Введение
Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Это определение дано в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ \"О системе государственной службы Российской Федерации\" .
Государственная служба органично связана с органами государственной власти, которые реализуют через государственных служащих свои функции.
Государственная служба прежде всего характеризуется тем, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы). За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.
В настоящее время в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления страной, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.
В 1992 - 2002 гг. осуществлялась подготовка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственной службы, регламентирующих отдельные виды федеральной государственной службы, а также государственной службы субъектов Российской Федерации.
Принятый 31 июля 1995 г. Федеральный закон \"Об основах государственной службы Российской Федерации\" определил начальный этап дальнейшего формирования нормативно-правовой базы государственной службы в нашей стране. Закон установил правовые основы организации такой службы и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации. В Законе (ст. 2) впервые было закреплено легальное определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, дано понятие государственного служащего (ст. 3), определены принципы государственной службы.
Закон от 31 июля 1995 г. закрепил также правовой статус государственных служащих, ограничения, связанные с поступлением на государственную службу, правовые гарантии, ответственность государственных служащих, порядок прохождения гражданами государственной службы.
Между тем несмотря на бесспорно положительное значение указанного Закона на определенном этапе управления страной, комплексная, эффективная система обеспечения правового регулирования государственной службы в Российской Федерации окончательно не была сформирована .
Первым этапом дальнейшей реформы государственной службы является принятие Указа Президента Российской Федерации \"О Федеральной программе \"Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)\" от 19 ноября 2002 г. N 1336 , направленного на повышение эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества.
Указ Президента Российской Федерации лег в основу разработки и принятия 27 мая 2003 г. Федерального закона \"О системе государственной службы Российской Федерации\" , которым впервые юридически закреплена видовая классификация государственной службы и ее деление на самостоятельно обособленные виды (государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба). По своей сути данный Закон является базовым. Он помогает установить общие принципы и закрепить основы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации.
На основе Федерального закона \"О системе государственной службы Российской Федерации\" 27 июля 2004 г. принят Федеральный закон \"О государственной гражданской службе Российской Федерации\" , в соответствии с которым предметом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Закон о государственной гражданской службе носит комплексный характер и включает в себя не только нормы трудового права, но и нормы административного права, а также нормы права социального обеспечения. Целью данной работы является рассмотрение вопроса замещения должностей государственных служащих Российской Федерации.
3,000 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1 Должности государственной службы Российской Федерации……….6
1.1 Реестры должностей государственной гражданской службы РФ….10
1.2 Классные чины гражданской службы………………………………..12
1.3 Квалификационные требования к должностям гражданской
службы……………………………………………………………………..22
2 Поступление на государственную гражданскую службу…………….29
2.1 Право поступления на гражданскую службу………………………..29
2.2 Поступление на гражданскую службу и замещение должности
гражданской службы по конкурсу……………………………………….31
3 Служебный контракт……………………………………………………48
3.1 Заключение служебного контракта…………………………………..48
3.2 Содержание служебного контракта………………………………….55
3.3 Изменение существенных условий служебного контракта………...74
3.4 Временное замещение иной должности гражданской службы…….76
Заключение………………………………………………………………...81
Список использованных источников………………………………...…..86
3,000 руб.
Заключение
Результаты российских исследований состояния системы государственного управления свидетельствуют о низкой эффективности государственной власти, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим. Данные опросов, проведенных фондом \"Общественное мнение\" в 2004 г. в семи субъектах РФ, свидетельствуют об отрицательной оценке гражданами деятельности государственных служащих по оказанию государственных услуг (более 71 процента опрошенных). Более 76% опрошенных сталкивались с проявлениями коррупции в государственном аппарате .
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ на 2005 год чиновничество названо замкнутой и подчас просто надменной кастой, понимающей государственную службу как разновидность бизнеса. В этой связи основными задачами определены повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению, обеспечение права граждан на объективную информацию.
Наличие у органов исполнительной власти значительного числа избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти. Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003 - 2005 гг. были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 \"О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах\" определены приоритетные направления административной реформы:
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
- организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
- завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Решение указанных задач было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 451.
В рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы было проанализировано 5634 функции, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, из них признано избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868. В связи с этим приняты и готовятся нормативные правовые акты по отмене ряда избыточных и дублирующих функций.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 \"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти\" образованы новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора - на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом - на федеральные агентства.
В 2005 г. внесены изменения в Федеральные законы \"О лицензировании отдельных видов деятельности\", \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)\" и в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие поэтапную отмену лицензирования 49 из 123 видов деятельности.
Готовятся проекты федеральных законов об административных регламентах в органах исполнительной власти и о стандартах государственных услуг, ведется разработка перечней и стандартов государственных услуг, оказываемых на федеральном уровне.
По существу, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности.
Необходимо повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти. Для этой цели распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг. При этом органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано подготовить программы и планы мероприятий по проведению административной реформы с учетом положений Концепции и плана мероприятий.
В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
- наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
- высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
- высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
В связи с этим Концепция административной реформы предполагает:
- создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции;
- деперсонализацию взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности, путем введения системы \"одного окна\" и системы электронного обмена информацией;
- детальную регламентацию процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг);
- деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля;
- ротацию должностных лиц.
На сегодняшнем этапе административная реформа затронула федеральный уровень исполнительной власти. На региональном уровне она реализуется лишь в виде экспериментов.
Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы: Закон о системе госслужбы и Закон о госслужбе. Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. отметил: \"Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. Должен подчеркнуть, что такая власть в значительной степени имеет своим источником не что иное, как избыточные функции госорганов. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей\".
В рамках проведения реформы государственного управления все большее внимание уделяется вопросам подготовки высокопрофессиональных кадров для государственной службы. Не случайно на проведенном 23 июля 2008 г. под руководством Президента РФ Д.А. Медведева совещании было констатировано наличие серьезных сложностей при подборе и рассмотрении кандидатур лиц, претендующих на замещение руководящих должностей на федеральном и региональном уровнях. При этом Президентом РФ была отмечена недопустимость \"замещения должностей по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги. В список должны попадать настоящие специалисты, а не лица, которые нравятся, попали по знакомству или по коррупционной схеме\" . В этих целях Указом Президента РФ от 25 августа 2008 г. N 1252 образована Комиссия при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. Предполагается разработать и реализовать специальную программу с ежегодной ротацией ее участников с учетом достигнутых ими результатов и возрастного ценза.
3,000 руб.
Список использованных источников
Нормативные акты
1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ \"О системе государственной службы Российской Федерации\" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ \"О государственной гражданской службе Российской Федерации\" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
3. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 \"О федеральной программе \"Реформирование государственной службы Российской Федерации (2002 - 2005 годы)\" // Российская газета. 23 ноября 2002 г. N 223 (3091).
4. Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 \"Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера\" (в ред. от 23.09.2005).
5. Указ Президента РФ от 14.06.1997 N 582 \"Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом\".
6. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 159 \"О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации\" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 8. Статья 629.
7. Приказ Минздрава России от 16.03.1999 N 83 \"О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну\".
8. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 (в ред. от 15.11.2004).
Специальная и учебная литература
9. Агапов А.Б. Административное право: Учеб. М., 2004.
10. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учеб. М., 2002.
11. Барциц И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. N 6.
12. Барциц И. О перспективах научных исследований государственной службы Российской Федерации // Государственная служба. 2007. N 3.
13. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учеб. для вузов. М., 2000.
14. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Норма, 2001.
15. Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Екатеринбург, 1995.
16. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996. N 12.
17. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000.
18. Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. М., 2008.
19. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. Т. 2.
20. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. М., 2000.
21. Гребенкина Н.А. Правовой статус служащих, замещающих высшие выборные публичные и некоторые приравненные к ним должности в России (основные аргументы в пользу трудоправовых начал): Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2004.
22. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ. М., 2003.
23. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Екатеринбург, 2005.
24. Гусев А.В. Особенности метода правового регулирования труда на российской государственной службе // Вестник Уставного Суда Свердловской области. 2002. N 1.
25. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 6.
26. Кадровая работа и исполнение законодательства о государственной гражданской службе // Президентский контроль. 2007. N 10.
27. Козбаненко В.А. Основы государственной службы и кадровой политики Российской Федерации. М., 1999.
28. Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание. М., 2003.
29. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003.
30. Комкова Г.Н. На общих условиях равенства: обеспечение принципа равного доступа к государственной и муниципальной службе в практике деятельности российских органов власти // Чиновник. 2001. N 5.
31. Комментарий к Федеральному закону \"О государственной гражданской службе Российской Федерации\" (постатейный) / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. ЗАО \"Юстицинформ\", 2006.
32. Комментарий к Федеральному закону \"О государственной гражданской службе Российской Федерации\" / Под ред. А.Ф. Ноздрачева. М., 2005.
33. Комментарий к Федеральному закону \"Об основах государственной службы Российской Федерации\" / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1998.
34. Комментарий к Федеральному закону \"Об основах государственной службы Российской Федерации\" и законодательству о государственной службе зарубежных государств / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Инфра-М, 1998.
35. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ \"О государственной гражданской службе Российской Федерации\" / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора, члена-корреспондента РАН Г.В. Мальцева, доктора юридических наук, профессора И.Н. Барцица. М., 2005.
36. Комментарий к Федеральному закону \"О государственной гражданской службе Российской Федерации\" и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: МЦФЭР, 2005. С. 510.
37. Кузьмин В. Кадры Президента: Дмитрий Медведев озаботился поиском талантливых управленцев // РГ. 2008. 24 июля.
38. Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993.
39. Максимов М., Соломатин Е. О механизме реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе // Государственная служба. 2006. N 6.
40. Мальцев Г.В., Станкевич З.А. К новой системе государственной службы России // Научные доклады РАГС. М., 1999.
41. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997.
42. Матейкович М.С. Публичное управление в России: пути совершенствования // Журнал российского права. 2008. N 5.
43. Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. Ч. I. М., 2000.
44. Молодцов М.В. Трудовое право России. М., 2003.
45. Нестерова Т.А. Государственная служба в РФ и проблемы трудового права. Пермь, 2002.
46. Нерознак В.П. Государственные языки в Российской Федерации. М., 1995.
47. Оганян М.Г. Правовой статус государственных служащих - центральный элемент эффективного функционирования государственной службы. Конституция. Гражданин. Общество: труды Международного института управления. Вып. 2. М., 2002.
48. Овсянко Д.М. Государственная служба: Учебное пособие. М., 2005.
49. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 9.
50. Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М., 2005.
51. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Проблемы правового регулирования государственно-служебных отношений // Трудовое право. 2005. N 3.
52. Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год. М., 2003.
53. Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М., 1996. С. 160.
54. Томак Ю.А. Опыт реализации Федерального закона \"О государственной гражданской службе Российской Федерации\" // О практике применения Федерального закона N 79-ФЗ \"О государственной гражданской службе Российской Федерации\" и перспективах развития законодательства о государственной гражданской службе. М., 2007.
55. Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.
56. Энциклопедия государственного управления в России: В 2 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова; Отв. ред. И.Н. Барциц. Т. 1. М., 2008.
57. Юрасов И.А. Проблемы формирования рабочих кадров в России на современном этапе // Трудовое право. 2006. N 6.
3,000 руб.