Введение
В сложных условиях переходного периода, связанного с формированием в России рыночного экономического механизма, все в большей степени проявляется роль регионального фактора, так как экономические преобразования осуществляются в пределах конкретных территорий, существенно различающихся по природно-географическим, социально-демографическим, экономическим и другим условиям.
Как хозяйственная система, регион представляет собой часть территории, на которой функционирует и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями, расположенными здесь. В то же время регион может рассматриваться как подсистема социально экономического комплекса страны, и одновременно как относительно самостоятельная его часть с законченным циклом воспроизводства, имеющим свою специфику. Вместе с тем с воспроизводственной точки зрения отдельный регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими регионами и функционирует в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена.
Современная непростая ситуация в региональном развитии обусловлена сочетанием общего экономического кризиса, дезинтеграцией экономического пространства, различием стартовых условий вхождения в рынок отдельных регионов (и, в первую очередь, неодинаковыми уровнями созданного в них экономического потенциала), политической нестабильности и межэтнической напряженности в ряде регионов, геополитических и социально-экономических последствий разрушения единого государства и появления у России нового ближнего зарубежья.
Экстремальная социально-экономическая ситуация характерна почти для всей зоны Севера, старопромышленных и наиболее милитаризованных районов Центра, Урала, Юга Сибири и Дальнего Востока. К регионам социального бедствия, где большая часть населения находится ниже уровня бедности и безработица достигла опасных масштабов, относятся республики Северного Кавказа, Тува, Калмыкия, некоторые регионы Нечерноземья.
750 руб.
Введение 3
1. История формирования экономических районов России 4
2. Экономическое районирование в современных условиях
и формы территориальной организации хозяйства России 8
Заключение 12
Список литературы 14
750 руб.
Заключение
Существенное влияние на региональное развитие оказало изменение геополитической ситуации в результате ликвидации СССР и образования новых независимых государств. Если ранее из 11 регионов Российской Федерации только шесть имели выход к государственным границам и океану, то теперь не имеет такого выхода лишь Волго-Вятский экономический район. Приграничным стал и Северо-Кавказский экономический район. Сухопутная государственная граница России теперь проходит по южным границам республик Северного Кавказа и Краснодарского края.
С этими изменениями связаны новые проблемы специализации производства, структуры товарообмена, миграции населения, передислокации вооруженных сил и т.д., которые ложатся дополнительным грузом на экономику и социальную сферу новых приграничных регионов.
Адаптируясь к новым условиям, регионы вырабатывают свои модели экономического поведения, используя в первую очередь свое монопольное положение в производстве определенных видов продукции и в транспорте. Так, регионы Северного Кавказа с развитым аграрным сектором пытаются одерживать вывоз продовольствия, переводят поставки на бартерную основу, добиваются предельно высоких закупочных цен. Регионы с преобладанием к «бывающих отраслей промышленности и слаборазвитым сельским хозяйством идут по пути организации бартера как с индустриальными, так и с сельскохозяйственными регионами и даже государственными и этим пытаются смягчить негативные экономические и социальные последствия, связанные с переходом к рынку. Индустриальные регионы, обладающие значительным научно-техническим потенциалом, главный упор делают на ускоренную приватизацию, формирование рыночных структур, создания совместных предприятий и благоприятных условий для иностранных инвестиций. Не менее опасна трансформация региональных экономических и правовых механизмов, придающих дополнительные импульсы дезинтеграционным тенденциям, например, таких как переход к одноканальном налоговой системе, ограничивающей консолидации федерального и регионального бюджетов. При реформировании российской экономики на и принципах рыночного хозяйствования нельзя не учитывать огромных различий природно-географического, социально-демографического, экономического характера, так как регионов со средними условиями не существует. Именно поэтому программа реформ не может ограничиваться системой унифицированных мероприятий для России в целом. Объективные особенности Российской Федерации требуют разумного сочетания двух линий в проведении экономических реформ: регионализации и интеграции.
Требование регионализации реформы означает: учет специфики районов в реализации структурной общероссийской инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики; перенос ряда направлений реформы на региональный уровень — особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов; децентрализацию процессов управления реформой, активизацию экономической деятельности на местах; необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо отличающимися условиями, как региональных блоков в общероссийской программе; проект реформ должен включать специальные мероприятия по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся: усиление материально-технических, финансовых, информационных интегрирующих систем таких, как магистральный транспорт и связь, энергетическая и водохозяйственная системы, денежно-кредитная и бюджетная системы, система экологической безопасности.
750 руб.
Список литературы
Региональная экономика. Под редакцией Кузнецова Н.Г. и Тяглова С.Г. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
Регионоведение. Под редакцией Морозовой Т.Г. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. – 424 с.
750 руб.