Введение
Содержание
Заключение
Литература
Одарённый ребёнок - это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, стоящую на стыке различных дисциплин. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в вопросах касающихся выявления, обучения и развития одаренных детей. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, направленные на изучение и разрешение проблем «скрытой одаренности», кризисов детской одаренности, различных трудностей одаренных детей в обучении, общении и т. д.
Проблема одаренности привлекала внимание многих психологов за рубежом и в нашей стране. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле разнообразных теоретических направлений. Такое многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Несмотря на множество исследований проблемы одаренности, все психологи отмечают, что помимо положительных аспектов одаренности, существуют и негативные стороны – психологические проблемы одаренных детей, к которым относятся сложности в общении со сверстниками и взрослыми, дезадаптированность, погружение в себя, некая физическая хилость и тд.
Целью нашего исследования стало выявление особенностей личности одаренных детей и характеристика направлений работы с одаренными детьми.
Объект изучения – проблема одаренности в современной науке.
Предмет исследования – личностные особенности одаренных детей.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.на основании теоретического анализа научной литературы дать характеристику детей с высоким уровнем интеллекта, выявить понятие «Одаренность», рассмотреть современные концепции детской одаренности, определить признаки, виды, классификации, формы проявления, признаки одаренности и оценить особенности дифференциации одаренности;
2. определить особенности личности одаренного ребенка с гармоничным и с дисгармоничным типами развития, определить роль семьи и особенности взаимоотношения со сверстниками и педагогами;
3. провести экспериментальное изучение особенностей личности одаренных детей;
4. проанализировать полученные результаты и представить направления работы с одаренными детьми и их родителями.
Гипотеза исследования. Наше исследование основывалось на предположении о том, что уровень развития общительности, двигательной активности у детей с высоким уровнем развития интеллекта будет невысоким. Мы считаем, что эти дети будут несколько дезадаптированными в школе.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, проведение сравнительно – сопоставительного анализа научной литературы, обобщение, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
Методы исследования:
1. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.);
2.Диагностика уровня двигательной активности, компонентой и уровня организации движений, двигательных качеств.
3. Беседа с детьми по проблеме общительности;
4. Личностный опросник Кеттела.
База исследования: школа для одаренных детей «Интеллектуал» г. Москвы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детской одаренности 5
1.1Понятие детской одаренности 5
1.2Направления исследований 6
1.3 Признаки одаренности 7
1.4 Мотивация поведения одаренного ребенка 10
1.5 Виды одаренности 11
1.6 Классификация одаренности 12
1.7 Дифференция одаренности 15
1.8Форма проявления одаренности 17
1.9 Широта проявления одаренности в различных видах деятельности18
1.10Особенности личности одаренного ребенка. Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития Роль семьи. Взаимоотношения со сверстниками и педагогами 19
1.11Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития Неравномерность психического развития. Роль семьи. Взаимоотношения со сверстниками и педагогами. 23
Глава 2. Эмпирические исследования личностных особенностей одаренных детей. 27
2.1Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты исследования особенностей одаренных детей. 29
2.3 Интерпретация результатов 32
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 44
1,200 руб.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Личность одаренного ребенка несет в себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяются, прежде всего, его личностью.
Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов.
Сегодня, огромное значение имеет понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей.
Среди проблем одаренных детей выделяют следующие: неприязнь к школе, игровые интересы, конформность, погружение в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиям, ощущение неудовлетворенности, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость.
Учебные программы для одаренных детей дошкольного возраста должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. Но эти отличия не должны сводиться к просто большому объёму осваиваемого материала или более высокими темпами учебно-познавательного процесса. Необходимость уделять большее внимание развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.
В нашем исследовании на основании теоретического анализа научной литературы мы смогли дать характеристику детей с высоким уровнем интеллекта, выявить понятие «Одаренность», рассмотреть современные концепции детской одаренности, определить особенности детей с высоким уровнем интеллекта и охарактеризовать психологические проблемы одаренных детей и провести экспериментальное изучение особенностей личности детей с высоким уровнем интеллекта.
Таим образом, мы выполнили поставленные в исследовании задачи и достигли первоначальной цели работы.
В заключение, следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что уровень развития общительности, двигательной активности у детей с высоким уровнем развития интеллекта невысок. Мы выявили, что одаренные дети несколько дезадаптированны в школе.
1,200 руб.
1.Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Пер с англ./Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского, - М., 2005 г.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.- 144с.
3.Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.
4. Богоявленская Д.Б. Отечественная концепция одаренности. Мат-лы конф. По одаренности. Воронеж. 2002. с. По материалам сайта http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=roditel_grupp_kinder_3_dopvolor
5.Бурменской Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Пер.с англ. - Прогресс, 2004г.
6.Елисеева Е.В. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности. Тезисы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения "Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования."(23-24 апреля 2003г.)
7.Иванова И.С. ст. в сборнике научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета.Серия «Гуманитарные науки» №2 (14), 2005.
8.Лейтес Н. С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. – 2003. – №4. – С. 13 – 19.
9.Лосева А. Работа психолога с родителями одаренных детей дошкольного возраста // Прикладная психология, 1998.- №1.
10.Матюшкин А. М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 2005. –№ 4. – С. 88 – 97.
11.Матюшкин А.М., Белова Е.С., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И и др. Одаренность и творчество: концепция, итоги и перспективы исследования// Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им.Л.Г.Щукиной/ Под ред.В.В.Рубцова.- М., 2004.
12. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. с. 28-31; 39
13.Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. Пер.с англ. Прогресс.2006г.
14.Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 2004
15.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М.: Изд.центр «Академия», 2006.
16.Психомоторика детей. Вайзман Н.П. М., «Педагогика», 2006. 104с.
17.Савенков А.И. Методики диагностики одарённости младших школьников // Практика административной работы в школе - 2005 - № 6 - с.54-63
18.Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. Пер.с англ. Наука.2006г.
19.Теплов Б. М. Избранные труды: В двух томах. – М., 2005.
20.Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.
21.Холодная М. А. Психология интеллекта: парадигмы исследования. – М., 2007.
22.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2004. С. 336.
23 Формирование личности в онтогенезе: Сб. научных трудов / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. с. 58-60
1,200 руб.