В современной философии понятия «культура» и «цивилизация» являются одними из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин «культура» (лат. ‘cultura’) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и на ранних этапах его употребления подразумевал целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (от лат. ‘civilis’ - гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
На современном этапе понятиями «культура» и «цивилизация» обозначены «чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций».
Культурные и цивилизационные особенности обществ и составляющих их народов или этносов не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом связаны с философским постижением сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия.
Проблема соотношения цивилизации и культуры чрезвычайно многообразна, и современная философия находится в процессе ее осмысления.
750 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ 4
2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ 7
3. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
750 руб.
Каковы же перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем? Этот вопрос является в современной науке одним из самых актуальных.
Одна из позиций исходит из утверждения о том, что общество и в настоящем, и в будущем будет представлять совокупность ряда самостоятельно развивающихся цивилизаций и культур, лишенных общей траектории. В этом понимании цивилизация есть специфическая история народов, имеющая культурно-замкнутый индивидуальный характер.
Осмысление культурного ядра техногенной цивилизации и его сравнение с системой ценностей традиционного типа цивилизации дало возможность увидеть не только несомненные достижения первой, но и порожденные западноевропейской шкалой культурных ценностей глобальные кризисы. А, следовательно, и поставить вопрос: какие ориентиры должны измениться в культуре этой цивилизации, чтобы ее кризис был преодолен, и на каких культурных нововведениях может быть основан новый тип цивилизационного развития. Взаимодействие культур Запада и Востока будет порождать новые жизненные смыслы, формировать культурный фундамент нового цикла цивилизационного развития.
Еще одна позиция, близкая к предыдущей по конечному выводу о перспективах развития культуры и цивилизации, отличается от нее по исходным положениям. Они состоят в том, что проблема мировой глобальной цивилизации представляет собой не альтернативу: стандартно-единообразное развитие человечества или лишенное общности многообразие локальных цивилизаций и культур, - а понимается как постижение смысла истории в ее единстве и многообразии.
Эта концепция отражает стремление человечества к общепланетарному взаимодействию, к взаимозависимости и культурному единству. Она исходит из того, что в каждой цивилизации какая-то часть культурных (в первую очередь, социальных и моральных) ценностей имеет общечеловеческий характер и представляет собой общее достояние человечества, связанного единой судьбой. К таким ценностям относят положение личности в обществе, светский и религиозный гуманизм, интеллектуальную свободу, обеспечивающую науку, эстетическую и художественную свободу, ряд экономических ценностей, экологические ценности и др.
На этой основе возникает идея о метакультуре как общем культурном знаменателе и перспективе развития глобальной (мировой) цивилизации, при сохранении мозаичности, специфики локальных культур и цивилизаций. Метакультуру в этом случае рассматривают как накопление общечеловеческих ценностей, способствующих выживанию и развитию человечества как единого целого. Чаще всего подчеркивают, что формирование метакультуры, во-первых, можно рассматривать только как тенденцию, во-вторых, как перспективу на будущее, а, в-третьих, как фактор преодоления общечеловеческого кризиса и перехода к новому типу цивилизации, к принципиально новой человеческой истории.
750 руб.
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991.
3. Кант И. О предполагаемом начале человеческой истории. – М., 1989.
4. Митрошенков О.А. Культура и цивилизация. / Избранные статьи. – М., 2000. - Т. 2.
5. Ортега-и-Гассет X. Философия культуры. — М., 1991.
6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
7. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.
8. Философия и культура. — М., 1987.
9. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993.
750 руб.