В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Исполнительная власть в субъектах РФ организуется и функционирует на общих для всех ветвей и уровней государственной власти конституционных основах единства системы государственной власти, разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельности органов местного самоуправления. Они находят свое продолжение в конституциях и уставах субъектов, однако не все субъекты смогли предложить адекватное их отражение.
Актуальность выбранной темы обусловливается повышенным вниманием современного административного права на функционирование и реализацию исполнительной власти регионального уровня.
Итак, целью настоящей работы является изучение правовых основ регулирования и осуществления административных полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Определить системы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и изучить правовые основы ее организации и функционирования.
2. Исследовать структуру исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определить правовые основы ее построения.
1,200 руб.
Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет тот набор нормативных правовых актов, которые будут регулировать организацию и функционирование его системы исполнительной власти, зачастую комбинируя содержание названных выше актов; при этом в таком регулировании в обязательном порядке участвуют конституция или устав, а также законы и подзаконные акты, принятие которых прямо предусмотрено федеральным законодательством. Например, подобные предписания содержатся в подпункте \"м\" п. 2 ст. 5, п. 4 ст. 17, п. 3 ст. 20 Федерального закона \"Об общих принципах...\", хотя и не все субъекты стараются своевременно приводить свои правовые акты в соответствие с ним.
Можно выделить два основных подхода к определению понятия системы органов исполнительной власти субъектов Федерации. Первый состоит в том, чтобы при помощи схемы управления упорядочить деятельность только региональных органов исполнительной власти, в том числе путем закрепления их понятия, видов, структуры (перечня), состава государственных должностей субъекта РФ, уровней и характера соподчиненности, т.е. фактически урегулировать системные отношения исполнительной власти субъекта Федерации. Второй подход не замыкает понятие схемы управления только на системе исполнительных органов, включая в качестве таких субъектов законодательный (представительный) орган, отдельные федеральные органы государственной власти, действующие на территории субъекта, а также перечисляя основные объекты управленческого воздействия со стороны исполнительных органов - подведомственные им учреждения и предприятия. Некоторые из субъектов Федерации, избравшие первый вариант, после исключения из ст. 5 ФЗ \"Об общих принципах...\" категории \"схема управления\" поспешили изменить или признать утратившими силу свои законы о схеме управления, передав их функции законам о системе или о структуре исполнительных органов. На наш взгляд, регулятивное значение законов о схеме управления субъектом крайне слабое, поскольку в основном они носят информационно-констатирующий характер, во многом дублируя положения других законодательных актов республик и областей. Тем более, если закон состоит только из графической схемы, то он не в состоянии выполнять ни дефинитивную функцию, ни компетенционное регулирование, не позволяет уяснить те средства и формы управленческого воздействия, с помощью которых и осуществляется собственно управление субъектом. Очевидно, более предпочтительным выглядит все же принятие отдельных законов о системе органов государственной власти и системе исполнительных органов государственной власти. Именно они, а не закон о схеме управления должны быть признаны первичными нормативными правовыми актами, определяющими основные системные характеристики государственной власти в субъекте Федерации.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ \"О Правительстве Российской Федерации\" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г.).
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации\" (с изм. и доп. от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 12, 18, 25, 27 июля 2006 г.).
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ \"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации\" (с изм. и доп. от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля 2006 г.)
5. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ \"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации\" (с изм. и доп. от 11, 29 декабря 2004 г.)
6. Устав города Москвы.
7. Устав Московской области.
8. Устав Ленинградской области.
9. Закон Орловской области \"О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области\" от 10 декабря 2001 г.
10. Закон Псковской области \"О системе органов исполнительной власти Псковской области\" от 19 февраля 2002 г.
11. Закон Республики Башкортостан \"О республиканских органах исполнительной власти\" от 13 марта 2003 г.
12. Закон Республики Коми \"Об органах исполнительной власти Республики Коми\" от 9 января 2002 г.
13. Закон Свердловской области \"Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области\".
14. Закон Республики Карелия \"О структуре органов исполнительной власти Республики Карелия\" от 27 июня 2002 г.
15. Закон Корякского автономного округа \"О структуре администрации Корякского автономного округа\" от 4 мая 2001 г.
16. Закон Камчатской области \"О структуре администрации Камчатской области\" от 20 февраля 2001 г.
17. Закон Астраханской области \"О структуре администрации Астраханской области\" от 29 января 2001 г.
18. Закон Томской области \"О структуре исполнительных органов государственной власти Томской области\" от 3 ноября 2003 г.
19. Закон Пензенской области \"О структуре исполнительных органов государственной власти Пензенской области\" от 22 декабря 2003 г.
20. Закон Воронежской области \"О структуре администрации Воронежской области\" от 10 февраля 2004 г.
21. Закон Архангельской области \"О структуре исполнительных органов государственной власти Архангельской области\" от 30 июня 2004 г.
22. Закон Иркутской области \"О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области\" от 7 июля 2004 г.
23. Закон Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2003 г. \"О структуре Правительства Республики Саха (Якутия)\".
24. Закон Алтайского края «О структуре Правительства Алтайского края» от 19 февраля 2002 г.
25. Закон города Москвы «О Правительстве Москвы».
26. Указ губернатора Свердловской области \"О системе исполнительной власти Свердловской области\" от 23 ноября 2003 г.
27. Указ президента Кабардино-Балкарской Республики \"О перечне исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики\" от 9 февраля 2004 г.
28. Указ президента Удмуртской Республики \"О перечне исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики\" от 7 апреля 2004 г.
29. Постановление губернатора Саратовской области \"О структуре органов исполнительной власти Саратовской области\" от 7 июня 2003 г.
30. Указ Президента Республики Татарстан от 16 июля 2001 г. \"О мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан\".
31. Постановление правительства Москвы \"О структуре органов исполнительной власти города Москвы\" от 21 января 2003 г.
32. Распоряжение администрации Санкт-Петербурга \"О структуре, нормативной и предельной численности отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга\" от 30 декабря 2002 г.
33. Постановление главы администрации (губернатора) Читинской области \"О перечне исполнительных органов государственной власти Читинской области\" от 25 мая 2004 г.
34. Постановление губернатора Мурманской области \"О перечне исполнительных органов государственной власти Мурманской области\" от 12 апреля 2004 г.
35. Постановление губернатора Иркутской области \"О перечне исполнительных органов государственной власти Иркутской области\" от 11 мая 2004 г.
36. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П \"По делу о толковании статей 71 (пункт \"г\"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации\".
37. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П \"По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области.
38. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 91-О.
39. Определение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2002 г. N 11-Г02-22.
40. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 17 июля 2003 г. N 10-П.
41. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития/Отв. ред. И.Л. Бачило. М.: Юристъ, 1998.
1,200 руб.