Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что построение демократического правового государства, развитие рыночной экономики, повышение эффективности права и его применения, а также многие другие отличительные факторы сегодняшней России выдвигают на первый план решение такой важной задачи как формирование единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина. Роль, которую играют органы социальной защиты населения в процессе демократизации общества, трудно переоценить. Проблемы их функционирования оказываются связанными с перспективами развития российского общества. Формирование и функционирование органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации напрямую соотносится с задачей выработки оптимальной модели организации их деятельности посредством внедрения информационных технологий управления. Проблема организации межведомственного взаимодействия и информационного обеспечения деятельности законодательных органов является в настоящее время наиболее острой. В современных условиях работникам органов социальной защиты населения приходится решать проблему эффективного построения работы сложных и взаимосвязанных систем источников информации, расположенных на электронных и бумажных носителях, чтобы удовлетворять непрерывно возрастающие информационные потребности обслуживания населения. В связи с этим важной является задача выработки системного теоретического подхода к изучению проблемы информационного обеспечения деятельности органов социальной защиты населения и того влияния, которое оно оказывает на организацию и качество работы этого органа в целом. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что практически отсутствуют подобные комплексные теоретико-прикладные работы, посвященные информационно-аналитическому обеспечению управленческой деятельности законодательных органов власти и нет работ, посвященных совершенствованию информационного обеспечения деятельности законодательных органов власти. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Информационные технологии в системах управления (на примере Управления социальной защиты населения района Рязанский города Москвы ЮВАО)».
Объект исследования – Управление социальной защиты населения района Рязанский города Москвы ЮВАО
Предмет исследования – система информационного обеспечения деятельности Управления социальной защиты населения района Рязанский города Москвы ЮВАО
Цель исследования – проанализировать информационное обеспечение деятельности Управления социальной защиты населения района Рязанский города Москвы ЮВАО и разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить отечественный и зарубежный опыт использования информационных технологий в управлении.
2.Охарактеризовать современные информационные технологии в управлении современных государственных учреждений.
3.Провести оценку эффективности использования информационных технологий в системе управления УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы.
4. Разработать рекомендации по внедрению и использованию передовых IT-технологий в УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы и оценить их социально-экономической эффективности.
Теоретико-методологическая основа исследования включает федеральные законы, нормативно-правовые акты, материалы научно-практических конференций по проблемам информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов социальной защиты населения. В теоретическом плане становление информационной аналитики как отрасли знания исследовано в трудах Н. А. Слядневой, В. Д. Попова, Ю. В. Курносова, П. Ю. Конотопова, А. Н. Данчул, Ю. Г. Федулова, а также в материалах научно-практических конференций по проблемам информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности.
Отдельные аспекты информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов социальной защиты рассмотрены в трудах Г. В. Атаманчука, Л. А. Василенко, Т. С. Иларионовой, И. Н. Барцица (информационно-аналитическое обеспечение государственной службы); Л. А. Василенко, К.А.Магомедова, В.П. Мельникова и др. Важнейшей особенностью информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности является его междисциплинарный характер, так как сам этот феномен находится на «стыке» целого ряда научных дисциплин. К их числу можно отнести социологию, политологию, информациологию, управленческую науку и другие отрасли науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе была проанализирована система информационного обеспечения деятельности Управления социальной защиты населения района Рязанский города Москвы ЮВАО и предложены основные мероприятия по ее эффективному развитию.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………...3
1.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ
1.1.Характеристика основных видов информационных технологий………….6
1.2.Анализ отечественного и зарубежного опыта использования информационных технологий в управлении……………………………………9
1.3.Обзор современных информационных технологий в управлении современных государственных учреждений…………………………………..22
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА РЯЗАНСКИЙ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА)
2.1. Краткая характеристика управления социальной защиты населения Рязанского района юго-восточного округа г. Москвы………………………..32
2.2.Оценка эффективности использования информационных технологий в системе управления управления социальной защиты населения Рязанского района юго-восточного округа г. Москвы……………………………………..54
2.3. Разработка рекомендаций по внедрению и использованию передовых IT-технологий в управления социальной защиты населения Рязанского района юго-восточного округа г. Москвы и оценка их социально-экономической эффективности…………………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..76
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….80
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования в УСЗН Рязанского района, можно сделать ряд выводов:
В настоящее время информационно-управляющие системы бизнес -структур и государственных органов являются одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений информатизации.
Подобные системы ориентируются, прежде всего, на решение задач реагирования, прогнозирования и предупреждения кризисных и других нештатных ситуаций. Однако на практике сфера применения таких систем гораздо шире и позволяет рассматривать их в качестве центров стратегического и оперативного управления для высших должностных лиц.
В последнее время проявляется тенденция создания информационно-управленческих систем, обеспечивающих процессы подготовки и принятия сложных решений. Эти системы функционируют как центры: мониторинга и принятия стратегических решений с отслеживанием в реальном масштабе времени большого количества показателей и параметров экономических, политических, социальных и других сложных объектов, что позволяет значительно упростить не только анализ состояния объектов управления, но и снизить риски проведения сложных социально-экономических и общественно-политических мероприятий; мониторинга и управления социально экономическим развитием муниципальных образований или регионов с единой системой сбора и хранения информации обо всех их важнейших инфраструктурных элементах, возможностями проведения комплексного анализа и планирования изменений их инфраструктуры, а также всестороннего повседневного контроля за критическими ситуациями; виртуальной реальности, служащие для воссоздания разрабатываемых и еще не существующих в реальности объектов, что позволяет выявлять потенциальные проблемы на самых ранних стадиях проектирования и предлагать альтернативные решения в сфере государственного управления.
Глобальный рынок информационных технологий развивается быстрыми темпами.
Формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры имеет принципиальное значение для обеспечения и эффективной реализации приоритетных национальных проектов, направленных на переход страны к инновационной стратегии развития. Вопросы модернизации социальной сферы, повышения качества здравоохранения и образования, технологической оснащенности ЖКХ и агропромышленного комплекса существенным образом связаны с развитием сферы ИКТ.
Эффективная работа органов государственного управления и профессионального сообщества в сфере ИКТ по реализации национальных приоритетов требует разработки и проведения целеустремленной политики информационно-коммуникационного развития Российской Федерации.
В качестве объекта для практического исследования было выбрано УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы, которое является органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также иных нетрудоспособных граждан, нуждающихся в социальной поддержке, проживающих на территории Рязанского района и пос. Некрасовка Юго-восточного административного округа г. Москвы. УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы создано на основании приказа №217 от 15.09.1994г. УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы осуществляет свою деятельность под руководством Управления социальной защиты населения Юго-Восточного округа и Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Информационно-аналитическое обслуживание основных операций в УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы осуществляет отдел ИКТ.
Отдел ИКТ осуществляет следующие функции:
- организация и обеспечение сопровождения функционирования информационных систем
- организация тестирования информационных систем, разработанных для внедрения в промышленную эксплуатацию организация и обеспечение процесса компьютеризации органов и учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения города Москвы.
В 2007 году в УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы была завершена автоматизация бизнес - процессов первой линии и исходящего обзвона Контакт-центра. В УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы продолжается работа над проектом внедрения Финансовой системы на базе платформы Oracle e-Business Suit, направленная на повышение качества управленческой информации, оптимизацию процесса обработки информации, совершенствование системы бюджетирования и отчетности.
Система позволит повысить эффективность управления УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы за счет оперативного централизованного контроля деятельности на основе полных и достоверных данных. В 2007 году система была введена в опытную эксплуатацию и находится на завершающей стадии тестирования.
В 2008 году в УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы внедрены дополнительные инициативы по процессам урегулирования убытков: оптимизированы целевые процессы урегулирования убытков, произведен сбор данных, сегментация и анализ убытков.
При расчете тарифов в УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы были использованы современные актуарные методики.
Для реализации проекта совершенствования расчетов пособий и пенсий был приобретен статистический программный пакет EMBLEM.
В УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы существует единая информационная система, охватывающая все направления деятельности.
По результатам анализа эффективности использования информационных технологий в управлении УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы, можно сделать вывод, что УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы продолжает динамично развиваться.
Перспективными стратегиями развития в области использования информационных технологий в управлении УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы являются следующие:
- расширение созданной единой корпоративной системы, внедрение системы управления взаимоотношениями с населением, расширение использования информационных технологий в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Использование ИТ-технологий позволяет более обоснованно подходить к вопросу централизованного расчета пособий.
В УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы накоплена база данных, содержащая детальные данные обо всех договорах и убытках за много лет деятельности компании.
Анализ этих данных с применением методов математической статистики позволяет не просто оценивать и прогнозировать общий уровень убыточности, но и анализировать влияющие на него факторы.
Типовые программные продукты помимо экономии собственных ресурсов позволят использовать накопленный передовой опыт.
При этом было признано целесообразным использовать не разрозненные продукты, а остановиться на единой системе взаимосвязанных решений.
Для обеспечения принятия эффективных решений в сфере социальной поддержки населения в районе создана информационная система социальной защиты населения, сформирован и поддерживается в актуальном состоянии единый банк данных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и социальную помощь.
В базе данных УСЗН внесены персональные данные 23270 человек ( 96 %), в том числе; по льготам 6159 человек, субсидиям 1659 семей, детским пособиям 3723 семей, адресной социальной помощи 3186 человек.
Своевременно проводится обмен информацией с управлением пенсионного фонда Рязанского района ЮВАО г. Москвы, направляется информация в ДСР для ТФОМС.
Специалисты УСЗН и отдела льгот и субсидий АНО КЦСОН работают в корпоративной информационной системе по принципу «одного окна»: все виды выплат назначает один специалист, документы принимает участковый специалист по социальной работе.
В качестве рекомендаций по внедрению и использованию передовых IT-технологий в УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы можно предложить единую комплексную систему учета документов и обращений граждан по пособиям.
Основу обрабатываемой информации в АИС составляют данные о контингентах пенсионеров и населения, нуждающегося в получении пособий.
Технологии, реализованные в АИС, позволяют создать на её основе информационный узел с интегрированной базой данных о народонаселении района.
Обеспечивает выполнение следующих функций: ввод информации в систему с первичных документов, ввод информации в систему в пакетом режиме, ввод и пополнение справочников, информационный обмен, хранение информации, поиск информации, выполнение расчетов, получение отчетов выполнение регламентных работ, создание резервных копий информации и ее восстановление, предоставление пользователям прав доступа к информации.
Доходы от проекта системы управления системы управления взаимоотношениями с населением ЮВАО г. Москвы на основе ИТ в УСЗН Рязанского района, составляют 2149 тыс. руб.
Экономический эффект от реализации данных мероприятий - 1649 тыс. руб.
В заключение, можно сделать вывод, что для УСЗН Рязанского района реализация предложенного проекта принесет прибыль и позволит снизить трудоемкость процесса выполнения операций по обслуживанию населения ЮВАО г. Москвы по выдаче пособий и пенсий.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция стратегического развития России до 2010 г. - Государственный Совет Российской Федерации. М. 2008.
2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в российской Федерации» от 10.12.95г. № 195-ФЗ (с измен. и доп. на 2008 г.)
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Сборник нормативно-правовых документов – М., 2008.
4. Закон города Москвы от 26 января 2005 года № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» // Сборник нормативно-правовых документов – М., 2008.
5. Доклад УСЗН Рязанского района ЮВАО г. Москвы //Сборник документов - М., 2008.
6. Отчет о деятельности Управы Рязанского района ЮВАО г. Москвы за период 2007-2008 гг. //Сборник документов - М., 2008.
7. Аналитика-Капитал: 4-я конференция аналитиков и экспертов России, стран СНГ и зарубежных фирм. Т.VII, Ч. 1. / Под ред. С.С.Терещенко - М.: Высшее образование, 2006. – 250 с.
8. Анненков В.И., Лаптев В.Б., Хархалуп С.С. Государственная служба: основы управления персоналом. - М.: Высшее образование, 2007. – 350 с.
9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Высшее образование, 2008. – 220 с.
10. Бочарова В. Социальная служба: состояние и перспективы развития // Педагогика. – 2006, №№ 3-4. – с. 15-25
11.Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект). - М.: Высшее образование, 2005. – 350 с.
12.Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России. - М.: Высшее образование, 2006. – 150 с.
13. Василенко Л.А., Рыбакова И.Н. Информационная культура в системе государственного управления. - М.: Высшее образование, 2006. – 350 с.
14.Всероссийская научно-практическая конференция аналитических работников по теме: «Информационно-аналитическая деятельность в России: состояние и перспективы» // Сборник нормативно-правовых документов – М., 2008. – 550 с.
15.Верзуб Б.М. Некоторые вопросы взаимодействия органов опеки и попечительства и нотариата по защите прав и законных интересов несовершеннолетних при совершении сделок отчуждения недвижимого имущества // Нотариус - 2005, №№ 6-7 – с. 28-30.
16. Жданов М.В. Опека и попечительство над несовершеннолетними // Место и роль органов внутренних дел в системе уголовной юстиции: Материалы итоговой научной конференции слушателей. - Омск.: Либрис, 2007 - 250 с.
17.Информационно-аналитические системы и средства поддержки организационного управления: Материалы научно-практической конференции. - М.: 2008 – 250 с.
18. Информационные технологии управления /Под ред. Г.А. Титаренко. - М.: Высшее образование, 2008. – 330 с.
19.Информационные технологии в экономике и управлении: учебник / Под ред. Г.А. Титаренко - М.: Высшее образование, 2006. – 420 с.
20.Иванова Н. П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье -М.: Высшее образование, 2008. – 320 с.
21. Информационные системы в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: 2007 – 150 с.
22. Информационно-аналитические службы и технологии. Экспертиза. / Под науч. ред. С.С.Терещенко - М.: Высшее образование, 2006. – 320 с.
23. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы - М.: Высшее образование, 2006. – 330 с.
24. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике - М.: Высшее образование, 2006. – 250 с.
25. Компьютеризация деятельности компаний /Г.А. Титоренко, В.И. Суворова, И.Ф. Возгилевич, В.И.Акимов и др.; Под ред. Г.А. Титаренко - М.: Высшее образование, 2006. – 250 с.
26. Липунцов Ю.П. Управление процессами Методы управления предприятием с использованием информационных технологий - М.: Высшее образование, 2008. – 450 с.
27. Некрасов Ю.М. Информационные технологии управления - М.: Высшее образование, 2006. – 250 с.
28. Попов В.Д. Информациология и информационная политика - М.: Высшее образование, 2008. – 250 с.
29. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России -М.: Высшее образование, 2006. – 350 с.
30. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в управлении: 2-е издание - М.: Высшее образование, 2006. – 250 с.
31. Серго А. Электронный документооборот // Российская юстиция., 2003. N 5. С. 69 - 72
32.Степанова Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности - М.: Высшее образование, 2006. – 450 с.
33. Семилетов С.И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и объект правового регулирования // Государство и право - 2005, №№ 9-10 – с. 20-25.
34. Сляднева Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Информационные ресурсы России - 2000, №№ 9-10 – с. 20-25.
35. Шуремов Л.С., Д.В.Чистов, Г.В.Лямова Информационные системы управления - М.: Высшее образование, 2007. – 250 с.
36. Якунин А.Г. Перспективы внедрения информационных систем в России// Банковское дело - 2005, № 7– с. 25-30.
3,000 руб.