Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве, в районе старых Тверских-Ямских, в небольшом доме, построенном после московского пожара в 1817 году. Сохранилось свидетельство: в метрической книге за 1890 год в статье под номером 7 значится: «У действительного студента Леонида Осиповича Пастернака и его жены Розы Исидоровны Кауфман, января 30–го в 12 часов ночи родился здесь, по Оружейному переулку, дом Веденеева, сын, которому дали имя Борис».
Пастернак с младенчества оказался на перекрестке больших трудов русской и мировой культуры, часть которых, и немаловажная, совершалась у него на глазах. Его отец был крупным художником, академиком, вечным тружеником, мать — выдающейся пианисткой. В доме запросто бывали Толстой, Скрябин, Серов, Ге. Из окна кухни можно было наблюдать за работой скульптора Паоло Трубецкого. Квартира примыкала к мастерским, где замечательные педагоги обучали молодых художников, многие из которых составили потом славу русского искусства. Таким образом, Пастернак с детства был включен в атмосферу серьезного творческого труда.
500 руб.
Введение
Творчество Пастернака
Значение творчества Пастернака
Заключение
Список литературы
500 руб.
Пастернак внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию ХХ века. Высокое мастерство и неповторимая тональность стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении 1910 – 1920-х годов на стыке исторических эпох и обеспечили ему очевидную репутацию в поэзии последующих десятилетий. Однако эти две стороны — мастерство и тональность поэтики и пафос — далеко не всеми и не всегда воспринимались в единстве. Для многих современников они располагались, вступали в противоречие, да и внутри каждой из них виделся свой запутанный узел. Главной причиной тому была сложность поэтического строя Пастернака, «непонятность» его стихов: форма их многим, в частности Горькому, казалась не в меру субъективной, самодовлеющей, в ущерб содержанию или в отрыве от него. Поэзия Пастернака долгое время была предметом споров и разноречивых, зачастую резко осудительных оценок. Облик Пастернака предстает в своей внутренней органической целостности. Но и сегодня Пастернак не разгадан до конца.
Пастернак в своей поэзии утверждает жизнь, как высшую духовную ценность. Марина Цветаева в статье «Световой ливень» подводит итог своим размышлениям о пафосе Пастернака: «И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать…» В наше время, когда так обострилось чувство единой судьбы человечества, поэзия Пастернака особенно и по-новому раскрывает свой действенный смысл.
Пастернак — явление чрезвычайное. Попытки обузить и обкорнать его несут лишь потерю для нашей культуры. Превратить его в эталон, в пример для подражания, нет нужды: Пастернак неповторим. Настала пора для углубленного постижения этой замечательной поэзии.
500 руб.
1. Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. — Л., 1990 г. — 368 с.
2. Айги Г. Венок Бориса Пастернака: Писатель о писателе. // Дружба народов. — 1993 г., №12, с. 186 – 197
3. Архангельский А. Н. У парадного подъезда. — М., 1991 г. — 336 с.
4. Бабаевский В. Пастернак и Сталин. // Звезда. — 1992 г., №9, с. 192 – 200
5. Вильмонт Н. Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. — М., 1989 г. — 224 с.
6. Берлин И. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах. // Звезда. — 1990 г., №2, с. 129 – 157
7. Зайцев Б. Этюды о Пастернаке. // Октябрь. — 1990 г., №1, с. 192 – 198
8. Казинцев А. Путь: К 100-летию со дня рождения Б. Пастернака. // Москва. — 1990 г., №2, с. 182 – 192
9. Ливанов В. Невыдуманный Борис Пастернак: Воспоминания и впечатления. // Москва. — 1993 г., №10, с. 164 – 180
10. Ливанов В. Невыдуманный Борис Пастернак. // Москва. — 1993 г., №11, с. 170 – 192
11. Масленикова З. А. Портрет Бориса Пастернака. — М., 1990 г. — 228 с.
12. Пастернак Е. В. Лето 1917 года. // Звезда. — 1990 г., №2, с. 158 – 165
13. Пикач А. Фрагменты Бориса Пастернака. // Звезда. — 1990 г., №2, с. 166 – 182
14. Пас Октавио. О Пастернаке. // Иностранная литература. — 1990 г., №1, с. 193 – 196
15. Пастернак Б. Л. Собрание сочинений в 5-ти томах, т.1. — М., 1989 г. — 751 с.
16. Пастернак Б. Л. Избранное, в 2-х томах, т.1. — М., 1985 г. — 623 с.
17. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Б. Пастернака. — М., 1990 г. — 288 с.
500 руб.