ВВЕДЕНИЕ
Тема дипломной работы – «Факторинг и его роль в деятельности промышленного предприятия». Актуальность данной темы заключается в том, что финансирование малого и среднего бизнеса, основанное на переуступке неоплаченных долговых требований в настоящее время является, во-первых, востребованным со стороны участников торговых отношений; во-вторых, является одним из выходным, простым и быстром.
Цель данной курсовой работы – проанализировать понятие факторинг, а именно, рассмотреть основные его аспекты: определение, схему выпол-нения, предмет договора, стороны договора, отношения между участниками договора, а также рассмотреть роль факторинга в деятельности пред-приятия.
Безусловно, факторинг - один из наиболее перспективных видов банков-ских услуг, рискованный, но высоко прибыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Термин «факторинг» от английского — посредник, агент.
На отношения по договору факторинга распространяются как частные правила, установленные главой 43 части второй Гражданского кодекса РФ, так и общие положения об уступке требования, определенные в ст.ст. 388-390 части первой ГК.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассмотрение теоретических аспектов факторинга; разбор возможных аспектов отношений между участниками факторинга; рассмотрение на практическом примере технологии проведения факторинговых операций; анализ преимуществ при использовании факторинга.
Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые за-труднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и огра-ниченности доступных для них источников кредитования.
Факторинг дает клиенту возможность:
- пополнить оборотные средства (за счет уже поставленной продукции);
- увеличить объем реализации продукции;
- более эффективно планировать финансово-хозяйственную деятель-ность;
- ускорить оборачиваемость активов и собственных средств;
- сократить затраты на управление дебиторской задолженностью.
Дипломная работа состоит из трех глав:
- в первой главе рассматриваются теоретические аспекты факторинга (понятие и виды, история возникновения, порядок применения);
- во второй главе рассматривается применение операций факторинга на примере производственного предприятия ЗАО «Пирамида-А»;
- в третей главе приводятся выводы и предложения по оптимизации ис-пользования операций факторинга.
Работа построена на материалах законодательного характера, учебных пособий и данных ЗАО «Пирамида-А», полученных во время прохождения преддипломной практики.
3,000 руб.
Введение 4 стр.
Глава I. Теоретические аспекты применения факторинговых операций
1.1. Понятие и сущность факторинга 6 стр.
1.2. Основные виды факторинговых операций 12 стр.
1.3. История возникновения факторинга 21 стр.
1.4. Схемы факторинговых операций 24 стр.
1.5. Предмет и стороны договора факторинга 33 стр.
1.6. Правовое регулирование факторинговых операций 36 стр.
Глава II. Технология проведения факторинговых операций
на примере ЗАО «Пирамида-А»
2.1. Общая характеристика предприятия 42 стр.
2.2. Взаимодействие ЗАО «Пирамида-А» со страховой компанией ООО «Росгосстрах-Поволжье» 45 стр.
2.3. Порядок заключения договора факторинга 49 стр.
2.4. Организация факторинга 51 стр.
2.5. Учет операций факторинга 54 стр.
2.6. Сравнительный анализ факторинга и других инструментов финансирования 57 стр.
Глава III. Пути повышения эффективности деятельности предприятия при использовании факторинга
3.1. Преимущества от применения договора факторинга 62 стр.
3.2. Преимущества и недостатки применения факторинга на ЗАО «Пирамида-А» 64 стр.
3.3. Экономическая оценка применения факторинга на ЗАО «Пирамида-А» 68 стр.
3.4. Факторинг в условиях финансового кризиса 72 стр.
Заключение 80 стр.
Список используемых источников 82 стр.
Приложения 85 стр.
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Практическое использование факторинга должно происходить на основе анализа специфики современного этапа развития нашей экономики, находящейся в переходной к цивилизованному рынку стадии, и учета в полной мере ее особенностей.
2. Внедрение факторинга будет эффективно лишь на основе активного использования всего положительного, накопленного мировой практикой внедрения факторинга с учетом в максимальной степени особенностей се-годняшних российских реалий.
3. Основные потенциалы факторинг ныне имеет у нас в сфере внешней торговли, особенно в экспортных операциях.
4. Во внутреннем факторинге наибольшие перспективы в качестве его объектов имеют вновь создающиеся предприятия, фирмы малого и среднего бизнеса.
5. Уже накопленный отечественный опыт и прогнозирование возможно-стей дальнейшего применения факторинга убеждают, что он способен внести немалый реальный вклад в организацию подъема экономики, в решение ряда ее насущных проблем и, прежде всего, проблемы неплатежей.
Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю. С его помощью поставщик может следующее:
- увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
- получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.
Покупатель может:
- получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
- избежать риска получения некачественного товара;
- увеличить объем закупок;
- улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.
Коммерческие банки, развивая факторинговые операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
Таким образом, можно выделить главные экономические достоинства факторинга:
- увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
- превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
- возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов по-ставщиков;
- независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
- возможность расширения объемов оборота;
- повышение доходности;
- экономия собственного капитала;
- улучшение финансового планирования.
Российские предприятия используют факторинг крайне редко - в случае острой необходимости получения кредита на сверхкороткой срок. Это связано прежде всего с тем, что в России широко распространена предоплата за товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как высоко рис-кованный. К тому же факторинг в современном варианте только появился на российском рынке и пока недостаточно оценены возможности его как финансового инструмента. Тормозит развитие факторинга также почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс РФ
2. Налоговый Кодекс РФ
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-I
4. Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистра-ции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
5. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
6. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
7. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
8. Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
9. Банки и система кредитования/ Силин А. Г. \"Экономист\", №10, 2006 г.
10. Без залогов и кредитов. \"SmartMoney\", №32(122), сентябрь 2008 г.
11. Возвратный лизинг, кредит, факторинг как способы пополнения оборотного капитала/ Моисеев М.В. \"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение\", №5, май 2007 г.
12. Гасников К.Д. Договор финансирования под уступку денежного требова-ния (факторинг) по праву России и Англии. – М.: Юристъ, 2005 – 126 с.
13. Голикова Е.И. Факторинг: актуальные вопросы права, учета и налогообложения. – М.: Вершина, 2008 – 237 с.
14. Дадалко В.А., Дадалко А.В. Финансы и кредит: Курс лекций. – М.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2003 – 287с.
15. Договор факторинга/ Кирюшина И., Суслова Ю. \"Новая бухгалтерия\", №9, сентябрь 2007 г.
16. Долги и кредиты: учет и налоги. \"Московский бухгалтер\", №16, 2006 г.
17. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для ву-зов. – М.: ЮНИТИ, 2003 – 479 с.
18. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003 – 374 с.
19. Ивасенко А.Г., Никонова Я.Н. Факторинг. – М.: КНОРУС, 2009 – 224 с.
20. Истомина И.В. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003 – 623с.
20. Караваева И. В. Банковское дело. – М.: Юристъ, 2006 – 421с.
21. Кисурина Л.Г. Кредиты и займы. – М.: Экономика и жизнь, 2008 – 160 с.
22. Кисурина Л.Г. Лизинг, мена, посредничество, цессия, зачеты…Бухгалтеру просто о сложных сделках. – М.: Экономика и жизнь, 2008 – 416 с.
23. Кредитный консалтинг. \"Финансовая газета\", №20, 2006 г.
24. Лаврушина О.И. Банковское дело. – М.: Банк, 2005 – 428с.
25. Нестерова Т.Н. Банковские операции. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2005.
26. Орехов С.А., Афонин В.В., Леонтьев С.В. Факторинг: Управление корпоративными финансами: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2001 – 215 с.
27. Проблемные вопросы практики кредитования/ Колчин С. П. \"Финансы\", №4, 2006 г.
28. Продажный фактор/ Фрушкин К. \"Компания\", №530, октябрь 2008 г.
29. Пушкарева В. М. История финансовой мысли. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 312 с.
30. Развитие в ущерб росту/ Чернышева М. \"Финансовый директор\", №9, сентябрь 2008 г.
31. Севрук В.Г. Банковские риски. – М.: Дело, 2004 – 70 с.
32. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М.: Все для Вас, 2006 – 320 с.
33. Фактор культивации бизнеса/ Логвинов М. \"Профиль\", №28, июль 2008 г.
34. Факторинг – это не просто деньги/ Хвостунова О. Приложение к газете \"Коммерсантъ\", №110\\П(3927), июнь 2008 г.
35. Факторинг: правовые и налоговые аспекты/ Гвардин С. \"Финансовая газета. Региональный выпуск\", №3, январь 2007 г.
36. \"Фактор успеха\" – корпоративное издание Национальной Факторинговой Компании, 2007-2008 гг.
37. Филина Ф.Н., Толмачев И.А., Сутегин А.В. Как взять в долг: самые востребованные способы. – М.: Гросс Медиа, 2008 – 413 с.
38. Хадачник Г.Э. Основы банковского дела. – М.: Академия, 2007 – 256 с.
39. Хромов Н.Ю. Дебиторка: возврат, управление, факторинг. – СПб.: Питер, 2008 – 413 с.
40. Чубров А.Г. Налогообложение участников финансовых операций. – М.: Спутник плюс, 2007 – 188 с.
41. Этапы развития факторингового бизнеса в России / Пискун К. \"Финансовая газета. Региональный выпуск\", №20, май 2007 г.
42. Этапы развития факторинга: история и современность/ Кувшинова Ю.А. \"Финансы и кредит\", №30, 2004 г.
43. Ясинский Ю.М. Основы банковского дела: Учебное пособие. – М: Тесей, 2006 – 446 с.
44. www.factoring.ru – сайт Банка «Национальная Факторинговая Компания (ООО).
45. www.factorings.ru – информационный сайт о факторинге.
46. www.klerk.ru – информационный сайт о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве, банках, 1С и программах автоматизации.
47. www.piramida.nnov.ru – сайт ЗАО «Пирамида-А».
48. www.profactoring.ru – информационный сайт о факторинге.
3,000 руб.