Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования любой организации. Человек не машина, его нельзя «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и мето-дов управления. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей . Об этом пойдет речь в данной работе.
Цель данной работы – рассмотреть феномен мотивации в менеджменте. С учетом специфики заданной темы структура работы позволяет последовательно рассмотреть основные понятия о мотивации (часть 1), содержательные (часть 2) и процессуальные теории мотивации (часть 3).
Феномен мотивации в настоящее время достаточно хорошо освещен в со-временной литературе по менеджменту и широко дискутируется в прессе. При подготовке данной работы в основном использованы материалы из специали-зированных научных изданий.
750 руб.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Основные понятия о мотивации:
1.1. Понятие мотива, мотивации, потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Классификация потребностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3. Трактовка феномена потребностей З. Фрейдом . . . . . . . . . . . . . . 6
1.4. Метод кнута и пряника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.5. Концепция положительного подкрепления Б.Ф. Скиннера . . . . . 8
2. Содержательные теории мотивации:
2.1. Теория иерархии потребностей Маслоу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда . . . . . . . . . 13
2.3. Теория двух факторов Герцберга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.4. Обобщенный взгляд на содержательные теории мотивации . . . . 17
3. Процессуальные теории мотивации:
3.1. Теория ожиданий В. Врума . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.2. Теория справедливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.3. Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
750 руб.
1. Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объ-ясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
2. Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказываю-щие влияние на мотивацию:
• концепция Маслоу включает пять групп потребностей и показывает связь отдельных средств мотивирования с пирамидой потребностей;
• в соответствии с концепцией МакКлелланда потребности оказывают за-метное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать уси-лия и осуществлять определенные действия;
• Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства не-удовлетворенности менеджер должен обращать первостепенное внимание и устранять те факторы, которые вызывают неудовлетворенность.
3. В процессуальных теориях мотивации анализируется, как человек рас-пределяет свои усилия для достижения целей, и как он выбирает свою линию поведения:
• в теории ожидания В. Врума подчеркивается необходимость повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет сотруднику реально удовлетворить свою потребность;
• основная идея теории справедливости состоит в том, что в процессе ра-боты человек сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. На основе этого сравнения человек модифицирует свое поведение;
• теория Портера - Лоулера построена на сочетании элементов теории ожи-даний и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения меж-ду вознаграждением и достигнутыми результатами.
750 руб.
1. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. Нижний Новгород: НИМБ, 2003.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006.
4. Нирмайер Р. Мотивация. М.: Омега-Л, 2006.
5. Шаховой В.А. Мотивация трудовой деятельности. М.: Альфа-Пресс, 2006.
750 руб.