Введение
В жизни человека очень часто случаются события, не зависящие от него, не подлежащие контролю. Будь это стихийное бедствие, чрезвычайное происшествие, пожар, неожиданно обнаружившееся заболевание или внезапная смерть. Именно для этого у общества и каждого гражданина в отдельности должны быть ресурсы для немедленного восстановления понесенных потерь, повреждений, а также нормального течения жизненных процессов. Достаточно большая группа людей постоянно находится в зоне повышенного риска. Это и пожарные, и работники охранных служб, и спасатели, и инкассаторы, и представители целого ряда других профессий. При приеме на работу на названные должности или при поступлении на службу соответствующие министерства, ведомства и иные организации принимают на себя обязательства по страхованию жизни и здоровья указанных лиц на случай смерти или стойкой утраты трудоспособности. Некоторые граждане перед приближением старости и пенсии хотят обеспечить себе материальную поддержку. Для этого граждане прибегают к помощи специализированных организаций. Подобные организации принимают от граждан определенные взносы, а взамен гарантируют денежные выплаты при наступлении определенных событий. На практике выплаты специализированных организаций значительно превышают взносы граждан.
Во всех перечисленных выше случаях речь идет о страховании. А специализированные организации - это страховщики. Между гражданами и страховыми организациями заключаются договоры страхования, на основании которых и осуществляются выплаты и взносы.
В Российской Федерации страхование регулируется нормами гражданского права, а в частности Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), федеральными законами, указами, инструкциями и приказами.
По общему правилу нормы страхования, содержащиеся в подзаконных актах, не должны противоречить нормам ГК РФ. Одним из исключений являются нормы о специальных видах страхования, которые могут не соответствовать нормам ГК РФ.
Важно отметить, что законодательство о страховании может быть только федеральным. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе принимать только те нормативные акты, которые содержат организационные нормы, связанные со страхованием.
Как справедливо отмечает В.К. Райхер, раскрывая особое значение страхования для общества, существует два способа борьбы со стихийными бедствиями. Один из них направлен на то, чтобы предупреждать стихийные бедствия, не допускать самого возникновения их ; автор относит это к превентивным (предупредительным) мероприятиям. Но когда стихийное бедствие уже произошло, необходимо иметь средства для возможности скорейшей ликвидации, уменьшения его вредности. Данная борьба является репрессивной. Но помимо средств борьбы со стихийными бедствиями, необходимо восстановление причиненных этим бедствием потерь, для чего должны иметься в наличии соответствующие ресурсы.
1,200 руб.
Cодержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Понятие страхования…………………………………………………………...5
2 Правовое регулирование страхования………………………………………..14
3 Виды и формы страхования…………………………………………………...19
3.1 Обязательное государственное страхование………………………………22
3.2 Добровольное страхование………………………………………………….25
3.3 Комбинированное страхование……………………………………………..25
3.4 Сострахование, двойное страхование и перестрахование………………...26
3.5 Взаимное страхование……………………………………………………….28
3.6 Специальные виды страхования……………………………………………34
3.7 Формы страхования………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...38
1,200 руб.
Заключение
Существовавшая в советский период государственная монополия на страховую деятельность оказала негативное влияние на развитие имеющейся нормативно-правовой базы страхования. Правовое регулирование страхования развивается в значительной степени хаотично, под влиянием разнонаправленных, нескоординированных действий. Отдельные нормы входят в противоречие, порождают неоднозначное толкование и спорные ситуации. В качестве примеров можно выделить продолжающиеся споры о количестве отраслей страхования, отсутствие специальных законодательных актов по перестрахованию и взаимному страхованию, введение законов о тех или иных видах обязательного страхования без описания механизмов их применения и поэтому работающих неэффективно и т.п. Это обстоятельство необходимо постоянно учитывать при применении отдельных норм страхового законодательства. Современный этап развития страхового рынка требует четкого правового регулирования, отдельные действующие законы не в полной мере соответствуют реалиям, а в ряде случаев входят в противоречие со сложившейся экономической ситуацией и друг с другом.
Все нормативные акты в сфере страхования образуют единую систему и объединяются в понятие страхового законодательства. Основу законодательства о страховании, конечно же, образуют акты гражданского законодательства. Именно в них закреплены общие положения страхования, которым должны подчиняться любые правила о страховании, в какой бы сфере они ни применялись.
Страховое законодательство представляет собой неоднородный нормативный комплекс, состоящий из актов различной юридической природы. Вертикальную структуру системы его источников можно анализировать в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, однако данный критерий классификации рассматривается многими учеными при характеристике источников страхового законодательства.
Представляется возможным предложить рассматривать источники страхового законодательства в зависимости от их содержания, а критерий юридической силы использовать для их наиболее полного раскрытия. В зависимости от содержания акты страхового законодательства делятся на общие и специальные. Общие нормативные акты регулируют прежде всего иные, не страховые, правоотношения. Нормативные акты, подлежащие применению только в сфере страхования, являются специальными нормативными актами. По юридической силе (уровню нормативного регулирования) нормативные акты в области страхования, как общие, так и специальные, можно разделить на первый уровень - конституционный; второй уровень - законодательный; третий уровень - подзаконный. В особый уровень следует выделять международные акты, двусторонние международные договоры РФ с иностранными государствами. Использование норм общих источников в решении вопросов правового регулирования страхования, как правило, носит косвенный характер. Нормы международного права выполняют две основные функции: во-первых, нормы международных соглашений закрепляют принципиальные подходы к формированию валютной политики государства, во-вторых, они могут непосредственно воздействовать на них. Основные вопросы правового регулирования в сфере страхования находят свое отражение в специальных актах законодательного уровня.
Несмотря на достаточно большое количество источников, страховое законодательство остается качественно недоработанным и содержит множество нерешенных правовых коллизий, что подчас делает объективно невозможным осуществление полноценного регулирования.
1,200 руб.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
3. Акимочкин Д.В. Реферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2007.
4. Бартош В.М. Взаимное страхование по российскому праву: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
5. Бичикашвили П.Г. Общества взаимного страхования // Страховое право. 2001. N 1.
6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право // СПС \"КонсультантПлюс\".
7. Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ \"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний\" (постатейный).
8. Гражданское право. Ч. 2 / Под ред. В.П. Мозолина. М., 2004.
9. Гришин Г. Общества взаимного страхования // Страховое дело. 2000. N 1.
10. Дадьков В.Н. Взаимное страхование в России: прошлое и настоящее // Страховое право. 2001. N 2.
11. Дадьков В.Н. Взаимное страхование в условиях страхового рынка РФ: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2002.
12. Дуванов Г. Создание и деятельность в России обществ взаимного страхования // Страховое ревю. 2000. N 6.
13. Ибадова Л.Т. Организационно-правовые формы обществ взаимного страхования // Законы России. 2008. N 2.
14. Ивашкин Е.И. Взаимное страхование: Учебное пособие. М.: Изд-во Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, 2000.
15. Кавелин К.Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам в применении к русскому законодательству. Опыт систематического обозрения. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1879. С. 201.
16. Клоченко Л.Н. Правовое положение обществ взаимного страхования по законодательству РФ // Страховое право. 2001. N 1.
17. Мирошник Л.С, Олейник И.С. Страховое дело: Учебное пособие. М., 2000.
18. Ноткин О.А. Страхование имущества по русскому законодательству / Под ред. А.Я. Антонович. Киев: Тип. А. Давиденко, 1888.
19. Пылов К.И. Стенограмма заседания круглого стола: Вопросы кооперативного и взаимного страхования. 2006 // www.Navs.ru.
20. Райхер В.К. Государственное страхование в СССР. М.: Госфиниздат, 1938. С. 5 - 6.
21. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.: АН СССР, 1947.
22. Райхер В.К. Страховой фонд // Труды Ленинградского финансово-экономического ин-та. Вып. II. М.; Л., 1941.
23. Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М.: Статут, 1999.
24. Степанов И.И. Опыт теории страхового договора. Казань, 1878.
25. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. II: Товар. Торговые сделки. М.: Статут, 2003.
26. Шиминова М.Я. Основы страхового права России. М.: Анкил, 1993.
27. Щербак Н.В. Общества взаимного страхования // Законодательство. 2001. N 9.
1,200 руб.