Введение
Целые учения и отдельные идеи, касающиеся формы государстве развивались не только в Древней Греции и Древнем Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития цивилизации, но и во все последующие столетия.
Значительное внимание исследованию формы государства уделяете в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, так же как и среди предшественников, не единого мнения о понятии, видах и содержании формы государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60—70-х годов было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. Позже, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное глубоко обоснованное мнение преобладает не только в отечественной, но и в зарубежной литературе. [3, с. 298]
Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, как устроены, организованы и действуют органы государства, различают монархии и республики. Напомним, что монархии бывают абсолютными и конституционными (ограниченными). Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть единолично осуществляется монархом. Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничена каким-то представительным органом, действующим на основе конституции. [4, с. 244]
Форма государственного устройства — это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов.
Основными формами государственного устройства являются конфедерация, унитарное государство, федерация.
Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. [5, с. 307]
750 руб.
План
Введение
1. Унитарное государство.
2. Федерация как тип государственного устройства.
3. Специфика федерализма в России.
Заключение
Список литературы
750 руб.
Заключение
Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство.
Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».
Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим. [4, с. 244]
Существуют две основные формы государственного устройства —. унитарное государство и федеративное государство. Унитарное государство — это простое государство, оно состоит из административно-территориальных единиц (область, провинция, губерния и т.п.); федеративное государство — сложное государство, которое состоит из входящих в него государств, либо государств, национально-территориальных (автономных) и территориальных (территориально-государственных) образований. [1, с. 22]
Унитарная форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире. Примером могут служить такие страны, как Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и многие другие.
В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство и единая система права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью.
В настоящее время существует несколько унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), устройство которых характеризуется наличием административной автономии для отдельных территорий, например, в состав Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией. [5, с. 307]
Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Бразилия, Танзания и др.)
Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. Но наряду с ними имеется гражданство отдельных субъектов федерации (штатов, республик, земель); в них существуют собственные конституции и законодательство, собственные законодательные и исполнительные органы власти. Между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства конституции и законов федерации. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США — Сенат, в Германии — Бундесрат. [5, с. 308]
Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы, а управление государством организовано по принципу централизации ведущих полномочий государственной власти и создания управляющей вертикали. Это, конечно, самый общий подход. Практика различных унитарных государств свидетельствует о различной степени концентрации функций государственной власти в руках центральных государственных органов, о передаче полномочий власти государственным органам, создаваемым в административно-территориальных единицах высшего уровня, а также органам местного самоуправления более низких территориальных единиц (в одной части эти органы осуществляют полученные сверху государственные полномочия, в другой — свои полномочия негосударственного характера).
Федерация — это всегда более выраженная обособленность субъектов. Однако это ни о чем не говорит, поскольку может быть много пышных слов об их самостоятельности и довольно скромное ее проявление в реальности. Иначе говоря, наряду с конституционно-правовыми моментами взаимоотношения федеративного государства и его субъектов — это еще и вопросы политики.
Конечно, они тоже могут находить отражение в нормах конституционного права. В результате можно наблюдать реформы в унитарных государствах, повышающие меру самостоятельности административно-территориальных частей и приближающие их отношения с центром к федеративным отношениям. Вообще в мире можно сегодня наблюдать такие явления: существенная децентрализация полномочий, передача их от центра частям государства; преобразование унитарных государств в федеративные; распад федеративных государств и образование на их бывших территориях чаще унитарных государств, хотя иногда части бывшей федерации тоже остаются федерациями. [1, с. 30]
750 руб.
Список литературы
1. Авакьян С. А. Конституционное право России: учебный курс.- 2-е изд.- В 2-х т. Т. 2.- М.: Юристъ, 2006.- 778 с.;
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для вузов.- М.: Омега-Л, 2004.- 608 с.;
3. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник.- 2-е изд.- М.: ТК Велби; Проспект, 2006.- 640 с.;
4. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов.- 3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 495 с.;
5. Политология : учебник / Под ред. М. А. Василика.- М.: Гардарики, 2004.- 588 с.
750 руб.