Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами.
Меры по повышению эффективности государственных расходов актуальны практически во всех странах, не зависимо от того, исполняется ли их государственный бюджет с дефицитом или профицитом.
Процесс реформирования бюджетной системы в Российской Федерации, проходящий в настоящее время, порождает интерес к методам бюджетирования, используемым в других странах. Среди этих методов особое место занимает программно-целевое бюджетирование.
На необходимость оптимального расходования средств в условиях предельной ограниченности ресурсов указывалось в бюджетном послании Президента РФ на 2000 г. О том, что эта задача не утратила своей актуальности, свидетельствуют бюджетные послания Президента на 2001 и на 2002 и последующие годы, хотя страна в этот период имела уже бездефицитный бюджет. В 2000 г. Министерством финансов РФ была подготовлена Концепция бюджетной политики в области расходов, а в мае 2004 года Правительством РФ был принят основной на данный момент нормативно-правовой акт, связанный с осуществлением перехода к новой системе целеполагания и среднесрочного планирования: Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Целью настоящей работы является изучение системы performance planning & performance budgeting, в частности международный опыт внедрения, а также реализации проекта в России.
Для достижения указанной цели перед работой ставятся следующие задачи:
1. Определить сущность системы performance planning & performance budgeting, ее преимущества.
2. Изучить зарубежный опыт применения системы, а также реформирование бюджетного процесса в России.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Система performance planning & performance budgeting 5
Глава 2. Performance planning and performance budgeting. В Канаде, США и России 12
Заключение 24
Список использованных источников 26
1,200 руб.
Программно-целевое управление государственными расходами и соответствующее ему бюджетирование, принятое в ряде развитых стран, способно повысить эффективность государственных расходов за счет концентрации ресурсов на действительно важных для общества направлениях. Позитивный потенциал программно-целевого бюджетирования определяется не только тесной связью расходов государства с достижением конкретных результатов, но и активным участием в определении желаемых результатов и способов их достижения законодательных и представительных органов власти, а также активных слоев общества.
Многие эксперты отмечают схожесть и, в какой-то мере, преемственность современного планирования методу Госплана времен СССР, однако, для реализации схожих социальных и экономических программ используются совершенно иные новые экономические инструменты, в том числе тарифная и налоговая политики. Действительно, основной задачей в настоящее время признается: «формирование и реализация долгосрочной экономической политики, обеспечивающей развитие такой модели российской экономики, которая обладала бы достаточным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение уровня жизни народа».
При рассмотрении опыта зарубежных стран мы можем наблюдать, что ни одна страна не заимствует напрямую систему и не насаждает чужеродную практику, а постепенно адаптирует опыт.
Переход к программно-целевому бюджетированию, как свидетельствует мировой опыт – сложный и достаточно длительный процесс. Длительность перехода связана с необходимостью решения целого ряда организационных, технических и психологических задач. Поэтому осуществлять этот переход целесообразно поэтапно, вначале на базе отдельных пилотных министерств, постепенно распространяя позитивный опыт на другие министерства, ведомства и организации.
1,200 руб.
Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (с изменениями от 23 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 2004 г. N 22 ст. 2180.
2. Белянова Е. БОР: инструмент для повышения эффективности работы госорганов. Бюджетирование, ориентированное на результаты: не цель, а средство. // Бюджет, № 11, 2005.
3. Бычков С.С. Администрирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации // Право и экономика, № 1, январь 2006.
4. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России // Отчет подготовлен Центром фискальной политики при поддержке Агентства Международного развития США Контракт OUT-PER-I-00-99-00003-00. – М.: 2002.
5. Граник И. Мы должны уметь мерить результат // Коммерсант, № 26, 2004.
6. Журавлев С. Деньги дадут тому, кто умеет их тратить // Российская бизнес-газета, 13 июля 2004.
7. Отраслевые, секторальные и региональные особенности реформы бюджетных учреждений в России. – М.: ИЭПП, 2005.
8. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития – М.: Новая Правовая культура, 2004.
9. Department of the Army. 80-81. Цит. по: GAO/AIMD-97-46 Performance Budgeting/.Р.7-8.
10. Frederick C. Mosher, Program Budgeting: Theory and Practice with Particular Reference to the U.S.
11. Garry B. Brumback; Thomas S. McFee. From MBO to MBR. Public Administration Review, Vol.42; # 4(July-Aug., 1982).
12. Guide to the Preparation of the 2004-2005 Report on Plans and Priorities.
13. Robinson M., Brumby J. Does Performance Budgeting Work? // Inte
ational Moneyary Fund, November 2005.
1,200 руб.