Конституция Российской Федерации наряду с другими правами и свободами человека и гражданина в ст. 33 установила, что \"граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления\". Практически во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации данная конституционная норма в том или ином виде продублирована.
Президент Российской Федерации в своих Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно отмечал, что следует сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных и судебных механизмов. Однако если реализация права на обращение за защитой в суд урегулирована соответствующим отраслевым процессуальным законодательством, то вопрос с так называемой административной жалобой, обращениями и заявлениями граждан и организаций до настоящего времени не решен. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года также подчеркивается, что \"сама власть... обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам - это значит не уважать себя, своих сограждан, это значит не понимать прошлого и не видеть будущего\"
Поток обращений граждан в различные инстанции отражает, с одной стороны, их социальную активность, доверие к политическим институтам государства, а с другой - определенные негативные явления, несовершенство организации рассмотрения обращений, пробелы в действующем законодательстве. Необходимо учитывать, что обращения граждан являются и существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.
Таким образом, обращения граждан - это немаловажный институт гражданского общества, отражающий своеобразный диалог между гражданином и государством. Вместе с тем право на обращение выступает и одним из действенных способов устранения возможных нарушений законности, средством предотвращения правонарушений.
Впервые в Основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г., что явилось важным шагом в развитии данного института.
Особую актуальность отношения, связанные с реализацией права граждан на обращение, приобретают в условиях изменения форм собственности, появления неизвестных ранее законодательству субъектов хозяйственной деятельности. Именно сейчас граждане страны нуждаются во всемерном совершенствовании процедурных механизмов защиты своих прав и охраняемых законом интересов, выработке новой системы взаимоотношений с представителями различных ветвей власти посредством демократически установленного процессуального порядка обращения к публичной власти.
В данной работе рассмотрим типовой порядок работы с обращениями граждан, на основе которого создаются инструкции в различных учреждениях и органах государственной власти.
750 руб.
Введение
1. Порядок рассмотрения граждан и ведение
делопроизводства по ним
1.1 Рассмотрение обращений граждан
1.2 Контроль за работой с обращениями граждан
1.3 Прием граждан
1.4 Организация делопроизводства
1.5 Анализ работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан
Заключение
Список использованных источников
750 руб.
Рассмотрение данной проблемы показывает, что обращения граждан составляют важный способ их связей с государственным аппаратом, органами местного самоуправления и общественными организациями. Объем и характер этих связей определяется конституционным закреплением широких демократических прав, в том числе права на участие в управлении делами государства, свобод, а также установлением гарантий их реализации.
На примере рассмотрения данного производства можно отметить редкие позитивные тенденции развития административно-процессуального законодательства в субъектах Российской Федерации, несмотря на отсутствие адекватного федерального законодательного регулирования подобных правоотношений.
Для преодоления негативных тенденций и повышения эффективности защиты прав граждан, нарушаемых действиями или бездействием органов исполнительной власти, Министерство юстиции Российской Федерации обращалось в Правительство с предложением о наделении одного из федеральных органов исполнительной власти полномочиями по разрешению споров и органами исполнительной власти. Следует отметить, что большая часть федеральных органов исполнительной власти, а также судебные органы данную позицию не поддержали. Так, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации было отмечено, что в рассматриваемых предложениях помимо вопроса по совершенствованию судебной системы содержится инициатива наделить Министерство юстиции Российской Федерации полномочиями по рассмотрению жалоб граждан на действия органов государственной власти и должностных лиц. Представляется, что указанная инициатива не соответствует основным положениям проводимой в стране административной реформы, направленной на сокращение избыточных функций органов власти. В связи с этим наделение его дополнительными полномочиями является нецелесообразным.
На данном этапе представляется желательным использовать иные способы борьбы с бюрократизмом при рассмотрении жалоб граждан, а именно:
1) совершенствование нормативной базы на федеральном уровне по рассмотрению жалоб и обращений граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и учетом позитивного содержания уже сформировавшегося законодательства субъектов Российской Федерации. Наиболее приемлемым будет являться разработка рамочного Федерального закона \"Об обращениях граждан\", в котором будут содержаться основные понятия, используемые в данном виде производства, и устанавливаться минимальные процедурные требования к порядку рассмотрения обращений граждан и организаций;
2) обеспечение неотвратимости наказания должностного лица, не выполнившего своих обязанностей по рассмотрению соответствующей жалобы (обращения) гражданина;
3) совершенствование кадровой политики по укреплению всей системы управленческого аппарата страны в рамках проводимой реформы государственной службы Российской Федерации.
В заключение хотелось бы отметить, что решение проблемы реализации права граждан на обращение должно иметь комплексный характер. Возможно, необходима разработка федеральной программы реализации обозначенного права при участии всех органов государственной власти. В ее рамках, имеющих четкие задачи и цели, и проекта рамочного Федерального закона \"Об обращениях граждан\" возможна подготовка ряда тематических федеральных законов с учетом анализа уже внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов по совершенствованию механизма разрешения споров между государством и гражданином.
750 руб.
1. Минашкин А.В. Концепция развития административно-процессуального законодательства // Концепции развития российского законодательства: Сб. / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004.
2. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997. С. 5.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 25 апреля 2005 г.
4. Приказ Роскультуры от 27.02.2006 N 49 «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»
5.\"Право граждан и организаций на обращение\"(С.В. Васильева) (\"Законодательство и экономика\", 2005, N 5)
6. \"Нормативно-правовое регулирование реализации гражданами конституционного права на обращения\"(О.Н. Булаков)
(\"Адвокат\", N 2, 2000)
7.\"Право граждан на обращения: состояние и перспективы правового регулирования\"(А.В. Минашкин)(\"Юрист\", 2005, N 7)
оформления документов).
750 руб.