Актуальность данной темы заключается в том, что СМИ во все времена являли собой так называемую четвертую власть.
Феномен средств массовой информации, и в особенности, печатного слова рассматривается с точки зрения возможностей его использования в процессе влияния на сознание человека, и в этом отношении история России показывает, насколько власть всегда понимала, как опасно бывает сказанное или напечатанное слово.
Поэтому цензура нещадно вырезала из книг целые абзацы, находя в них намеки, условности, символы и пр.
Сегодня СМИ – это свободная структура, не ограниченная никакими цензурными рамками. Вседозволенность и свобода предопределяют возможность адекватного и всестороннего освещения событий, возможность привлечения внимания народных масс к злободневным проблемам – однако, мы можем заметить, забегая вперед, что в советские времена, при их жестокой цензуре и четкой идеологии злободневности в публицистике было гораздо больше чем сегодня, когда политические новости сводятся к технологиям черного и белого PR, а публикации в журналах – к развлекательным аспектам.
При этом история печати в России имеет достаточно долгую и интересную историю, и в этом отношении особенного внимания заслуживает наиболее известный и прославившийся в России как «революционный» журнал «Современник». Однако, мы можем отметить, что и после революции, несмотря на кажущееся благополучие, все было далеко не так просто, как хотело показать правительство, и СМИ нещадно высмеивали «уродства» человеческой жизни уже даже в первые, самые жесткие годы правления Советской власти.
И только сейчас, когда над прессой не довлеет ни царизм, ни коммунистическая партия, мы можем увидеть, что тематика и проблематика публикаций потеряла всяческую актуальность и связь с жизнью, и процесс трансформации СМИ в этом отношении представляет для нас определенный исследовательский интерес.
Таким образом, мы можем определить основную цель данного исследования как выявление трех периодов тематического и проблемного формирования СМИ в России – это дореволюционный, постреволюционный и современный периоды.
Помимо того, для нас интересен в целом опыт влияния средств массовой информации и методики воздействия на сознание личности и общества, и, согласно поставленной цели, мы можем определить основные задачи данного исследования:
1. Изучить литературу на заданную тему
2. Выявить основные понятия и сущность СМИ
3. Рассмотреть базовые функции СМИ
4. Охарактеризовать методики влияния СМИ на сознание
5. Рассмотреть эволюцию тематики и проблематики СМИ в девятнадцатом-двадцатом столетии
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. СМИ в жизни современного общества 5
1.1. Печатные СМИ в жизни общества 5
1.2. Функции СМИ в обществе 12
1.3. Методы влияния СМИ на жизнь общества 14
Глава 2. Эволюция журналистики. От «Современника» к современности 3
2.1. Влияние журнала «Современник» на революционное сознание 30
2.2. Сатирическая публицистика как атрибут периода исторических перемен 33
2.3. Анализ тематики публикаций в современных журналах 40
Заключение 44
Литература 46
1,200 руб.
Подводя итоги вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы: средства массовой информации обладают в нашем обществе огромным влиянием, и это их свойство было замечено достаточно давно, в силу чего многие люди (и компании), заинтересованные в воздействии на потребителя, «облюбовали» печатную продукцию не только как средство размещения прямой рекламы, но и как средство пропаганды определенных идей, влияющих на человеческое сознание.
Этим в большой степени предопределяется и сегодняшняя конкурентная ситуация в средствах массовой информации – имеет значение не только и не столько тираж журнала, сколько умение самих журналистов преподносить рекламу в контексте, в процессе четкого и незаметного формирования общественного отношения целевой аудитории к тому или иному брэнду, который заказывает рекламу.
А это в свою очередь обуславливает отношение самих потребителей к жизни, окружающей их и отражается на ней во всем комплексе проявлений.
Рассматривая роль прессы в жизни общества, мы отметили, что дореволюционные журналы были действительно демократически настроены, и многие просветительские идеи, многие гуманистические ценности появились в сознании российского общества только благодаря журналам.
Постреволюционное общество, в котором происходили серьезнейшие идеологические перемены, также отразилось в специфике прессы, когда массовые сатирические публикации и очерки породили целый пласт русской фельетонной публицистики, вскрывавшей «гнойники на теле общества».
Однако сегодня, несмотря на наличие свободы слова, мы можем отметить, что тематика и проблематика СМИ далека от гуманизма, просвещения и даже сатиры.
Более того, современные СМИ разрушают институт семьи, навязывая потребительские, материалистичные отношения, в которых абсолютно отсутствуют принципы формирования духовности, высокой культуры личности.
Суть борьбы людей за мнимые блага сводится не к цели, а к самой борьбе – важной становится не победа, а именно участие, осознание, что удалось-таки победить непримиримого врага, суметь обойти его на вираже.
Увы, к сожалению мы можем отметить, что данная тенденция губительно сказывается на российском обществе и в дальнейшем может привести к необратимым социальным последствиям.
1,200 руб.
1. Авраамов С. Г. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие.- М.; 2000г.
2. Агопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий(на примере специальных журналов). Иркутск, 1985
3. Богданов В.Л., Засурский Я.Н. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики.Т.1-2..-М.Союз журналистов России,1998
4. В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке. Под ред. Л.Л.Реснянской и И.Д.Фомичевой.-М.,1998
5. Засурский Я. Н. Постсоциалистический СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах // Вест.Моск. университета Сер. 10.Журналистика.- 2001.- 4;
6. Журналы России. Под ред. М.И.Шостак.-М.,2003
7. Засурский Я. Н. Актуальные проблемы журналистики.-М., 1997.
8. Лазутина Г.В.Журналистика и массовые информационные процессы//Журналист.-1997.- 7
9. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста.- М., Аспект-пресс. 2003г.
10. Овсепян Р. П. Периодическая печать России. Система, типология.- М., 1995г.
11. Социология журналистики. Под редакцией С. Г. Корконосенко.- М.: Гендальф, 1998г.
12. Руденко И. А. Детская и юношеская пресса России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика.- 2003г
13. Алимов Д.Г. Воздействие рекламы. «Экспо-ревю», В-д, 2004.
14. Гороховцева Ж.Н., Журналистика и журналисты, М., 2001 г.
15. Доронин А.И. “Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации”, www.agentura.ru
16. Знаков В. В. Типы понимания правды о негативных явлениях 1960-1980//Психологический журнал, 1992 т.12 №3 с.16
17. Иванов А.Е. «Игра на нервах», Роскон, 2004 г.
18. Киселева Т.Т., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие.-М.,1995.
19. Киселева Т.Т., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. -М.,2001.
20. Колесников Ю.С. Прикладная социология, Ростов-на-Дону, «Феникс»,2001,с.117
21. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995, с.53.
22. Мельник Г.С.Mass media: психологические проблемы и эффекты, изд-во СпбУ,1996,с.7
23. Неделя, № 28 19 июля 2000 г.
24. Озерова С.В. «Начинающему журналисту», В-д, 2003.
25. Полякова И.Н. “Отчет о результатах социологического опроса населения России” Неделя, № 28 19 июля 2000 г.
26. Принципы работы средств массовой информации, учебное пособие, Общественная Академия Журналистики, В-д, 1999 г.
27. Советский энциклопедический словарь/гл.ред. Прохоров А.М., М.: Сов. Энциклопедия,1986, с.81
28. Типология периодической печати. Под ред. Я.Н.Засурского.-М.,1995
29. Шишкин А.Ф. Экономическая теория, М., Гуманитарный издательский центр Владос,1996-1997,с.176
30. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога.- М.: Пульс, 2002г.
31. Яковинцева Ю.П. «Фабрика мнений», «Урга», 2004 г.
32. Ямпольская Р.М.Типологические особенности изданий для женщин.-М.,1996
1,200 руб.