Сопоставление психологии и искусства как элементов культуры актуально уже на уровне внеисторическом и вненаучном. Интуитивно нам понятны и интересны архетипическое единство образов мудреца и творца, их близость, но нетождественность. наблюдаемое сегодня изобилие форм художественного творчества, способов философствования, изменение представлений о сущности искусства и психологии, об их статусе обусловливает направленность на эту проблему научного интереса, поскольку указанные перемены происходят именно в пространстве между полюсами взаимного притяжения и отталкивания искусства и психологии.
Как известно, в становлении личности одну из главнейших значений приобретает искусство, которое в силу своих особенностей способно влиять на духовную организацию личности, определять ее систему ценностей, формировать мировоззрение и воспитывать гуманистические идеалы.
В психологии попытка решить проблему воздействия искусства на личность осуществлялась с совершенно других позиций. В рамках первой теории считалось, что типология функций искусства предполагает создание соответствующей типологии личности, которая является другим, противоположным художественному произведению функциональным полюсом, определяющим воздействие искусства. Однако социально-психологическая природа взаимодействия личности и искусства при этом не выявлялась (М. Е. Марков, С. X. Рапоппорт, Л. Н. Столович, М. С. Каган, Ю. Б. Борев, А. А. Карягин и др).
Психологической модификацией функциональной теории искусства является направление, опирающееся на объективно-аналитический метод анализа психологии искусства, предложенный в свое время Л. С. Выготским. Представители этого направления рассматривали художественное произведение как систему художественно-выразительных средств, «сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию» и тем самым воздействовать на реципиента (Л. С. Выготский, С. М. Эйзенштейн, Н. Гартман, Р. Ингарден и др.).
Путь объективно-аналитического метода - от формы художественного произведения через функциональный анализ ее компонентов и структуры к воссозданию эстетической реакции и установлению ее общих законов. Изучению подлежала чистая и безличная психология искусства «безотносительно к автору и читателю» (Л. С. Выготский).
Для того, чтобы искусство могло воздействовать на личность аналогично тому, как это делает жизненная практика, необходима способность зрителя, слушателя, читателя соответственно переживать нечто происходящее уже вне его собственной практической жизни, а лишь обозначенное в произведении искусства. Как отмечает М.Е. Марков (1970), нужна способность входить в созданную автором психологическую ситуацию и (если произведение сюжетно) внутренне действовать в рамках мотивов и поведения героя, или (для других искусств) становиться на позицию автора как на свою собственную и переживать произведение аналогично авторскому переживанию, или, наконец, видеть созданное художником с его эмоциональной позиции и с той же перспективой.
Анализируя имеющиеся в науке точки зрения, мы можем отметить, что существует несколько вариантов обращения к искусству, представленных в психологических исследованиях, однако, как мы можем отметить, на данный момент нет универсального подхода, «психологизирующего» искусство как таковое, что означает не только и не столько невозможность сделать это в целом, сколько неопределенность самой психологии в процессе выявления особенностей восприятия искусства с точки зрения психики.
Исходя из вышесказанного, мы можем определить основную цель данного исследования – изучение подходов к произведению искусства с психологической точки зрения.
Согласно поставленной цели мы можем определить основные задачи данного исследования:
1. Изучить литературу на заданную тему
2. Выявить основные теории в процессе изучения искусства с точки зрения психологии
3. Охарактеризовать основной смысл идеи произведения искусства в базовых фундаментальных теориях психологии
4. Рассмотреть современные подходы к изучению произведения искусства с психологической точки зрения
Объектом изучения являются произведения искусства как объект психологического исследования.
Предмет исследования - психология искусства.
В написании данной работы нами были использованы научные труды таких исследователей, как Б.М.Теплов, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Крупник Е.П., Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М.В. Романова и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение вопроса о произведениях искусства как объекте психологического исследования 6
1.1 Проблема психологии искусства в научной литературе 6
1.2. З.Фрейд и К.Г. Юнг об искусстве и художественном творчестве 11
Глава 2. Психология искусства с позиции создателя и исполнителя 13
2.2. Креативный и исполнительный уровни психологии искусства 13
2.2. Психологические основы искусства артистизма в концепции К.С. Станиславского и М.А. Чехова 22
Заключение 29
Список литературы 31
1,200 руб.
Подводя итоги вышесказанного, мы можем отметить, что в целом психология искусства складывалась в процессе формирования самого предмета психологии, и, параллельно с тем, что развивалась наука о душе, и одновременно – о восприятии и понимании искусства.
Психологическое воздействие искусства изучалось и изучается в рамках психолого-эстетического подхода, который рассматривает личность, взаимодействующую с искусством, на уровне художественного сознания.
Этот подход предполагает особый способ изучения проблемы. Воспринимающий искусство должен рассматриваться не в самом искусстве и не вне искусства — он особая психологическая реальность, имеющая свои закономерности, которые реализуются в «практике» его художественного сознания. Существо этих закономерностей заключается в том, что художественное сознание есть особого рода отношение к произведению искусства — художественное отношение. Именно оно, будучи активным, деятельностным процессом, осуществляет перевод ценностей духовной культуры общества в индивидуальную систему ценностей, ценностей «для меня», т. е. ценностей, имеющих личностный смысл.
В нашем исследовании в соответствии с определенной темой были рассмотрено значение искусства в психологии, выявлено влияние искусства и художественных произведений на личность, рассмотрены концепции З. Фрейда и К.Г. Юнга как основоположников фундаментальной теории восприятия искусства в рамках концепции психоанализа.
Нами также было рассмотрено два уровня искусства – уровень исполнения и уровень креации искусства. В этом отношении для нас представляло интерес то, что искусство находит свое выражение в двух ипостасях – в рамках создания творческого произведения и его интерпретации.
Мы можем отметить, что в этом отношении рассмотренная нами теория психологического жеста тесно перекликается с теорией эпитетов, относящейся к системе первого уровня – психологии креации, и, как мы отметили, на данный момент происходит активный процесс становления новых подходов к психологии искусства, обусловленный пониманием двух уровней творчества, но, как мы выяснили, универсального метода исследования по сей день не существует и возможно только ожидание появления фундаментальных исследований в данной сфере в ближайшее время.
Таким образом, нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута первоначальная цель.
1,200 руб.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.1974;
2. Бойко М.Н. Психологическое направление в русской академической науке XIX века. //Проблемы методологии современного искусствознания. М.1989.
3. Буров А.И. Эстетика и споры. М.,1975, с.130.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. М.1968;
5. Ганевич М.Ю. психология современного творчества. Казань, КАТ, 2006.
6. Кривцун О.А. Человек в его историческом бытии: опыт психологических и художественных измерений. //Психологический журнал.1997. №4.
7. Крючков В.К. Педагогическая культура подготовки артистов. Волгоград, Изд-во Мегапринт-литера, 2005.
8. Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М.1997;
9. Кривцун О.А. Эстетика как психология искусства. М.1996;
10. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. — 240 с.
11. Крупник Е.П. Роль эмоционального фактора в формировании художественного отношения школьников к искусству. / Искусство – фактор эмоционально-нравственного развития школьников. с.36
12. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.1994.
13. Логинова А.И., Ананьев Б.Г. О психологии искусства. //Психологический журнал. 1981.№4.
14. Марков М.Е. Искусство как процесс. М., 1970
15. Основы функциональной теории искусства / Марков М.Е. - М.: Искусство, 1970.
16. Потебня А.А. Эстетика и теория искусства. М.1978.
17. Романова М.В. Трудные дети и неправильные родители. М., Изд-во София, 2004.
18. СоколоваЕ.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. 1994. Диалоги 10, 11.
19. Чехов М. О технике актера. http://tlf.narod.ru/school/M_Chekhov.html
20. Фрейд З. Художник и фантазирование.М.1995;
21. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.1987.
22. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.1996.
23. Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. // Зарубежная эстетика и теория литературы.М.1987,с.230. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.1989. С.347
24. Ярошевский М.Г. Исторический путь психологии и логика её развития. // Его же. История психологии. М.1985.
1,200 руб.