Введение
Разработка и реализация стратегии развития России до 2020 г., о которой так много говорят в последнее время, невозможны без существенных изменений в механизме кадровой политики в системе государственной службы. Качество государственного аппарата столь низкое, что его улучшение косметическими мерами весьма проблематично. В.В. Путин в своем выступлении на заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. дал государственному аппарату следующую характеристику: \"...сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие\".
Представляется, что модернизацию Российского государства следует начинать именно с улучшения качества государственного аппарата. Ведь государственный аппарат, сформированный в условиях развала страны и разворовывания государственной собственности, для реализации стратегических целей развития России непригоден. Невооруженным глазом видно, что в государственном аппарате оказалось много людей без каких-либо идей о путях улучшения положения народа и модернизации Российского государства, но досконально изучивших искусство манипулирования сознанием народа и извлекающих из этого собственную выгоду. Это же подтверждают данные многих социологических опросов. Например, согласно результатам совместного исследования Института социологии РАН и фонда Фридриха Эберта, в среде современных российских чиновников распространены \"равнодушие и формализм\" (63,7%), \"продажность\" (58,5%), \"безразличие к интересам своей страны\" (41,1%).
В сфере государственной службы России возникла ситуация, аналогичная той, которую в свое время описал К. Ясперс: \"Аппарат, который должен был служить интересам населения, служит самому себе; он требует стабилизации и надежности для себя. Это оказалось возможным потому, что бюрократический аппарат именно ввиду своей сложности уклоняется от общественного контроля. Он становится непроницаемым, все более недосягаемым для критики. В конечном счете в сущность его уже никто не может проникнуть, разве только те, кто находится в нем, да и они лишь в рамках своей непосредственной сферы деятельности. Бюрократический аппарат становится недоступным как для населения, так и для высших правительственных органов\".
Масштабное реформирование российской государственности, проявляющееся в различных областях общественной жизни, особенно актуально в организации функционирования государственного аппарата, формировании современной системы государственной службы страны, повышении роли права в государственном управлении.
Президент Российской Федерации неоднократно указывал на существенные недостатки в работе государственного аппарата и ставил задачу его кардинального реформирования. Характеризуя российское чиновничество, Глава государства подчеркнул, что оно \"еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса\". Меры, направленные на то, чтобы \"государственный аппарат был эффективным, компактным и работающим\", Глава государства предложил рассматривать как \"единую программу действий\". В 2007 году, обращаясь с очередным Посланием к Федеральному Собранию РФ, Глава государства акцентировал внимание на необходимости эффективной организации государства, его авторитете, справедливых законах и ответственности всех без исключения уровней власти.
Политическая воля, направленная на прогрессивные преобразования государственной службы, нашла свое конкретное воплощение в Концепции и Программе реформирования системы государственной службы страны, обновленном законодательстве. В процессе осуществления намеченного планируется устранить наиболее существенные недостатки, мешающие нормальному функционированию государственного аппарата, такие как: отчуждение власти от народа, создающее угрозу национальной безопасности; коррупцию, масштабы которой становятся недопустимыми; злоупотребления должностным положением, приобретающим массовый характер, и т.п.
Задача обеспечения высокой результативности в работе государственного аппарата актуализировала проблему ответственности власти за свои действия и решения, потребовала ее дальнейшего совершенствования как профилактического и стимулирующего средства.
Проблемы государственной службы стали предметом специальных и монографических исследований, многочисленных публикаций в периодических изданиях, что свидетельствует о высоком научном интересе к рассматриваемой проблеме, ее актуальности и исключительно высокой общественной значимости.
За время реформирования института государственной службы изданы и даже переизданы научные труды как отдельных авторов, так и творческих коллективов, адресованные не только соответствующим специалистам, но и широкой аудитории, проявляющей интерес к проблемам государственной службы.
Правовым, организационным и иным аспектам института государственной службы посвящены труды многих известных ученых-юристов и государствоведов: Д.Н. Бахраха, К.С. Бельского, А.А. Гришковца, Н.М. Казанцева, В.А. Козбаненко, М.А. Краснова, Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, А.В. Оболонского, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной, А.А. Демина и других авторов. Разработкой проблем эффективности государственного управления и его реформирования, совершенствования организации и правового регулирования деятельности исполнительной власти, ответственности в административном праве, другими родственными проблемами административного, государственного и некоторых других отраслей публичного права занимаются также: С.А. Авакьян, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, И.Л. Бачило, И.Н. Барциц, В.Д. Граждан, В.Г. Игнатов, А.С. Дугенец, С.П. Ломтев, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, Н.Ю. Хаманева, В.В. Черепанов, С.Д. Хазанов и многие другие ученые.
Целью и задачами данной дипломной работы является анализ правовых основ государственной службы в Российской Федерации, раскрытие проблем реформирования и эффективности государственной службы.
Объект исследования – основы государственной службы, ее принципы, предметом исследования является виды государственной службы, правовая природа служебных правоотношений и ответственность в системе государственной службы.
Методологическая основа работы состоит из ряда работ российских учёных по теории государственной службы и государственного управления, теории государства и права, политологии, социологии, научных разработок на стыке этих дисциплин.
Источники работы – законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научные разработки российских учёных в области госслужбы.
3,000 руб.
Заключение
Внимательное изучение законодательства и практики, комментариев, монографий, журнальных статей по вопросу реформирования института государственной службы в Российской Федерации позволяет сделать ряд обобщений и выводов.
Во-первых, реформирование государственной службы становится приоритетным направлением в области государственного строительства. Это предполагает решение таких стратегических задач, как приведение системы государственной службы и технологии профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями.
Во-вторых, государственная служба должна основываться на праве, принципах демократии и социальности. Это будет гарантией того, что любой вопрос государственной важности или частного порядка будет рассмотрен чиновниками квалифицированно, своевременно и исчерпывающе.
В-третьих, назначение института государственной службы должно определяться законами общественного развития и его потребностями, соответствовать стратегическим целям деятельности государственного аппарата, уточняться, детализироваться соответственно задачам конкретных исторических периодов, т.е. система государственной службы должна находиться в состоянии постоянного совершенствования.
В-четвертых, необходимо изменение правового и социального статуса государственного служащего. Статус государственного служащего должен защищать чиновника от произвола его ведомственного начальства, приучать к мысли, что он прежде всего - слуга государства, а уже потом работник конкретного государственного органа. Статус также должен служить повышению престижа и социальной привлекательности государственной службы в российском обществе.
В-пятых, необходимо достижение качественного уровня исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей и оказываемых государственных услуг, что, в свою очередь, повысит доверие граждан и к органам государственной власти. Следует пересмотреть вопросы юридической ответственности государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него функций.
В-шестых, требуется создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу.
Реализация мероприятий по проведению административной реформы сопряжена с решением некоторых проблем. На сегодня отсутствует методологическое обоснование государственной службы России на теоретическом научном уровне. Должны быть разработаны такие важнейшие управленческие категории, как \"цель\", \"задачи\", \"функции\" государственной службы, решена проблема с определением предмета и объема государственной службы. Организационной проблемой является нестабильность государственных структур и необходимость формирования целостной системы государственной службы в рамках проводимой административной реформы. Пробелы и противоречия в законодательстве и недостаточная обеспеченность комплексного правового регулирования государственной службы Российской Федерации - это проблемы правотворчества. Серьезной социальной проблемой становятся сегодня вопросы взаимоотношений государственных органов с институтами гражданского общества. Прежде всего это распространение в деятельности госаппарата некоторых антисоциальных явлений - волокиты, бюрократизма, отчуждения власти от народа, сращивания отдельных чиновников с криминальными элементами, коррупции. Существует также проблема престижа и социальной привлекательности государственной службы в российском обществе.
Все эти вопросы должны быть решены в рамках проводимой административной реформы. Целью данной реформы является повышение качества, эффективности государственного управления, совершенствования системы государственной службы в Российской Федерации в интересах развития гражданского общества и укрепления государства.
Решению проблем государственной службы могут способствовать следующие мероприятия:
1. Разработка современной управленческой парадигмы (модели) и комплексной обобщенной научной теории государственной службы, построение рациональной модели государственного аппарата. В ней должно быть: философские основы, понятийный аппарат, принципы - как концептуальные идеи государственной службы, функции государственной службы, позволяющие ее рассматривать как систему деятельности, методы - как совокупность приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
2. Определение пределов правового регулирования государственной службы, систематизация и кодификация правовых источников. Возможно выделение подотрасли административного права - служебного права.
3. Разработка теоретической базы института оказания государственных услуг и закона о стандартах государственных услуг с детальной регламентацией процедуры взаимодействия государственных органов с гражданами, введения системы \"одного окна\" и системы электронного обмена информацией. Разработка процессуальных норм управленческих и организационных процедур. Это поможет решить проблемы взаимоотношений между гражданами и чиновниками, в том числе проблемы бюрократизма и коррупции, обеспечит эффективность государственной службы.
4. Разработка и совершенствование антикоррупционного законодательства.
5. Формирование целостной системы государственной службы - единого реестра, где должности и чины на гражданской службе, чины и ранги правоохранительных органов и воинская иерархия будут корреспондировать друг другу. Все виды государственной службы должны основываться на единых принципах.
6. Для повышения престижа государственной службы необходимо повышение заработной платы, введение системы пожизненного найма лиц, поступающих на государственную службу, установление разумных ограничений и изъятий из гражданского статуса личности для государственных служащих. Возможно отнесение вопросов регулирования служебных отношений государственных служащих в сферу трудового права.
Эти мероприятия должны способствовать формированию обновленной и эффективной системы государственной службы, соответствующей современному уровню развития российского общества, международным представлениям о правовом государстве.
3,000 руб.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты и нормативные документы
1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ \"О системе государственной службы Российской Федерации\"
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ \"О государственной гражданской службе РФ\". 18 с.
3. Указ Президента РФ от 6 июня 2007 г. N 722 \"Об утверждении Положения о порядке проведения экспериментов в ходе реализации федеральных программ развития федеральной государственной гражданской службы\" // Рос. газета. 2007. 9 июня. 57 с.
4. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4664. 78 с.
5. Указ Президента РФ от 12 декабря 2005 г. \"О продлении срока реализации Федеральной программы \"Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)\" на 2006 - 2007 годы\" // СЗ РФ. 2005. N 51. Ст. 5514. 57 с.
6. Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. N 910 \"О мерах по совершенствованию государственного управления\" // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3019. 58 с.
7. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 316 \"О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия\" // Российская газета. 2007. 14 марта. 59 с.
8. Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825 \"Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации\" // СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3256. 70 с.
9. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. N 259 \"Об утверждении Положения и разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006 - 2008 годы\" // СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1810. 70с.
10. Концепция реформирования системы государственной службы, утвержденная Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. N Пр-1469.
11. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р. 55с.
12. Федеральная программа \"Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)\", утвержденная Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336. Указом Президента РФ срок действия Программы был продлен до 2007 года. См.: СЗ РФ. 2005. N 51. Ст. 5514. 78с.
Учебники и учебные пособия
13. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. 26с.
14. Александров Н.Г. Трудовые правоотношения. М., 1948. 28с.
15. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997. 74с.
16. Бару М.И. Правовые и иные социальные нормы, регулирующие трудовые отношения: Конспект лекций. Харьков, 1965. 26с.
17. Буравлев Ю.М. Реформы государственного управления и государственной службы в России. М.: ИГ \"Юрист\", 2006. 65с.
18. Васильев А.В. Теория права и государства. М., 2001. 27с.
19. Ветютнев Ю.Ю. Государственно-правовые закономерности - идеологический фактор реформ: Научные труды / Российская академия юридических наук. М.: Изд. группа \"Юрист\", 2002. 60с.
20. Вопросы истории. 1989. N 12. 10с.
21. Герберштейн С. Записки о московских делах (цит. по: Новокомский П.И. Книга о московитском посольстве. СПб., 1908.
22. Государственная служба (комплексный подход). М., 1999. 15с.
23. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под общей ред. В.П. Иванова. М.: Изд-во \"Известия\", 2003. 9с.
24. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: Учебное пособие. М.: Изд-во \"Юркнига\", 2005. 65с.
25. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. М.: Изд-во \"Дело и Сервис\", 2003. 65с.
26. Демин А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира. Законодательство. М., 2008. 8с.
27. Ершов В.В. Судебная власть в правовом государстве: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1992. 36с.
28. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978. 12с.
29. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М.: Юристъ, 1998. 62с.
30. Кюстин А. Россия в 1839 году. Т. 2. М., 1996. 12с.
31. Лотман Ю.М. Люди и чины // Беседы о русской культуре. СПб., 1994. 11с.
32. Лебедев В.М. Лекции по трудовому праву России. Томск: Томский ун-т, 2001. 26с.
33. Новый завет: К римлянам. Киев, 1991. 8с.
34. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 1999. 64с.
35. Проблемы социально-экономического и политического развития России. М., 2001. 57с.
36. Проблемы социально-экономического и политического развития России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2001. 59с.
37. Реформа государственной службы Российской Федерации (2000 - 2003 годы) / Рук. авт. коллектива А.Г. Барабашев / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 55с.
38. Реформы и право: Сб. ст. / Л.Е. Бандорин, М.А. Баратова, С.В. Васильева и др.; Отв. ред. Ю.А. Тихомиров / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 55с.
39. Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой. М.: Издательство \"Весь Мир\", 2003. 56с.
40. Российское самодержавие в конце XIX в. М., 1970.
41. Россия: Энциклопедический словарь. Л., 1991. 16с.
42. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994. 9с.
43. Трудовые отношения. Международное бюро труда. Женева, 2005.
44. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973.
45. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебно-практическое пособие. М., 1998. 32с.
46. Черепанова В.В., Иванов В.П. Основы государственной службы и кадровой политики. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. 36с.
47. Шепелев Л.Е. Отмененные историей. Чины, звания и титулы в Российской империи. Л., 1977. 75с.
48. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Статьи и периодические издания
49. Бару М.И. О субсидиарном применении норм гражданского права к трудовым правоотношениям // Советская юстиция. 1963. N 14.
50. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2003. N 7.
51. Буцкова А.Н. Особенности возникновения и прекращения трудовых правоотношений с научно-педагогическими и руководящими работниками вузов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 33с.
52. Волкова М. Чиновника ставят в рамки. Интервью с первым заместителем руководителя администрации Президента Д. Медведевым - о реформе госслужбы // Российская газета. 2003. 6 мая. 55с.
53. Выступление Президента РФ на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 г. // Рос. газета. 2008. 9 февр.
54. Горшкова Д. До выборов чиновник может спать спокойно. Интервью с экспертами: Г. Сатаровым, президентом общественного фонда \"Индем\"; С. Марковым, директором Института политических исследований; В. Хомяковым, директором Агентства прикладной и региональной политики; И. Буниным, генеральным директором фонда \"Центр политических технологий\" - о сроках окончания и шансах на успех административной реформы // Российская газета. 2003. 30 июля. 60с.
55. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2002. N 12.
56. Дубик С. Государственная служба Российской Федерации: основные направления реформирования и развития // Государственная служба. 2005. N 2. 60с.
57. Дульман П. Хороший чиновник, которого нет // Российская газета. 2005. 2 ноября.
58. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. N 5. 55с.
59. Калинин И. Допустимо ли субсидиарное применение норм административного права к трудовым отношениям? // Российская юстиция. 1998. N 5. 26с.
60. Кахиани К., Слободянюк Д. Back in USSR // ПЖ. 2005. N 40. 61с.
61. Кемулария Э.Ш. Проблемы применения уголовно-процессуального закона по аналогии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983. 36с.
62. Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. N 2. 75с.
63. Краснов М. Такая административная реформа ничего не даст // Политический журнал. 2005. N 12. 59с.
64. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы (История и современность) // Государство и право. 2002. N 9.
65. Ломакина В.Ф. Административная реформа: проблемы развития и совершенствования // Государство и право. 2006. N 8.
66. Лоскутов В.А. Возможна ли в России реформа государственной службы? // Чиновник. 2004. N 1. 55с.
67. Лучин В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1993. 75с.
68. Миронов С. Власть должна быть эффективной и ответственной // Государственная служба. 2005. N 2. 60с.
69. Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2006. N 1. 66с.
70. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 9.
71. Панков И., Сабов А. Какие чиновники нам нужны. Интервью с президентом-ректором РАГС В.К. Егоровым // Российская газета. 2002. 2 ноября. 68с.
72. Поленина С.В. Субсидиарное применение норм гражданского законодательства к отношениям смежных отраслей // Советское государство и право. 1967. N 4. 26с.
73. Поленина С.В. Комплексные правовые институты и становление новых отраслей права // Правоведение. 1975. N 3. 27с.
74. Полтерович В. Почему не идут реформы. Необходим государственный стандарт на их проектирование // Политический журнал. 2005. N 13. 59с.
75. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Рос. газета. 2005. 26 апреля.
76. Правительственный вестник. 1989. N 6. 16с.
77. Проскурякова Ю. Новый этап старой реформы. Правительство готовится рассмотреть самую дорогую федеральную целевую программу // Российская газета. 2004. 7 декабря. 60с.
78. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2002 г. // Рос. газета. 2002. 19 апреля.
79. Ряды администраторов крепнут // Российская газета. 2003. 5 авг. 58с.
80. Садиков О.Н. Нетипичные институты в советском гражданском праве // Советское государство и право. 1997. N 2. 27с.
81. Семенова И. Карьера чиновника (статья о намерениях Правительства реформировать госслужбу) // Российская газета. 2002. 12 сентября. 55с.
82. Сергеев А.В. \"Основание дисциплинарной ответственности\" // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2005. N 4. 76с.
83. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. N 9.
84. Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. N 10. 35с.
85. Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. N 5.
86. Федотова И. От 15 до 30 миллиардов. Столько стоит одна социальная реформа, уверяет Е. Ясин // Российская газета. 2005. 15 апреля.
87. Федоренко К.Г. Правовой нигилизм: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. 62с.
88. Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: теория и практика: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005.
89. Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4. 25с.
90. Штанное расписание на завтра. Каким станет российское чиновничество после реформы госслужбы. Интервью с экспертами // Российская газета. 2002. 26 ноября. 55с.
91. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. N 7. 75с.
3,000 руб.