ВВЕДЕНИЕ
Состояние и развитие общества в значительной степени определяются численностью и составом населения. Ведь именно население является материальной основой общества. Оно характеризуется и как элемент производительных сил, и как носитель производственных отношений.
По отношению к экономике население выступает одновременно как производитель и потребитель материальных и духовных ценностей. Население не существует без экономики, и экономика не существует без населения. Население не существует без экономики, так и экономика не существует без населения. Численность и динамика населения, его возрасных групп, влияют на абсолютную величину и структуру фондов накопления и потребления. Например, от численности и удельного веса населения в молодом возрасте зависят масштабы формирования новых рабочих мест для тех, кто вступает трудоспособный возраст, а также: строительство объектов системы образования, здравоохранения, детских учреждений, жилищного фонда.
Изучению проблем населения в нашей стране посвящено множество научных работ. Это связано прежде всего со сложившейся критической ситуацией в стране, связанной с суженым воспроизводством населения и падением его качества.
Цель данной работы – дать рекомендации по путям решения основных проблем, связанных с населением в Украине. Для этого приведены основные понятия по данной теме, проведен анализ.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение
1 Население как субъект социально – экономических отношений
1.1 Понятие населения. Факторы его развития.
1.2 Источники данных о населении.
1.3 Классификация населения. Причины изменения количественных и качественных характеристик
2 Анализ современного состояния и тенденций развития населения Украины
2.1 Естественное движение населения
2.2 Пространственное движение населения
2.3 Количественные и качественные характеристики населения.
3. Государственное регулирование миграционных и демографических процессов.
3.1 Демографическая политика
3.2 Государственная политика в области доходов и влияние социальных трансфертов на подрастающее поколение.
3.3 Регулирование миграционных процессов
Выводы
Список использованной литературы
1,200 руб.
ВЫВОДЫ
Современная демографическая ситуация в Украине приобретает критический характер. Замедление темпов общего прироста населения, снижение в последние годы коэффициента рождаемости и возрастание коэффициента смертности привели к процессу депопуляции населения. Численность населения нашей страны сократилась с 51, 8 млн. чел. в 1989 году до 47 млн. чел. на начало 2004 года, при этом 92% общего уменьшения составляют сельские жители. Наблюдается ухудшение условий воспроизводства семьи.
Ухудшение социально-экономических условий жизни влечет за собой неадекватность социально-психологических реакций человека, изменяет его отношение к семье, к работе. Продолжительность жизни людей сократилась. Общей причиной такой демографической ситуации в последние годы стало падения жизненного уровня населения, которое оказалось в уменьшении совокупного дохода семей, возрастании скрытой безработицы, снижении как объемов жилищного строительства. Перед обществом остро встал вопрос восстановления «демографического равновесия».
Решения демографических проблем в Украине необходимо рассматривать на национальном и региональном уровнях. Должна проводится взвешенная и продуманная демографическая политика.
Демографическая ситуация в Украине связана с падением уровня жизни населения, в частности с падением доходов, инфляцией, расслоением населения на богаты и бедных (практически полным отсутствием среднего класса). Экономическая политика государства должна быть направлена на: устранение разрыва между принятым прожиточным минимумом и его покрытием; обеспечение дифференциации заработной платы в зависимости от ее социально-экономической значимости; увеличения минимального уровня заработной платы до прожиточного минимума; подъем платежеспособности население и создание среднего класса.
Важным элементом сложной системы экономического обеспечения воспроизводства населения являются общественные социальные фонды, которые обеспечивают финансирование важнейших звеньев его развития.
В украине в послндние годы сократились социальные трансферты, в том числе, подростающему покалению. Это существенно повлияло на качество населения.
В 2000-2003 наблюдаются положительные тенденции в развитии населения: повышается уровень рождаемости, повышаются трансферты, улучшается качество населения. Общество должно уделить достойное внимание условиям существование и развития детей и подростков, постепенно усовершенствуя их до уровню требований этапа формирования информационного общества. Улучшение экономического обеспечения воспроизведения подрастающего поколения может стать приоритетным направлением использования социальных трансфертов, дополнительные средства должны быть направлены в первую очередь на модернизацию учреждений общего среднего образования и системы дошкольных учреждений, а также детских оздоровительных учреждений.
Рост миграционных потоков и возможные отрицательные их последствия требуют управляемости, эффективность которой предопределяет необходимость принятия государственной миграционной программы.
Министерству труда и социальной политики вместе с Комитетом по делам национальностей и миграции нужно формировать отечественную миграционную политику в соответствии с потребностями социально-экономического развития государства.
Механизм регулирования миграционных потоков предусматривает: заключение двусторонних межгосударственных соглашений по трудовой миграции с выделением объемов миграционных потоков, их поло - возрастной и квалификационной структуры, уровня здоровья, социальной защиты и сроков контрактов; ратификацию международных соглашений и Конвенций; разработку отечественной нормативно-правовой базы в сфере регулирования трудовой миграции; отрабатывание механизма контроля за выполнением соответствующих законодательно-нормативных актов, за деятельностью посреднических частных фирм, за выполнением страной-партнером положений соглашений в части гарантий условий занятости, социальной защиты трудовых мигрантов; осуществление экспертных оценок состояния на рынке труда в регионально-отраслевом разрезе центрами занятости населения; борьбу с нелегальной миграцией, скрытым вербовкой и контрабандой рабочей - силы; выделение на уровне государства приоритетных в части использования трудовых мигрантов регионов, областей, отдельных предприятий и видов миграции; формирования информационной базы для населения страны, которая через средства массовой информации предоставляла бы достоверные данные для мигрантов по основным вопросам их переезда, жизни и работы.
В Украине не создана высококоординированная и всеохватывающая система управления миграционными процессами. Для эффективной работы по регулированию миграции необходимо создать автоматизированную систему постоянного мониторинга миграционных процессов, основными задачами которой должны быть: накопление и структурирование информации о масштабах, направлениях и характере территориальных перемещений населения; выявление и отслеживание тенденций внешних и внутренних, стационарных и трудовых миграций; определение причинно-следственных связей миграций с экономическими, социальными и демографическими процессами в стране и мире для подготовки возможных вариантов корректирования государственной миграционной политики, в частности, в сфере труда; прогнозирование миграционных ситуаций и моделирование миграционного поведения людей в контексте социально-экономического развития государства; подготовка аналитической информации, необходимой для разработки и реализации мероприятий миграционной политики относительно территориального сбалансирования спроса и предложения рабочей силы в зависимости от состояния региональных рынков труда.
Государственная эмиграционная политика должна быть направлена на: расширение возможностей трудоустройства собственной рабочей силы; защиту прав и интересов работников - мигрантов в странах -реципиентах; снижение уровня убытков, связанных с выездом национальной рабочей силы за границы страны.
1,200 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамчук В.В., Ромашев О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407 с.
2. Слюсар Л. Соцальн трансферти в економчному забезпеченн життдяльност та розвитку пдростаючого поколння.// Украна: аспекти прац. – 2004. – № 4. – С.41– 49.
3. Галиць Г., Кумкав Ю. Методологя системного пдходу щодо реаблтац осб з обмеженими фзичноми можливостями.// Украна: аспекти прац. – 2004. – № 1. – С.29– 34
4. Гондчаренко А.Б. ,Староверов О.В. Мобильность населения и качество жизни. – Економика и математические методы. –2002.–том.38 –№1.–с.24-30.
5. Дзюба С. Г. Экономика труда. К.:
6. Статистичний щорчник Украни у 2003 роц.-К.: “Консультант”,2004
7. Экономика труда: Учебник / Под ред. П. Э. Шлендлера и Ю. П. Кокина – М.: Юристь, 2002. – 592с.
8. Осовська . В., Крушильницька О. В. Управлння трудовими ресурсами: Навчальний посбник. – Житомир: ЖТ, 2000. – 304с.
9. Демография: Учебник / Под ред. Н. А. Волгина – М.: Издательство РАГС, 2003. – 384с.
10. Киселёва Т. , Полнарев С. , Сменковский А. Качество жизни в условиях глобализации экономики. – Стандарты и качество – 2001.– №11.– с.100.
11. М. Стасюк, В. Крючковский. Влияние миграцйних процессв на основн демографчн показники в Укран.// Украна: аспекти прац. – 2003. – № 4. – С.40-45.
12. Економка прац та соцально трудов вдносини: навчальний посбник.-К.: Вид-во вропейського Ун-ту,2002р.
13. Шлендлер
14. Экономика труда и социально – трудовые отношения / Под ред.Г.Г.Меликьяна, Р.П. Колосовой.-М.: Изд-во МГУ,изд-во ЧеРо,1996г.
15. Закон Украины “О переписи населения” // Выдомост верховно ради – 1995.-№5
1,200 руб.