Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Китай за последние двадцать лет все больше возбуждает неподдельный интерес как у ученых-политологов, так и у российской политической элиты, занятых осмыслением и решением собственных социально-экономических и политических проблем в стране. Китай - это четверть населения всего мира. Наиболее густонаселенная страна, крупнейшая держава в восточном полушарии. Самая древняя из существующих цивилизаций. Самая быстро растущая экономика: объем китайского ВВП оценивается примерно в десять трлн. долларов, и по этому показателю Китай уже обогнал Японию, Германию, Францию, Италию, Великобританию, заняв второе место после США. Однако средний доход на душу населения в Китае в 25 раз меньше, чем в США. Значителен разрыв в уровне жизни городского и сельского населения. Одновременно за чертой бедности в Китае живет как минимум 130 млн. человек или 10% населения. Китай - сосед России. На границе с нашим безлюдным Дальним Востоком в Северо-Восточном Китае проживает примерно 300 млн. китайцев, а в связи с этим возникает немало проблем, связанных с миграцией китайского населения на российскую территорию и т.д. Нас с Китаем связывают десятилетия тесной дружбы, охлаждения, вражды и периода восстановления доверительных, но вполне рациональных отношений . Не случайно все, что пишется о Китае, вызывает особый интерес.
В основе политической концепции развития Китая начала XX века, заложенной еще Сунь Ятсеном, лежат три принципа, которые звучат вполне современно: принцип единства китайского народа (национализм); принцип народовластия, который выражается в республиканской форме правления и участии народа в государственном управлении (демократия); принцип народного благосостояния (благоденствие). Естественно, что эти принципы своеобразно трансформировались на каждом историческом этапе развития страны, о чем подробно пишет автор в своей книге. Много места он уделяет борьбе двух политических сил - двух партий - Гоминдана и КПК, возглавляемых Чан Кайши и Мао Цзэдуном, поддерживаемых соответственно в своем противостоянии двумя супердержавами, США и СССР, имевшими в Китае свои интересы. И хотя в результате победы народной революции в 1949 г. в стране победили просоветские, прокоммунистические силы, но очень скоро Мао занялся строительством социализма с китайской спецификой. Эту традицию продолжили затем и его преемники, оказавшись в международных отношениях более прагматичными и поддерживая нормальные отношения с государствами различной идеологической ориентации и экономического уклада, пытаясь извлечь из этого максимальную выгоду.
Политическая система Китая, начиная с 1949 г., практически не менялась. Будучи разрушена в период \"культурной революции\", она затем была восстановлена примерно в тех же модусах, что и раньше. Сущность ее, политический характер изменены не были. Возможно, это и позволило Китаю проводить энергичные экономические реформы и сохранять политическую стабильность в стране, чего не удалось сделать в Советском Союзе, где реформы были объявлены во всех сферах жизни, в результате чего страна сорвалась в политический и социально-экономический штопор .
Несмотря на то, что Китай - крупнейшая по населению страна мира, в которой проживает четверть всего человечества, несмотря на то, что это наш сосед и один из полюсов мирового сообщества, о его политико-правовой составляющей узнавать довольно затруднительно. Между тем тема государственно-правового строя Китая, выбранная для настоящей дипломной работы, актуальна и представляет значительный интерес не только для юристов, но и для историков, политологов, географов, экономистов, которые в той или иной степени изучают опыт современного Китая .
Целью и задачами данной дипломной работы является анализ государственного и правового устройства Китайской Народной Республики.
Объект исследования – государственный и общественный строя Китая, основные конституционные институты государственной власти и правовая система КНР.
Методологическая основа работы состоит из ряда работ российских учёных по конституционному праву зарубежных стран, теории государства и права, политологии, социологии, научных разработок на стыке этих дисциплин.
При написании работы использовались такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, системный подход, контент-анализ.
Источник работы – научные разработки российских учёных в области конституционного права зарубежных стран, теории государства и права, административного, уголовного, гражданского права, истории, политологии и экономики.
3,000 руб.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Государственное устройство КНР……………………………………..6
1. Конституция КНР ……………………………………………………………6
2. Политические партии и общественные организации ……………………..14
3. Основы конституционного статуса граждан ………………………………20
3.1 Гражданство КНР…………………………………………………………...21
3.2 Основные права, свободы и обязанности граждан……………………….23
4. Система высших органов государственной власти и управления ……….26
4.1 Избирательная система……………………………………………………27
4.2 Всекитайское собрание народных представителей……………………..33
4.3 Председатель КНР…………………………………………………………41
4.4 Государственный совет КНР……………………………………………...43
4.5 Центральный военный совет КНР………………………………………..48
5. Административно-территориальное устройство и национальная
автономия. Местное управление и самоуправление ……………………….49
5.1 Система местных государственных органов………………………….….51
5.2 Районы национальной автономии………………………………………...56
Глава II. Правовая система КНР…………………………………………………63
1. Правовая система……………………………………………………….…….63
1.1 Общая характеристика…………………………………………….………63
1.2. Гражданское и смежные с ним отрасли права…………………….…….69
1.3. Уголовное право и процесс……………………………………….………75
2. Судебная система. Органы контроля………………………………….…….80
Заключение………………………………………………………………….…….84
Список использованных источников……………………………………………90
3,000 руб.
Заключение
Китай - древняя и немного загадочная страна.
Для большинства из нас первая встреча с Китаем состоялась еще в детстве, для кого-то она началась со сказки об искусно сделанном соловье, жившем во дворце китайского императора, для кого-то со школьных уроков, где узнали о великих изобретениях китайцев - компасе, порохе и бумаге, и, конечно, многие хотели познакомиться с этой страной поближе...
Пять тысяч лет Китайской цивилизации, и всего сорок лет Китайской Народной Республике, рожденной революцией. А задолго до этой победы мы узнали, о боровшейся за свободу, против агрессии чужеземцев.
1949 год открыл нам новую свободную страну. Мы смотрели документальные фильмы Романа Кармэна, читали очерки Константина Симонова, слушали рассказы людей, побывавших там. Мы знакомились с древнейшими искусствами Китая на выставках художника Сюй Бэй Хуна.
Сегодня Китай - это страна о преодолевшая тяжелые последствия \"культурной революции\", трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой, ни с революционными традициями; это страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешней день страны .
Итак, Китай - государство в Центральной и Восточной Азии, с территорией - 9,6 млн. кв. км. Столица КНР - г.Пекин. Население - 1,259 млрд. чел. (1999 г.); 91% - китайцы (хань), живут также 55 других национальностей и народностей (чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, корейцы и др.). Официальный язык - китайский. Религия - большинство населения - атеисты, среди верующих преобладают конфуцианство, даосизм, буддизм.
Китай - одно из древнейших государств мира. До 1911 г. - империя. В феврале 1912 г. провозглашена Китайская Республика. С 1925 по 1949 г. (с перерывами) в стране шла гражданская война между различными военно-политическими группировками. В 1931 г. на части территории провозглашена Китайская Советская Республика. В октябре 1949 г., после поражения правительства Чан Кайши (партия Гоминьдан) в гражданской войне, провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Остатки гоминьдановских войск и правительство прежней Китайской Республики эвакуировались на остров Тайвань. До 1971 г. представитель Тайваня занимал место в ООН, после чего это место перешло к представителю КНР .
По форме территориально-политического устройства КНР - унитарное государство с автономными образованиями. Административное деление: 23 провинции (без Тайваня), 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Чунцин и Тяньцзинь. Помимо автономных районов в КНР 30 автономных областей, 124 автономных уезда, а также свыше тысячи автономных волостей.
В 1997 г. бывшая английская колония Гонконг, возвращенная под суверенитет Китая, вошла в состав КНР в качестве специального административного района Сянган.
В КНР применяется административная форма автономии. Компактно проживающие национальные меньшинства могут создавать 3 вида автономных образований: автономный район, автономный округ и автономный уезд.
Действует Конституция 1982 г. (до нее в КНР действовали конституции 1954, 1975 и 1978 гг.).
По форме правления КНР является республикой советского (социалистического) типа. Согласно Конституции 1982 г. КНР социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.
После нескольких десятилетий сравнительно медленного развития в Китайской Народной Республике значительно ускорился экономический рост, и в XXI век страна вошла мощной и влиятельной экономической державой. На фоне быстрого экономического развития успешно претворяются в жизнь демократические преобразования. По мере осуществления политических и экономических реформ в Китае бурное изменение и развитие стало претерпевать и законодательство страны .
С конца 1979 г. по настоящее время КНР переживает законодательный бум, который характеризуется принятием законов, необходимых для ускорения политического и экономического развития страны, проведения демократических преобразований.
Одна из тенденций современного правового развития КНР - постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, которые существенно меняют их содержание и во многих случаях могут рассматриваться как новые законы. Так, в 1996 г. с вводом в действие с 1 января 1997 года на сессии ВСНП был принят в новой редакции Уголовно-процессуальный кодекс КНР. Его прежняя редакция была разработана еще до \"культурной революции\" и уже в момент вступления в силу не полностью соответствовала изменившимся условиям в стране, а в равной степени и государственным потребностям момента. Конечно, принятие Кодекса после многих лет произвола и беззаконий стало важным событием в жизни китайского общества. Его пришлось дополнять различными параллельно действовавшими нормативными актами, которые теперь вошли в основной текст УПК либо отменены. Новый кодекс должен был учесть и рост правовой грамотности населения, и существенное расширение числа дипломированных юристов. УПК 1996 г. существенно усилил правовые гарантии судебного разбирательства. В частности, им впервые в истории права КНР была декларирована презумпция невиновности. Это отразилось и на значительном увеличении числа статей в Кодексе - со 164 до 225. С вступлением УПК в силу прекратили действие Положение КНР об арестах и задержаниях, Постановление ПК ВСНП о порядке срочного вынесения судебных решений в отношении преступников, серьезно нарушающих общественный порядок, Постановление ПК ВСНП по вопросу о сроках разрешения уголовных дел.
Аналогичной была и судьба Уголовного кодекса КНР, впервые принятого одновременно с УПК в 1979 году. Действующая его редакция принята ВСНП в 1997 году . Вскоре после введения первого УК в действие он стал обрастать всевозможными положениями и иными нормативными актами, содержавшими уголовные санкции. Кроме того, отдельные статьи законов по другим отраслям права содержали основания для привлечения нарушителей к уголовной ответственности. В 1989 г. Постановлением ПК ВСНП о дополнительных мерах наказания за коррупцию была впервые введена уголовная ответственность для юридических лиц. В 1995 г. такая же ответственность была введена Постановлением ПК ВСНП о санкциях за нарушение Закона о компаниях . Эти постановления, как и многие другие, были инкорпорированы в новую редакцию Кодекса. В этой связи в нем резко возросло как общее количество статей (со 192 до 452), так и статей Особенной части (со 101 до 351). Из Общей части Кодекса была устранена статья о возможности назначения уголовного наказания по аналогии (ст.79 УК в редакции 1979 г.). Из Кодекса исключено понятие контрреволюционного преступления, первая глава Особенной части УК озаглавлена \"Преступления против государственной безопасности\". Значительно увеличилось число статей в главе об экономических преступлениях, которая ранее называлась \"Преступления против социалистического экономического порядка\" и содержала всего 15 статей. Теперь глава называется \"Преступления против порядка социалистической рыночной экономики\" и содержит свыше 90 статей. Всего в Особенной части кодекса десять глав вместо восьми, имевшихся в первой редакции. Теперь в отдельные главы выделены воинские преступления, коррупция и взяточничество, преступления против интересов национальной безопасности. В то же время не выделены в отдельную главу преступления против семьи и брака. В целом Уголовный кодекс в редакции 1997 г. может быть охарактеризован как шаг вперед в уголовном праве КНР. Он сочетает задачи поддержания строгого порядка в государстве и обществе с гуманизацией права и правосудия .
В марте 1999 года на 2-й сессии ВСНП 9-го созыва принят обширный (428 статей) Закон КНР о договорах , весьма важный для развития рыночной экономики. Закрепленные в нем модели договоров характерны именно для рыночной экономики, в связи с чем прежние нормативные акты, регулирующие отдельные виды договоров, прекратили свое действие. Установлено равноправие сторон договора, независимо от того, какие формы собственности они представляют. Закон дифференцирует договорные обязательства по их содержанию (купля-продажа, подряд, аренда), а не по составу участников. Разумеется, государство оставляет за собой определенные регулирующие функции правового характера.
Следующим важным шагом в совершенствовании правовой системы КНР явилось принятие на следующей сессии ВСНП в марте 2000 года Закона КНР о правотворчестве (лифа фа) , регулирующего порядок принятия нормативных актов различными законодательными и административными органами, определяющего сферы осуществляемого ими правотворчества. Большое значение имеет установление перечня вопросов, по которым могут приниматься только законы. В частности, это вопросы государственного суверенитета; образования, организации и полномочий представительных органов, правительств, судов и прокуратур; систем национальной автономии, особых административных районов и низового самоуправления; основ экономического строя и финансовой, налоговой, таможенной и внешнеторговой систем. Эти вопросы не будут, как часто бывало прежде, регулироваться административными постановлениями. Правотворческая роль высших законодательных органов возрастает.
Все это свидетельствует о том, что в стране продолжает наращиваться и модернизироваться достаточно обширный пласт законодательства по различным отраслям права, что само по себе весьма позитивный фактор общественного развития. Однако обеспечение действия права в социально-экономической и политической жизни Китая - непростая задача. Она тесно связана со всем ходом развития страны, преодолением экономической и культурной отсталости, распространением образования.
3,000 руб.
Список использованных источников
1. Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.
2. Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. М., 2000.
3. Бергер Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 2001. N 2.
4. Бергер Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 2001. N 1.
5. Государственный строй Китайской Народной Республики. М., 1988.
6. Гражданское законодательство КНР. Пер. с кит. М., 1997.
7. Гунмин жибао. 1979. 2 марта.
8. Давид P., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.
9. Дю Динхуа, Чюй Маохуй, Тан Тэйцзиань. Реформа частной собственности и ее правовое регулирование в условиях рыночной экономики КНР // Исследование. 1999. N 3.
10. Жэньминь жибао. 1978. 28 окт.
11. Жэньминь жибао. 1986. 4 апр.
12. Жэньминь жибао. 1999. 22 марта.
13. Жэньминь жибао. 2000. 19 марта
14. Иностранное конституционное право. М., 1996.
15. Исследование гражданских прав в новом Китае. Пекин, 1990.
16. Как управляется Китай: Эволюция властных структур Китая в 80-90-е гг. XX века. М., 2001.
17. Китайская Народная Республика. Законодательные акты 1984-1988. М., 1989.
18. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1984.
19. Китайская Народная Республика. Законодательные акты. М., 1989.
20. Конституционные поправки 1993 г. см.: Новое законодательство КНР // Информационные материалы ИДВ РАН. М., 1994. Вып. N 5.
21. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты (М., 1984) информационная серия ИДВ РАН \"Новое законодательство КНР\" (в частности, N 7, 1996; N 8, 1997).
22. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
23. Китай в XX веке: шансы, выводы и перспективы. М., 2000Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
24. Ли Ли. Сборник законодательства перед образованием КНР. Пекин,1949.
25. Ли Йойи. Гражданское право. Пекин, 1988.
26. Лю Цзянъвэн, Ян Ханърин. Правовая защита частной собственности. Пекин, 2000.
27. Мао Цзэдун. Сборник Мао Цзэдуна N 3. Пекин, 1976.
28. Новое законодательство КНР // Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 1994. Вып. N 5.
29. Новое законодательство КНР // Информационные материалы ИДВ РАН. М., 1995. Вып. N 3.
30. Новое законодательство Китайской Народной Республики // Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 1996. Вып. N 7.
31. Новое законодательство Китайской Народной Республики // Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 1998. Вып. N 9.
32. Новое законодательство КНР // Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 2000. Вып. N 10.
33. Общие положения гражданского права Китайской Народной Республики // Гражданское законодательство КНР / Пер. с кит. М.,1997 (серия \"Современное зарубежное и международное частное право\").
34. Основы модернизации современного Китая. М., 1998.
35. О развитии международного сотрудничества государств по правам человека // Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974.
36. Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. М., 1997.
37. Пащенко Е.Г. Гражданское законодательство КНР. М., 1997.
38. Постоянный ГПК КНР: Чжунго фалюй нянь цзянь (Китайский юридический ежегодник). 1992. Пекин, 1992.
39. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002.
40. Положение женщин в Китае. Пресс-канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 1999.
41. Почагина О.В. Новая редакция закона КНР о браке // Проблемы Дальнего Востока. 2002. N 3.
42. Россия и Китай: история и современность. М., 2000.
43. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.
44. Современный Китай и основы модернизации. М., 1998.
45. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000.
46. Тянь Сюеюань, Чжоу Липин. Народонаселение Китая. Межконтинентальное издательство Китая, 2005.
47. Уголовный кодекс КНР 1997 г. с поправками 1999 г. опубликован в книге Х. М. и Н. Х. Ахметшиных и А. А. Петухова \"Современное уголовное законодательство КНР\" (М., 2000.).
48. Формирование будущего статуса Сянгана. Документы и материалы//Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 1990. Вып. N 8.
49. Формирование статуса Аомыньского особого административного района КНР // Информационные материалы ИДВ РАН. Вып. N 4. М., 1993.
50. Фен Литянь, Мао Итун, Лэн Моуцяо. Эволюция политики Китая в области рождаемости за 50 лет. Пекин, 1999.
51. Чжунхуа жэньминь гунхэго синьфалюй хуэйбянь (Сборник новых законов Китайской Народной Республики). Пекин, 1992.
52. Чжунхуа жэньминь гунхэго синь фагуй хуэйбянь (Сборник новых законов и постановлений Китайской Народной Республики). Пекин, 1996. Вып.1.
53. Шунь Чжинфан. Сборник Шуня Чжинфана N 2. Пекин,1998 .
54. Ян Шицюнь. Исследование вопроса о праве социальной частной собственности в период династии Хань и Тан // Научный ежемесячник. 1999. N8.
3,000 руб.