей власти". Это мнение разделяли практически вce богословы и демонологи. Например, Питер Остерман в трактате, вышедшем в 1629 году, доказывал: "Еще не представало перед судом человека, который, имея клеймо, вел бы безупречный образ жизни, и ни один из осужденных за колдовство не был осужден без клейма". Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне - Яков I Стюарт. Этот неутомимый борец с ведьмами в трактате "Демонология" заявлял: "Никто не служит Сатане и не призывается к поклонению перед ним, не будучи отмечен его знаком. Клеймо - это самое высшее доказательство, гораздо более бесспорное, чем обвинения или даже признания".
Исследователь Н. Пшибышевский в работе "Синагога Сатаны" дает достаточно подробное описание этих знаков: "Поверхность тела одержимого отмечена и снаружи особыми знаками. Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко. Так же редко они отмечены углублением кожи. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах. Часто они находятся на глазных веках, на спине, на груди, а иногда, но редко, они меняют место".
Итальянский демонолог М. Синистрари отмечает: "Эта отметина не всегда одной и той же формы или контура, иногда она похожа на зайца, иногда на лапку жабы, на паука, щенка, соню. Она ставится ... у мужчин под веками или под мышками, или на губах, или на плечах, в заднем проходе или еще где-нибудь. У женщин обычно на груди или в интимных местах".
Итальянский демонолог М. Синистрари отмечает: "Эта отметина не всегда одной и той же формы или контура, иногда она похожа на зайца, иногда на лапку жабы, на паука, щенка, соню. Она ставится ... у мужчин под веками или под мышками, или на губах, или на плечах, в заднем проходе или еще где-нибудь. У женщин обычно на груди или в интимных местах".
И все же главный признак, по которому в Средневековье отличали дьявольское пятно, - его нечувствительность к боли. Поэтому при осмотре потенциальной ведьмы подозрительные пятна обязательно прокалывали иглой. И если на укол не следовала реакция, обвинение считалось доказанным. (Еще одна существенная особенность "чертовых знаков": при укалывании эти места не только не чувствовали боли, но и не кровоточили.)
Отрешимся от фантастических деталей, вроде пылающего злобой дьявола, клеймящего собственной рукой (или иной конечностью) своих приверженцев, а признаем наличие на теле человека каких-либо специфических отметин. Но ведь описание "ведьминых знаков" очень напоминает какое-то кожное заболевание.
Действительно, почему бы не предположить, что подавляющая часть людей, обвиненных в ведовстве, имела общую для всех болезнь? И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Это лепра, или проказа, - и сегодня один из самых страшных недугов, а в Средневековье - настоящий бич Божий.
Вот что говорит об этой болезни медицинская энциклопедия, изданная в 1979 году: "Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль". Не правда ли, картина болезни очень напоминает демонологические трактаты?
В сведениях, почерпнутых из медицинской литературы, можно найти объяснение и такому явлению, как ведьмин сосок. При дальнейшем развитии заболевания кожа начинает постепенно уплотняться, образуются язвы, узлы, которые действительно своей формой могут напоминать сосок. Приведем еще одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. Кожа под ними жирная, может отличаться шелушением, чувствительность вначале нормальная, позднее расстраивается и понижается в различной степени". Совпадает даже месторасположение "дьявольских знаков" и лепроматозных пятен на теле человека.
И, наконец, еще один аргумент, позволяющий отождествить проказу и "дьявольские отметины": по современным медицинским данным, "нарушение чувствительности в кожных поражениях наблюдается только при лепре и ни при каком другом кожном заболевании".
Итак, с большой долей уверенности можно утверждать, что практически все колдуны и ведьмы, осужденные на смерть, были в той или иной стадии поражены проказой. Сам собой напрашивается и следующий вывод: в основе гонения на ведьм лежало стремление средневекового общества обезопасить себя от страшного заболевания, распространение которого в XV-XVII веках достигло своего апогея. Уничтожая прокаженных (мера, бесспорно, жестокая), Европа к концу ХVII века в какой-то степени справилась с эпидемией проказы.
Верили ли сами судьи в то, что отправляют на костер именно дьяволово отродье, а не больных и отверженных людей? На этот вопрос пока нет абсолютно уверенного ответа. Однако вполне вероятно, что в Средние века люди достаточно хорошо знали симптомы проказы, и, по крайней мере, привилегированная, образованная прослойка государственных и церковных деятелей осознавала, что ведет борьбу не со слугами сатаны, а с заразной болезнью. Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам. По замечанию одного из современных исследователей, врачи "принимали достаточно активное профессиональное участие в процессах над ведьмами. В их обязанности входило диагностирование болезней, возникавших в "результате колдовства", и медицинское обслуживание пытки. Зачастую их заключение решало участь несчастной ведьмы".
И тем не менее, видя в охоте на ведьм и колдунов лишь карантинную меру, а в судьях и палачах - борцов с опасным недугом, мы излишне модернизируем явление более чем пятивековой давности. Проказа в то время могла рассматриваться и, вероятно, рассматривалась как признак одержимости дьявольской силой, и именно поэтому носителям этой болезни объявили беспощадную войну на уничтожение. Эта сторона дела заслуживает тщательного изучения.
Огромный интерес при изучении ведовских процессов вызывают труды антидемонологов, людей, которые в период всеобщего страха перед ведьмами осмеливались сказать слово в их защиту. Одной из таких редких личностей был врач Иоганн Вейер, выразивший свой взгляд на проблему ведовства в сочинении "О проделках демонов". В нем он полемизирует с известными демонологами и старается доказать несостоятельность их воззрений. В чем же заключались последние? Как ни странно, один из них, Карпцов, считал, что "самим ведьмам и ламиям идет на пользу, если их как можно скорее предают смерти". Вейер полагает, что "аргумент Карпцова прекрасный довод, который мог бы оправдать убийство: что, если кто-нибудь из нас лишил бы жизни человека ничтожного, рожденного лишь поедать плоды, пораженного галльской болезнью, и объяснил бы свое деяние тем, что лучшим для него было бы умереть поскорее?"
Очень любопытное замечание, особенно, если учесть, что галльской болезнью называли все ту же проказу. Это позволяет увидеть в словах Карпцова стремление оправдаться перед собой и обществом, уверить всех, что истреблением ведьм-прокаженных выполнялась миссия милосердия.
Иногда, очень редко, с обвиняемого в колдовстве снимали обвинения. Но и после освобождения он оставался, по сути, отверженным, подвергаясь строжайшему карантину: ему запрещали входить в церковь или отводили в ней особое место; даже в собственном доме он жил изолированно. Вполне разумные предписания на случай возможной опасности заражения.
Еще одно доказательство, подкрепляющее гипотезу, - стереотипный образ колдуньи, созданный народным сознанием. На костер всходили люди без различия пола, возраста, социального пoложения, любой мог быть обвинен в колдовстве. А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми. Английский историк Р. Харт в работе "История ведовства" приводит свидетельства современников о том, как, по их мнению, выглядит типичная ведьма. Вот одно из них: "Они кривые и горбатые, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, повергающая в ужас всех окружающих. Их кожа покрыта какими-то пятнами. Старая, потрепанная жизнью карга, она ходит согнувшись дугой, с ввалившимися глазами, беззубая, с изборожденным ямами и морщинами лицом. Члены ее постоянно трясутся".
В медицинской литературе именно так описывают больного лепрой на последних стадиях развития заболевания. Кроме того, сообщает медицинская энциклопедия, "в запущенных случаях выпадают брови, ушные мочки увеличиваются, выражение лица сильно изменяется, зрение слабеет до полной слепоты, голос становится хриплым". Типичная ведьма из сказки разговаривает охрипшим голосом и имеет длинный, резко выдающийся на лице нос. Это тоже неслучайно. При лепре "весьма часто поражается слизистая оболочка носа, что приводит к ее перфорации и деформации. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости".
Несмотря на явный недостаток исторических документов, можно все же говорить, что выдвигаемая гипотеза имеет доказательную базу. Главное в ней - наличие на телах всех ведьм "дьявольских печатей", которые я отождествляю с лепрозными поражениями. Возникает естественный вопрос: а было ли у предшествующих исследователей ведовских процессов иное истолкование "печати дьявола"? Как ни странно, эти отметины на теле не вызвали большого интереса исследователей. Поиск у ведьмы "дьявольских знаков" они приводят лишь в качестве примера, иллюстрирующего дикость средневекового духовенства и властей, принимавших за "сатанинские печати" обычные жировики, язвочки и тому подобное.
То, что ведьмы зачастую не чувствовали боли от уколов, пытались объяснить нервным заболеванием и экзальтацией, вызванной страхом, - колдуньи впадали в состояние некого транса, подобного тому, который наблюдается на сеансе гипнотизера. Что же, вполне возможно. Однако тогда нечувствительными становятся либо все тело человека, либо значительная его часть. Приведенные же ранее факты говорят о "дьявольском клейме" - небольшом, строго ограниченном участке кожи. "Если уколоть такое место иголкой, то кровь не идет, и нет ощущения боли, которая, однако, ощущается всеми частями тела", - пишет в своей работе Н. Пшибытаевский. К сожалению, ни в отечественной, ни в зарубежной историографии нет ни одной попытки посмотреть на тождественность ведовских процессов и гонений на прокаженных. Пожалуй, лишь французский исследователь Ж. Ле Гофф в работе "Цивилизация средневекового Запада" рассматривает совместно категории прокаженных и ведьм. И тех и других он считает своеобразными "козлами отпущения", на которых общество возлагало ответственность за все проблемы и грехи. По словам ученого, "средневековое общество нуждалось в этих людях, их подавляли, поскольку они представляли опасность, чувствовалось почти осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество стремилось в себе избавиться". Однако, объяснив гонения на ведьм и прокаженных одними и теми же причинами, сами эти категории Ле Гофф никоим образом не совмещает.
Данный факт скорее говорит в пользу моей гипотезы. Если бы из источников было известно об одновременных гонениях на больных проказой и процессах над ведьмами в том или ином месте Европы, тогда их пришлось бы признать двумя абсолютно разными явлениями. Но они не совпадают ни пространственно, ни хронологически, и тогда версия о том, что ведовские процессы - лишь прикрытие для борьбы с лепрой, не должна казаться столь уж странной.
Первый церковный труд по истории инквизиции написал сицилийский инквизитор Луис Парамо, опубликовавший книгу «О происхождении и развитии святой инквизиции» (Мадрид, 1598), где доказывал, что первым инквизитором был Господь Бог, покаравший Адама и Еву. Первым инквизитором Нового Завета, по мнению Парамо, был Иисус Христос, а Христа сменили апостолы Пётр и Павел. Далее он утверждал, что современные ему инквизиторы являются прямыми продолжателями инквизиторского дела апостолов.
Первые критические сообщения об инквизиции появились в XVI веке и были популярны своим живописанием ужасов церковных застенков. Автором одной из первых книг на эту тему был узник севильских палачей Раймундо Гонсалес де Монтес, который написал «Деяния священной инквизиции» (Гейдельберг, 1567), почти сразу переведённые на все языки Западной Европы.
Методы инквизиционного трибунала раскрывала книга Шпренгера и Инститориса «Молот ведьм», впервые опубликованная в конце XV века и многократно переиздававшаяся на разных языках с призывными надписями «Прочитай эту книгу, не пожалеешь!»
Современные традиционные историки связывают начало деятельности инквизиции, как насильственных действий по внедрению как–то понятых христианских догматов, с правлением фантомного «святого» римского императора Феодосия I, Великого (якобы, 379–395) и его борьбой против еретиков и манихеев. Согласно династическим параллелизмам НХ, он — отражение другого фантома, императора Священной Римской империи Лотаря II (якобы, 1075–1137). Исторические оригиналы этих деятелей принадлежали второй половине XV века.
Возрождение инквизиции и создание первых инквизиционных трибуналов историки связывают с деятельностью римского папы Иннокентия III (якобы, 1160–1216) против еретиков альбигойцев, подтверждённой решениями III и IV Латеранских соборов (якобы, 1179 и 1215 годов). Эту точку зрения разделяли официальные советские историки, поскольку она утверждена в «Хронологических выписках» Карла Маркса (классик законспектировал 18–ти томную «Всемирную историю» Фридриха Христофора Шлоссера). Но все эти повествования являются фантомными отражениями реальных религиозных войн XV–XVI веков (против народного апостольского христианства, начинающейся Реформации и анабаптизма) и Латеранского собора 1512–1517 годов. Сообщения об Альбигойских войнах и материалы Иннокентия III были сфальсифицированы на рубеже XVII века для исторического и догматического оправдания Контрреформации. В это же время были сфальсифицировано каноническое оправдание инквизиции, приписанное блаженному Августину (якобы, 354—430) и Фоме Аквинскому (якобы, 1227—1274).
Объектом исследования в данной работе является ведовство и ведьмы средневековья.
Предмет исследования – образ ведьмы в западноевропейском средневековье.
Цель данной работы заключается в обосновании вопроса об образе ведьмы в западноевропейском средневековье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть христианское сознание как основу средневекового менталитета;
- изучить образ ведьмы в представлении средневекового европейца;
- проследить динамику изменения образа ведьмы в 13-15 вв.;
- изучить ведовство и церковь в Западной Европе 13-15 вв.;
- рассмотреть ведовские процессы и Святая Инквизиция;
- рассмотреть трансформацию ведовских процессов в 13-15 вв. в средневековье;
- изучить особенности ведовства и западноевропейское изобразительное искусство 13-15 вв.;
- рассмотреть особенности ведовства и западноевропейская литература 13-15 вв.;
- изучить особенности ведовства и западноевропейскую науку 13-15 вв.
Хронологические рамки. Исследования проводятся в рамках 13-15 веков.
Методологическую основу исследования составляют принципы историзма и научной объективности, позволяющие рассмотреть изучаемое явление — ведовсике процессы и ведьмы — как комплексную систему, анализируя факты во всей их совокупности и взаимосвязи. В работе нашли применение общеисторические (историко-типологический и историко-системный) методы. Основной метод исследования — объективно-исторический анализ и обобщение материалов, опубликованных и неопубликованных источников, а также обобщение опыта предшествующих исследований.
Источниковую основу исследования составляет труды следующих учёных и исследователей Амфитеатров, А. В., Гуревич А. Я., Гинзбург К., Кадмин, Н., Канторович, Я. Лозинский, С., Роббинс Р. Х., Тухолка, С., Фрэзер Д. Д., Черняк, Е. Б., Шейнман, М. М., Шпренгер Я., и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том что материалы исследования вносят вклад в разработку вопроса о ведьмах и ведовстве заподноевропейского средневековья.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы на лекциях по истории, литературе, искусству, религиоведению, эстетике и др. дисциплинам.
Похожие работы:
Образ Будды в художественной культуре Индии ➨
Введение. Индийская культура является одной из наиболее интересных и самобытных культур Земли, занимает видное ...
Образование и прекращение юридического лица ➨
Введение
Возьмем пять индивидов. Если они, пять физических лиц решают объединиться для совместного осуществления ...
Эстетика_в_культуре_Возрождения ➨
Введение
Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришелся в основном на XIV - ...
Философия, ее предмет и место в культуре человечества. ➨
Введение
Мы живем на рубеже эпох: XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики ...
Роль религии в культуре отечественного и европейского средневековья ➨
Характер и направление развития древнерусской художественной культуры, ее содержание, выдающиеся памятники ...