Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что в современном мире тема информационных технологий в образовании является одной из самых актуальных. Конец XX начало XXI века стал периодом перехода к информационным обществам. Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов. Из-за огромного количества информации, появилось множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в образовании, так как в настоящие время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы учащихся стало труднее. Одним из самых доступных средств, в данном случае, является использование компьютера. При изучении информационных технологий и услуг сети Inte
et, у учеников повышается кругозор знаний, также они получают практические навыки работы с персональным компьютером и сетью Inte
et, что обязательно пригодится им в дальнейшей жизни. Сегодняшние ученики школ достаточно активно интересуются информационными и Inte
et технологиями, сеть Inte
et в данном случае выступает отличным средством для развития их творческих способностей. Учащиеся коррекционных классов, как правило, имеют проблемы связанные со здоровьем. Основной задачей в обучении этих детей является адаптация их в современном обществе.
Степень разработанности проблемы. Ученые, занимающиеся проблемами информатизации школьного образования, придерживаются точки зрения, что школьный курс информатики хронологически распадается на три части: пропедевтическую, общеобразовательную и профильно-ориентированную. Базовая подготовка в области информатики является отправной точкой для дальнейшего изучения этого учебного предмета. Анализу общеобразовательного значения информатики, отбору учебного материала для этой дисциплины посвящены исследования А.П.Ершова, В.Г.Житомирского, А.Г.Гейна, В.А.Каймила, А.А.Кузнецова, М.П.Лапчика, А.Г.Кушниренко, В.М.Монахова, С.А.Бешенкова, И.В.Роберт, И.Г.Семакина и др. Психолого-педагогическое обоснование использования компьютеров в учебном процессе проведено в работах Н.В.Апатовой, П.Я.Гальперина, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной, Д.Ш.Матроса, И.В.Роберт и др.
Поскольку ядро информатики образуется тремя взаимодополняемыми и относительно самостоятельными частями (по терминологии А.А.Дородницына): hardware (техническими средствами), software (программным обеспечением) и brainware (интеллектуальным обеспечением), - то курс информатики основной школы сочетает в себе введение в фундаментальные основы науки \"Информатика\" и ее пользовательскую компоненту. Для многих учащихся курс информатики на этом и заканчивается, но для значительной части средних школ (в частности, для всех специализированных по физико-математическому и естественнонаучному профилю), актуализируется вопрос о профильно-ориентированном продолжении подготовки по информатике и примыкающим к ней областям, требующим более специальных знаний. Такие направления уже складываются: программирование, вычислительная математика, информационное моделирование, компьютерная графика, компьютерные телекоммуникации, информационные системы и др. Различные аспекты содержания обучения в условиях профильной дифференциации обсуждались в работах А.А.Кузнецова, В.К.Белошапки, С.А.Бешенкова, А.Г.Гейна, А.Ю.Уварова, А.Л.Семенова, Н.Д.Угриновича, Т.Б.Захаровой, В.Ф.Шолоховича и др. Среди прсфильно-ориентированных курсов, продолжающих базовый курс информатики в старших классах полной средней школы, достойное место может занять курс \"Компьютерное математическое моделирование\" (КММ). Такой курс отличается значительной широтой, максимальным использованием межпредметных связей информатики, с одной стороны, и математики, физики, биологии, экономики и других наук, с другой стороны, причем связи эти базируются на хорошо апробированной методологии математического моделирования, которая делает предмет целостным. Метод математического моделирования является с давних времен одним из фундаментальных методов познания, а появление и развитие ЭВМ дало новый толчок его совершенствованию. Чтобы получить полноценное научное мировоззрение, развить свои творческие способности, учащиеся должны овладеть основами компью :ерного математического моделирования, уметь применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности. Особой проблемой является обучение детей в школах интернатах, где в основном учащиеся дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таким детям тем более необходимо знание информационных технологий. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Применение информационных технологий и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе средней образовательной школы».
Объект исследования – информационно-коммуникационные технологии в обучении информатики в общеобразовательных школах.
Предмет исследования – специфика применения информационно-коммуникационных технологий в Погорельской средней образовательной школе.
Цель исследования - разработка методики преподавания информатики на основе современных ИКТ в старших классах Погорельской средней образовательной школы.
Из выше написанного выделим основные задачи исследования:
1.Изучить основные подходы к применению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы в трудах отечественных и зарубежных исследователей
2. Охарактеризовать сущность, виды и основные требования к использованию информационно-коммуникационных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе школы.
3. Разработать методику преподавания информатики с использованием ИКТ для учащихся старших классов Погорельской средней образовательной школы.
4. Проанализировать динамику изучения сформированности знаний по информатике у учащихся старших классов Погорельской средней образовательной школы.
Гипотеза исследования: разработка и внедрение специальной методики преподавания курса информатики с использованием ИКТ позволит повысить уровень усвоения знаний по информатике у учащихся старших классов.
Методологической и теоретической основой исследования явились фундаментальные исследования в области образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Н.А.Менчинская, Б.С.Гершунский и др.), методологии, теории и практики информатизации образования (А.П.Ершов, А.А.Кузнецов, Я.А.Ваграменко, Э.И.Кузнецов, И.В.Роберт, С.А.Бешенков, М.П.Лапчик, А.Г.Гейн, В.Г.Житомирский, Е.К.Хеннер, А.В.Могилев, Н.И.Пак и др.), методологии, теории и практики профильного обучения информатике (А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков, В.К.Белошапка, А.Г.Гейн, Т.Б.Захарова, В.Ф.Шолохович, А.Ю.Уваров, А.Л.Семенов, Н.Д.Угринович и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную нами методику преподавания информатики можно рекомендовать учителям средних общеобразовательных школ.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1.Основные подходы к применению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………7
1.2.Сущность и основные виды информационно-коммуникационных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе школы………...9
1.3.Основные требования к использованию информационно-коммуникационных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе школы…………………………………………………………………….21
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАСАХ ПОГОРЕЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)
2.1.Диагностика сформированности знаний по информатике у учащихся старших классов Погорельской средней образовательной школы……………..32
2.2. Разработка методики преподавания информатики для учащихся старших классов Погорельской средней образовательной школы на основе современных ИКТ………………………………………………………………………………….35
2.3. Динамика изучения сформированности знаний по информатике у учащихся старших классов Погорельской средней образовательной школы……………..54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….65
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Вопрос о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Inte
et.
Методическая система обучения любому предмету представляет собой совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения. Методические системы учебных предметов, составляющих содержание общего среднего образования, формировались на протяжении многих десятилетий в основном эмпирически, проверяясь школьной практикой и претерпевая заметные изменения с периодом в 10—15 лет. Для информатики характерен динамизм изменения ее методической системы обучения. За прошедшие годы неоднократно менялось представление о том, чему и как учить на уроках информатики. Цели обучения информатике в коррекционных классах практически не претерпели изменений. Педагоги, психологи, методисты единодушно воспринимают этот курс как пропедевтический.
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики коррекционной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоения межпредметных, общеучебных умений.
Организация экспериментальной работы по изучению усвоений знаний по информатике у учащихся старших классов Погорельской средней образовательной школы. В исследовании участвовали 25 человек (учащиеся 10-го «А» класса) и 25 человек (учащиеся 10 «Б» класса). В целом исследование было направлено на потдтверждение нашей гипотезы о том, что разработка и внедрение специальной методики преподавания курса информатики с использованием ИКТ позволит повысить уровень усвоения знаний по информатике у учащихся старших классов.
Анализ первичной диагностики показал, что у учащихся 10-х классов показали средний уровень усвоения знаний, который выражается в том, что у учащихся наблюдается слабый познавательный интерес к уроку, на уроке ведут себя пассивно, слабо развита способность к рассуждению, предложенный материал урока усваивают только после многократного повторения, воспроизводят материал только с помощью подсказки учителя, в целом на уроке ведут себя пассивно, не участвуют в ходе урока, ждут, пока их спросят.
Таким образом, на основе полученных данных, мы считаем целесообразным, предложить ряд развивающих занятий по информатике, которые направлены на формирование нового уровня знаний по информатике у учащихся 10-11-х классов.
Для подтверждения нашей гипотезы специально-развивающие занятия проведем с учащимися 10 «А» класса и в конце учебного года сравним результаты с уровнем знаний по информатике учащихся 10 «Б» класса, которые занимались по стандартной программе.
Предложенная нами методика основана использовании современных ИТК и построена таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые — в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.). После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
В процессе применения разработанной нами методики обучения информатике видно, что у учащихся 10-х классов наблюдается положительная динамика в знаниях по информатике. У учащихся наблюдается активный познавательный интерес к уроку, хорошо развита способность к рассуждению, легко усваивают предложенный материал урока, легко воспроизводят усвоенный материал, в целом сохраняют активность до конца урока.
Полученные результаты дают возможность утверждать, что использование предложенной нами методики преподавания информатики на основе ИКТ позволяет повысить уровень знаний по информатике у учащихся общеобразовательных школ. На основе проведенного статистического анализа полученных результатов, мы можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что разработка и внедрение специальной методики преподавания курса информатики с использованием ИКТ позволит повысить уровень усвоения знаний по информатике у учащихся старших классов.
В заключение, хотелось бы отметить, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, задачи решены.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Принят 10 июля
1992 г. N 3266- (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) [Электронный ресурс] - База данных «Консультант плюс».
2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и
ИКТ [Электронный ресурс] - http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp (24.12.2005).
3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по
информатике и информационным технологиям (профильный уровень) [Электронный ресурс]. - http://www.mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/09-s.doc (17.01.2008)
Учебники и учебные пособия
4. Агеев В. Н., Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование : учеб. пособие / В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс. – М. : МГУП, 2003. – 235 с.
5. Астафьева, Н. Е. Информатика в схемах [Текст]: / Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, Е. А. Ракитина, О. В. Вязовова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 48 с.: ил.
6. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. — М., 2004.
7. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 2005.
8. Винокуров М.А., Р.Д. Гутгарц, В.А. Пархомов Компьютерные технологии в кадровых службах – И.: Издательство ИГЭА, 2007. – 198 с.
9. Видерхольд. Компьютер в школе. // Информатика и образование. – М., 2003.
10. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. – М., 2004.
11. Дьяконов В., Новиков Ю., Рынков В. Компьютер — СПб., 2005.
12. Дылян Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М.С Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования .- М.: Бином. 2006.
13. Живайкин А. Л. Разработка и внедрение современных ИТ технологий в школах – М., 2005.
14. Журавлева О.Б., Крук Б.И. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. Новосибирск: Изд-во Сиб. гос. ун-та телекоммуникаций и информатики, 2001.
15. Зайнутдинова Л.Х., Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во \"ЦНТЭП\", 2004. - 364 с.
16. Зимина О. В., Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О. В. Зимина. – М.: Изд-во МЭИ, 2003. – 336 с.
17. Информатика: методическое пособие для учителей. 9 класс [Текст]: / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2004. - 239 с: ил.
18. Информатика по опорным сигналам. Журнал «Информатика и образование» - 2003
19. Информатика: учебное пособие [Текст]: / Е.Г. Веретенникова, СМ. Патрушина, Н.Г. Савельева. - Ростов на Дону: МарТ, 2002. - 416 с.
20. Кершан Б. И. Основы компьютерной грамотности. – М.,2003.
21. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для школьников - М., 2007.
22. Кремер О.Б. Опыт создания компьютерных обучающих программ в школе – М., 2006.
23. Лапчик М.П., Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр \"Академия\", 2006. - 624 с.
24. Лобачев С.Л. Региональная информационно-образовательная среда – основа федеральной среды системы открытого образования - М., 2007.
25. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука – реформе школы). – М., 2007.
26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед, вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст]: / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркин, Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.
27. Осин А.В. Мультимедиа технологии в мире и России – М., 2007.
28. Открытое образование – стратегия ХХI века для России / Под ред. В.М. Филиппова и В.П. Тихомирова. – М.: Изд-во. МЭСИ, 2007. 356 с.
29. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. – М., 2006.
30. Преподавание курса «Информатика» в школе // Математическое моделирование систем и явлений: Тез. докл. Межрегиональной научно-техн. конф. - Пермь: ПГТУ, 2006.
31. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: «Школа – Пресс», 2004.
32. Румянцев Д. Г., Электронные учебники? / Д. Г. Румянцев // Университетская книга. – 2002. – № 11. – С. 26-27.
33. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. / Авторы: Агапонов С.В., Джалиашвили З.О., Кремчан Д.Л., Никифоров И.С., Ченосова Е.С., Юрков А.В. / Под ред. З.О. Джалиашвили. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 336 с.: ил.
34. Семенов, А.Л., Кузнецов, А.А., Уваров, А.Ю. Концепция информатизации образования/ А.Л. Семенов, А.А. Кузнецов, А.Ю. Уваров //Информатика-2001 № 1.-С. 23-30.
35. Сэвэдж Д. Информационные и компьютерные технологии // Информатика и образование. 2007. №4.
36. Скибицкий Э. Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. - М.,2006.
37. Скибицкий Э. Г. Особенности преподавания информатики в общеобразовательных школах - М.,2004.
38. Тыщенко О.Б., Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник / Тыщенко О.Б. // Компьют. в уч. процессе, 2005, № 10, с. 89-92
39. Угринович, Н. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов [Текст]: / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 512 с: ил.
40. Уваров А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании // Информатика и образование. 2008. №3.
41. Христочевский С.А., Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. //Информатика и образование. 2006 - № 2.
3,000 руб.