Введение
Содержание
Заключение
Литература
Имя Тэффи – Надежды Лохвицкой – ныне известно немногим. Лишь благодаря знаменитой общероссийской премии псевдоним этой великой писательницы на слуху у многих. Но, к сожалению, ее произведения не стали в наше время такими популярными, как они этого заслуживают.
В Советском Союзе имя Тэффи долго замалчивалось, судьба ее книг складывалась очень сложно. Если в двадцатые годы еще печатались лучшие из дореволюционных рассказов и даже некоторые новые, созданные уже в эмиграции (правда, их тут же не забывали снабдить идеологически выдержанными комментариями), то затем свыше трех десятилетий писательницу на родине не публикуют вообще. Лишь только во время хрущевской «оттепели» стихи и рассказы Тэффи начинают появляться на страницах газет и журналов. Небольшой сборник миниатюр выходит в Москве в 1967 году. В 1971 году была предпринята попытка издания еще одного сборника рассказов Тэффи, но подборка произведений в соответствии с требованиями советской идеологии вряд ли адекватно отражала творчество писательницы. В сборник вошли только сатирические рассказы о дореволюционной России и быте эмиграции в Париже. Ситуация быстро меняется, и о Тэффи вновь приходится забыть. В результате до сих пор лишь малая часть ее богатейшего литературного и публицистического наследия издана России. В настоящее время лишь небольшое количество рассказов опубликовано в Интернете. Изучение творчества Надежды Лохвицкой не входит в обязательную учебную программу по литературе в средних общеобразовательных учреждениях.
И поскольку сейчас имя Тэффи не столь уж известно, трудно представить ту популярность и читательскую любовь, которая окружала эту писательницу в начале 20 века. Постоянно переиздавались многочисленные сборники ее рассказов, не сходили со сцены ее комедии и скетчи; журналы и газеты, где она сотрудничала, были обречены на ошеломляющий успех.
Надежда Александровна писала для массового читателя, и неудивительно, что среди поклонников ее таланта были люди всех возрастов и сословий, начиная от почтово-телеграфных чиновников до императора Николая II и В.И. Ленина.
Тэффи снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Считалось, что ее отличает тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам. Излюбленный жанр Тэффи – миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия.
И хотя во все времена юмор не считался делом серьезным, а представители этого жанра, несмотря на свою популярность, и не помышляли претендовать на славу литературных классиков, современники – И.Бунин, А.Куприн, Саша Черный, Ф.Сологуб, Д.Мережковский – относились к Тэффи как к серьезному художнику и высоко ценили ее редкостный талант.
В настоящее время многие исследователи творчества Надежды Лохвицкой, уделяют большое внимание ее литературной деятельности, выпуску сборников и антологий. Сейчас среди тех, кто изучает биографию и творчество Тэффи, наиболее известны Элизабет Нитраур, американская исследовательница, Э.Хэйбер, Л.Спиридонова, Е.Трубилова, А.Чеботаревская, изучающие публицистическую сатиру 20 века, один из наиболее тонких критиков русского зарубежья П.Бицилли, А.Амфитеатров, Н.Минский, также работы о Тэффи были написаны ее современниками: М.Зощенко, О.Мандельштам и А.Куприным.
Цель данной курсовой: как можно полнее и подробнее рассказать о публицистической деятельности Надежды Александровны Лохвицкой. Которая, как известно, была наполнена яркими событиями и выступлениями Тэффи во многих газетах и журналах, не только сатирической направленности. Проблема незнания ее творчества, на мой взгляд, заключена еще и в том, что современный читатель абсолютно не имеет никакого представления о Тэффи, как о члене редакционных коллективов известных газет России и Зарубежья.
Работа включает в себя три основные главы, из них в первых двух выделяется по два параграфа в каждой главе. В целом, в структуре работы четко прослеживается разделение публицистической деятельности Тэффи на период с 1901 – 1920 годы и период эмиграционного творчества писательницы. В параграфах основных глав проводится исследование сатирической публицистики Надежды Тэффи, выявление особенностей ее творчества, а также характеристика наиболее важных этапов ее деятельности.
1,200 руб.
Введение ……………………………………………………………… 3 с.
Гл. 1. Начало творческого пути Н.А. Тэффи ……………………… 5 с.
§1.1. Ранняя публицистическая деятельность
Н.А. Тэффи в 1904-1908 гг. … …… ……… … … … … … … … … 7 с.
§1.2 Работа в газете «Новая Жизнь» … …… ……… … … … 10 с.
Гл. 2. Сатирическая публицистика Н.А. Тэффи. 1908-1920 гг… … 12 с.
§2.1 Публицистическая деятельность в «Сатириконе»
и «Новом Сатириконе» ……………………………………………… 15 с.
§2.2. Работа в московской газете «Русское Слово»……………… 18 с.
Гл.3 Публицистическая деятельность Н.А. Тэффи в
период эмиграции 1920-1952 гг. …..………………………… 21 с.
Заключение…………………………………………………………… 25 с.
Список источников и литературы……………………………………27 с.
Приложения……………………………………………………………28 с.
1,200 руб.
В заключение данной работы хотелось бы подчеркнуть актуальность выбранной мной темы. В современном мире происходят своеобразные изменения в сатирических жанрах.
Все реже на страницах газет появляются яркие, искрометные фельетоны и памфлеты. Значит ли это, что сатира в современной публицистике вымирает? На этот вопрос невозможно дать утвердительного ответа. Выступления писателей-сатириков современной России, Михаила Задорнова и Михаила Жванецкого, не дают угаснуть злободневному юмору и в наши дни. Но богатое творческое наследие, оставленное нам от А. Чехова, М. Зощенко, А. Аверченко, Н. Тэффи почти утеряно и все реже и реже встречается на станицах газет. Смеховая палитра сегодняшней публицистики, к сожалению, значительно обесцветилась наряду с журналистикой начала 20 века.
Именно поэтому в данной работе я попыталась сделать акцент непосредственно на сатирической публицистике великой писательницы, знатока злободневного, легкого юмора, Надежды Александровны Тэффи. Хронологическая структура исследования поможет быстро найти определенный период творчества, а также быстро сориентироваться в том или ином периоде публицистической деятельности Тэффи.
Данная работа в дальнейшем может быть использована при подготовке исследовательских статей, курсовых и дипломных проектов. Хронологические таблицы, размещенные в Приложениях, характеризуются достаточно полным списком опубликованных работ Тэффи на страницах газет России и Зарубежья в 20 веке. Они также могут быть использованы для дальнейшего изучения публицистической деятельности Надежды Александровны в качестве пособий и учебного материала для учеников средней школы и студентов гуманитарных факультетов.
Личность такой яркой писательницы как Надежда Тэффи, с ее злободневным и очень своевременным творчеством в наши дни должны знать все, от мала до велика. Но, к сожалению, не всем известны даже ее литературные произведения, не то, что искрометные публицистические работы.
Но, в целом, творчество Тэффи очень разнообразно, чтобы относить ее только лишь к юмористической писательнице. Да, автор пишет с юмором, но до слез реалистично, колко и остроумно. Некоторые из ее рассказов скорее можно назвать жизненными трагедиями, нежели сатирическими опусами.
В первую очередь, это связано с тем, что изначально популярность Тэффи завоевала своими юмористическими фельетонами, публиковавшимися в периодических изданиях начала XX века. В своих воспоминаниях писательница не раз сетовала, как ей трудно избавиться от ярлыка юмористки, в пример приводила рассказ \"Явдоха\". Чем дальше, тем меньше сатиры оставалось в произведениях Тэффи, но все же в советской литературной критике ее имя прочно связано с сатирой. Для публикации в России выбирались в основном юмористические произведения; штампы вроде \"жемчужина русского юмора\", по-моему, выглядят больше как тотальная болезнь литературной критики советского периода, кочевали из рецензии в рецензию. \"Позднюю\", зрелую, реалистичную и настолько злободневную Тэффи русские читатели узнали лишь в конце девяностых годов 20 века. За что нужно благодарить Д. Николаева, Е. Трубилову, С. Князева и других исследователей ее творчества, продвигавших произведения писательницы в печать.
В наше время очень важно знать имена великих юмористов прошлого столетия. Молодые журналисты должны вбирать в себя опыт писателей-сатириков начала 20 века, в том числе и самой Надежды Тэффи. Актуальность ее творчества настолько велика, что невозможно представить себе современную сатирическую журналистику с жанрами фельетона, памфлета, веселой истории и байки без ссылки на произведения Тэффи, публиковавшиеся на страницах известнейших российских газет того времени.
Проблемность в ознакомлении с публицистикой Надежды Александровны Тэффи связана, в первую очередь, с недостаточным количеством публикуемых книг, как самой писательницы, так и различных исследований ее творчества. Но в настоящее время идет активная работа по написанию статей и критики, посвященных публицистике Тэффи. «Свежий» взгляд на ее деятельность будет очень важен и нужен современному читателю. Отсюда следует важность и актуальность данной работы, которая в наши дни будет также способствовать знакомству с юмористической публицистикой великой писательницы и сатирика Н.А. Тэффи.
1,200 руб.
1. Адамович Г. Литературные заметки. Н. А. Тэффи. Все о любви // Русские новости. — 1947. — 4 апреля. — № 96. – С.6.
2. Амфитеатров А. Юмор после Чехова. — Сегодня, 1931, №31 (31 января). - №31. – С.2-3.
3. Бухов А. Тэффи. — Журнал Журналов, 1915, №14. – С.17.
4. Васильев И.А., Будников Г.В. Житье-бытье: Рассказы. Воспоминания – М.: Политиздат, 1991. – 441 с.
5. Зощенко М. М «Н. Тэффи» // Ежегодник Рукописного отдела ИРЛИ (Пушкинского Дома). 1972 г. Л., 1974. – 140 с.
6. Ковалевский П. Тэффи о себе: Автобиографическая исповедь// Русская мысль. – 1952. – 493 с.
7. Майков В.Н. Литературная критика. Л.: Художественная литература. 1985. – 408 с.
8. Мандельштам О. Гротеск. — В кн.: Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. С. 188.
9. Михайлов О.Н., Николаев Д.Д., Трубилова Е.М. Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины 20 века. М: Наследие, 1999. – 348 с.
10. Одоевцева Ирина. О Тэффи. Всб. Русская литература в эмиграции. Под ред. Н. Полторацкого. Питтсбург, 1972. – 204 с.
11. Поэты «Сатирикона» М. – Л. 1966. – 327 с.
12. Спиридонова Л. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. — М.: Наследие, 1999. – 336 с.
13. Трубилова Е. Тэффи, в кн. «Литература русского зарубежья, 1920 — 1940 гг.» - М., 1993. – 384 с.
14. Тэффи Н.А. Избранные произведения. И стало так. М., 1998г. – 384 с.
15. Тэффи Н.А. Собрание сочинений – М.: Лаком, 2000. – 384 с.
16. Тэффи Н. А. Собрание сочинений: Том 4: «О нежности». Составление и подготовка текстов Д. Д. Николаева, Е. М. Трубиловой. — М.: Лаком, 2000. – 384 с.
17. Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 7: «Все о любви» / Сост. и подготовка текстов Д. Д. Николаева, Е. М. Трубиловой. — М.: Лаком, 2000. – 384 с.
18. Тэффи Н.А. Юмористические рассказы; из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом» - М.: Художественная литература, 1990. – 415 с.
19. www.teffy.ru
1,200 руб.