В 1993 году многочисленным дискуссиям на тему, какой быть будущей форме государственного единства новой России, политической практике времен паралича власти, подвела Конституция РФ, принятая в декабре 1993 года. Конституция РФ в ст. 4 утвердила ее верховенство и федеральных законов России на всей территории РФ, единое гражданство, единство и суверенитет России.
С принятием Конституции РФ приостановился процесс суверенизации частей России.
В тексте Конституции РФ понятие «суверенитет» употребляется только в связи со статусом Федерации как целого. Исключением является упоминание полного названия Федеративного договора – «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации» в п. 1 разд. 2 Конституции РФ, где устанавливается правило, в соответствии с которым в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации между собой – действуют положения Конституции РФ.
В соответствии со ст. 65 Конституции РФ Российская Федерация состоит из следующих субъектов: 21 республика, 9 краев, 46 областей, два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, одна автономная область – Еврейская, 4 автономных округа. Все субъекты Федерации равны между собой. Это положение является свидетельством принципиальной новизны формы государственного единства России.
Никогда еще в истории нашего Отечества (Российской империи, СССР и России) не было такого, чтобы все без изъятия части государства рассматривались как равноправные субъекты. Относительное равенство субъектов РФ определяется единством их конституционных прав и одинаковым представительством в законодательном органе власти – Федеральном Собрании, причем Совет Федерации, формируемый из представителей от исполнительных и представительных органов власти, по два депутата от каждого субъекта Федерации, по сути дела, играет роль верхней палаты парламента и, кроме того, решает вопросы, принципиальные для субъектов Российской Федерации.
Конституция РФ допускает прием в Российскую Федерацию и образование новых субъектов, но не предусматривает право на выход из ее состава, несмотря на то, что в преамбуле и ст. 3 Конституции РФ говорится об общепризнанных принципах равноправия и самоопределения как о важнейших основаниях федеративного устройства России.
Статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией России и нормативным актом данного субъекта Федерации, принятым его представительным органом власти, в республиках – Конституциями, а в остальных субъектах Федерации – Уставами. Конституция РФ предполагает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен, но только с его согласия. Соотношение прав России и субъектов Федерации по отношению к территории определяет ст. 67 Конституции РФ, которая говорит, что территория России включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.
При подготовке новой Конституции России широко использовались варианты решения проблем, проработанные в ходе реформирования СССР. Например, вопрос о разграничении компетенции между федеральными органами власти и субъектами Федерации. Конституция России предусматривает, что часть вопросов находится в исключительном ведении федеральных органов власти, другая – в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а третья – в исключительной компетенции субъектов Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и договорами.
Разграничение полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов, система разделения властей потребовали создания механизма защиты установленного порядка. В этой связи Конституционному Суду РФ вменяется в обязанность рассматривать дела о несоответствии актов субъектов Российской Федерации, а также договоров между Федерацией и ее субъектами Конституции РФ и федеральным законам России. Конституционный Суд РФ решает и споры о компетенции, возникающие как между органами власти субъекта Федерации, так и между органами власти Федерации и органами власти субъектов Федерации. Президент России имеет право в соответствии со ст. 85 Конституции РФ до решения суда о неконституционности акта органа исполнительной власти субъекта Федерации, приостановить его действие. Президент России может использовать согласительные процедуры в случае противоречия между федеральными властями и властями субъекта Федерации, а также между властями субъектов Федерации.
Таким образом, каждый субъект Российской Федерации является ее составной частью, т. е. состоит с ней в отношениях государственно-правового членства.
В соответствии со ст. 66 Конституции РФ основные положения, касающиеся статуса, т. е. правового положения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией России. Наряду с этим все субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России. Так, статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и конституцией самой республики. Аналогичен статус и других видов субъектов Федерации – края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа – с той лишь разницей, что наряду с Конституцией РФ он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом.
Из этого вытекает, что субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Это очень существенно, поскольку со стороны отдельных субъектов проявляются негативные тенденции, выражающиеся в стремлении к обособлению и самостоятельному изменению своего статуса. В частности, в особые отношения с Россией пытается поставить себя Чеченская Республика, заявляя о своей независимости от России. Подобные тенденции направлены на разрушение территориального единства Российской Федерации.
Целью настоящей работы является изучение и исследование полноты и возможностей действующего законодательства России в области правового положения субъектов Российской Федерации, а также определение путей его совершенствования.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
● Проведение правовой экспертизы нормативных актов, регулирующих правой статус субъектов РФ;
● Выявление основных тенденций изменения взаимоотношений между Федерацией с ее субъектами;
● Оценка существующей законодательной базы с точки зрения ее возможностей для осуществления, поставленными перед субъектами РФ задачами в составе России;
● Разработка предложений по совершенствованию изменению (дополнению) существующего законодательства.
3,000 руб.
Нормативно-правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 48 с.
2. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) // Система информационно-правового обслуживания «Гарант» / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».
3. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // Российская газета, 2004. № 62.
4. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // Российская газета, 2005. № 234.
5. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» // Российская газета, 2006. № 153.
6. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // Российская газета, 2007. № 2.
7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2001. № 52 (Ч.1). Ст. 4916.
8. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // Российская газета, 2007. № 162.
9. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, 1995. 1 сент.
10. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Система информационно-правового обслуживания «Гарант» / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».
11. Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» // Собрание законодательства РФ, 1997. № 51. Ст. 5718.
12. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999. № 42. Ст. 5005.
13. Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // Российская газета, 1999. 21 дек.
14. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. 24.07.2007 г. // Система информационно-правового обслуживания «Гарант» / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».
15. Закон РФ от 17 июня 1992 г. № 3056-I «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. № 28. Ст. 1618.
16. Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 152.
17. Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 7. Ст. 676.
18. Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 24. Ст. 2421.
19. Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 30. Ст. 3051.
20. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства РФ, 2000. № 20 Ст. 2112.
21. Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2001. № 24. Ст. 2416.
22. Указ Президента РФ от 19 сентября 2000 г. № 1671 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1998 г. № 511 «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» // Российская газета, 2000. № 184.
23. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» (Москва, 15 февраля 1994 г.) // Российская газета. 1994. 17 февр. (Настоящий Договор фактически прекратил действие).
Научная литература
24. Авакьян С.А. Проблемы реформы Конституции. Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). // Институт государства и права РАН. – М., 1999. С. 77.
25. Болтенкова Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов. // Российская государственность: состояние и перспективы развития. – М.: Республика, 1995. С. 34.
26. Витрук Н.В. Проверка конституций и уставов субъектов РФ на соответствие Конституции РФ в практике Конституционного Суда РФ: опыт и проблемы. // Конституционное законодательство России. – М., 1999. С.
27. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. – М., 1998. С. 33.
28. Жириновский В. Президент и Конституция – гаранты демократии в Российской Федерации. // Политика, 2000. № 1. С. 16.
29. Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: Проблемы теории и практики. – М., 2001. С. 12.
30. Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. – М.: Пробел, 1999. С. 47-49.
31. Зотов В.Б. Система муниципального управления. – СПб.: «Питер», 2007. 312 с.
32. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: «Юстицинформ», 2007. 367 с.
33. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. – М.: «Юстицинформ», 2005. 402 с.
34. Керимов Д.А. Конституции России 10 лет – опыт реализации: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. С. 54.
35. Керимов А.Д. Форма государственного устройства Российской Федерации. // Гражданин и право, 2001. № 12.
36. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 1999. 278 с.
37. Конституционное право: Учебник. – М.: Юридическая литература, 1999. 383 с.
38. Крылов Б.С. Государственный суверенитет России: как его понимают в Казани. // Журнал российского права, 2001. № 11.
39. Кравец И.А. Верховенство конституции – принцип конституционализма. // Журнал Российского права, 2002. № 7. С. 25.
40. Курманов М.М. Может ли республика принять свою конституцию, не затрагивая предметы ведения Российской Федерации? // Законодательство и право, 2004. № 3. С. 10-14.
41. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. – М., 1994. С. 35-36.
42. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. – М., 1999. С. 92.
43. Некрасов С.И. Федеральные округа – новое звено в вертикали российской власти. // Журнал российского права, 2001. № 11.
44. Нестеров Ю., Вишневский Б. Конституционная реформа: дальше откладывать нельзя. // Российская Федерация сегодня, 1999. № 20. С. 41.
45. Ондар О.А. Конституционное развитие Республики Тыва. // Государство и право, 2002. № 11. С. 67.
46. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Окунькова Л.А. – М., 1996. 435 с.
47. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. – Новосибирск, 1998. 342 с.
48. Российский Федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность: Сборник докладов / Под ред. Н.В. Варламовой, Т.А. Васильевой. – М., 2000. С. 50- 51.
49. Сидоренко Е.Н. Региональное правотворчество: проблемы его соответствия Конституции РФ и федеральным законам. // Закон и право, 2000. № 5. С. 7.
50. Топорин Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). – М., 2001. С. 79-80.
51. Тихомиров Ю.А. Конституционное законодательство России. – М., 1999. С. 35.
52. Тайбаков А.А., Титов И.В. Некоторые проблемы совершенствования конституционного законодательства в субъекте Российской Федерации. // Государство и право, 2002. № 9. С. 28.
53. Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта РФ. // Государство и право, 1994. № 8-9, С. 43-51.
54. Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма. // Журнал российского права, 2004. № 7. С. 16.
55. Федорященко А.С. О равноправии субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. // Законодательство и экономика, 2006. № 10.
56. Чиркин В.Е. О некоторых проблемах реформы российской Конституции. // Государство и право, 2000. № 6. С. 6.
57. Чиркин В.Е. Предмет ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность. // Государство и право, 2002. № 5. С. 8.
58. Шабуров А.С. Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (20-21 апреля 2000 г.). – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. С. 168.
Материалы судебной практики
59. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // Российская газета, 2004. № 259.
60. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 мая 1993 г. «По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1993. № 28. Ст. 1083.
61. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // Российская газета, 1997. № 139.
62. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // Вестник Конституционного Суда РФ, 2003. № 5.
63. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 мая 1993 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ, 1994. № 2-3.
64. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации. // Российская газета. 1995. № 240.
65. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1996 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 4.
3,000 руб.