Судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия.
Как наиболее стабильный институт государственной власти судебная власть - мощный фактор обеспечения стабильности правового порядка в общественной и экономической жизни, средство правового воспитания граждан.
Важное значение для функционирования судебной власти имеет судейское сообщество, занимающее особое место в российском обществе и государственном механизме как особая корпорация граждан, занимающих высшие государственные должности и в персональном, индивидуальном качестве на профессиональной основе реализующих властные государственные полномочия.
Таким образом, вопрос, как реализуются в жизни и в каком направлении развиваются в законодательстве конституционные основы судебной власти, отнюдь не теоретический для общества и рядовых граждан.
Итак, целью настоящей работы является изучение правового статуса судей, как носителей судебной власти в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Исследовать правовые основы отбора и подготовки судей в Российской Федерации.
2. Изучить порядок наделение полномочиями судей.
3. Изучить вопросы срока полномочий судей.
4. Рассмотреть основные конституционные принципы деятельности судей и возможные пути совершенствования гарантий судейской деятельности.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Правовые основы отбора и подготовки судей в России 4
Глава 2. Порядок наделение полномочиями судей, срок полномочий судей 17
Глава 3. Основные конституционные принципы деятельности судей 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34
1,200 руб.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Статья 119 Конституции РФ устанавливает, что судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Дополнительные требования к судьям в соответствии с той же статьей Конституции РФ предусмотрены ст. 4 Закона о статусе судей.
Лицо, наделенное полномочиями судьи с нарушением установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами требований, не может осуществлять правосудие. Состав суда, в котором заседает такое лицо, является незаконным, а вынесенные им судебные постановления подлежат отмене.
Судья осуществляет свои обязанности на профессиональной основе, т.е. он назначается в штат суда на конкретную должность, получает за свой труд от государства денежное вознаграждение и не может заниматься другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Эти требования распространяются как на судей федеральных судов, так и на мировых судей.
Специфические условия Российской Федерации обусловили дополнительные требования к судьям, обеспечивающие их независимость и объективность: запрещение быть депутатом представительных органов всех уровней, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность (ст. 3 Закона статусе судей).
Нарушение судьей этих запретов влечет прекращение его полномочий.
Соответствующее высокому статусу судьи материальное и социально-бытовое обеспечение является важной гарантией независимости судей.
Состав заработной платы судьи закреплен законом (ст. 2 Закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").
Она состоит из должностного оклада, а для военных судей - и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и некоторых других надбавок и выплат.
Важной гарантией независимости судьи является также закрепленное в Законе о судебной системе положение о том, что заработная плата судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.
1,200 руб.
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.).
3. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.).
4. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003.
5. Гришин С. Требования к кандидатам на должность судьи // Российская юстиция, № 12, 2003.
6. Ермошин Г.Т. Судебная власть как система органов государственной власти // Законодательство и экономика, № 4, 2004.
7. Закон о статусе судей в Российской Федерации: Комментарии / Палеев М.С., Пашин С.А., Савицкий В.М.. - М.; БЕК, 1994.
8. Зеленин С. Совершенствовать надо не статус судей, а эффективность правосудия // Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 2002. - № 1.
9. Иванов А.А. О путях повышения эффективности правосудия // Журнал российского права, № 12, 2005.
10. Комментарий к ФЗ "О статусе судей в РФ", "Об органах судейского сообщества" // Государственная власть и местное самоуправление. - М.; Юрист, 2002. - № 4.
11. Комаров А.Н. Статус судей РФ: беспристрастность или независимость? // Российский судья. - М.; Юрист, 2002. - № 6.
12. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
13. Правовой статус судей в России (становление и развитие): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Гармоза П.В.. - Ростов-на-Дону, 2000.
14. Фоков А.П. Правовой статус судей в Российской Федерации // Российский судья. - М.; Юрист, 2001. - № 9.
15. Яновский К.Э. Порядок финансирования судебной системы как гарантия независимости суда // Адвокат, № 10, 2004.
1,200 руб.