XX столетие – век кризисов во всех областях жизни. Социальные перевороты, меняющие основы общественного устройства многих людей, становятся неотъемлемым признаком жизни. Экономические кризисы, переживаемые обществом, получают разрешение в формах неприкрытого антигуманизма. Самое ужасное подтверждение тому – мировые войны, принудившие все народы зримо ощутить дух всемирной трагедии. Казалось бы, люди, наученные гибельным опытом милитаризма, исключат войну как средство разрешения социальных конфликтов. Но и сегодня локальные войны – явление массового характера – держат человечество на грани вероятности нового мирового пожара.
XX век проходит под знаком противостояния подавляющей части философских школ и течений марксизму. Во многом это определялось тем, что на долгие годы марксизм (а в последующем – марксизм-ленинизм) становится краеугольным камнем идеологии и политики общества, пытавшегося на практике реализовать коммунистические идеалы. В стремлении доказать несостоятельность философских принципов марксизма – диалектического и исторического материализма – многие философские течения отдали дань их неаргументированной критике.
Долгие годы развитие философии осуществлялось в сфере идеологического противоборства. Вместо того, чтобы решать сугубо философские проблемы, стороны отыскивали изъяны и слабые места в философских концепциях друг друга. На этом фоне усилились попытки построения философских систем, тяготеющих к избавлению от влияния идеологии, естествознания и даже морали.
Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия – плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям - материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций.
Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики.
Характерно, что, несмотря на успехи науки, философия не может устраниться от религиозной тематики: в одном случае религия выступает объектом философского анализа, в другом – составляет основу, фундамент самого философствования.
Попытки выработать «чистую философию», свободную от воздействия науки и общественной практики, в очередной раз заканчиваются крахом. Как, впрочем, и стремление со стороны науки лишить философию ее традиционной проблематики. Вот почему, давая оценку тем или иным философским течениям эпохи, нельзя не учитывать конкретных социально-политических, экономических условий, сопутствовавших культурной жизни мирового сообщества в завершающемся веке, становлению его философских представлений [1].
750 руб.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Современная философия…………………………………………… 5
2. Сущность экзистенциализма……………………………………….. 6
3. Философия экзистенциализма……………………………………… 10
Заключение………………………………………………………………… 13
Список используемой литературы……………………………………….. 15
750 руб.
Завершившийся XX век не имеет себе равных по размаху и основательности преобразований, совершаемых людьми (а иногда и по масштабам бедствий, пережитых человечеством, с потрясающей силой обнаживших трагическую хрупкость и ненадежность человеческого существования в мире) во всемирной истории.
Произошедшие перемены затронули и изменили самые разные сферы жизни человечества: нравственные отношения и семейные устои; характер противоречий между разнородными социальными силами; отношения между человечеством и планетой, служащей местом обитания, а также частью космического пространства; взаимоотношения между государствами, где, пусть не всегда последовательно, пробивает себе дорогу осознание того, что у человечества в наши дни общая судьба.
Но все же нынешнее время, еще сильнее раскручивает маховик перемен. В XXI век человечество шагнуло, оставляя в прошлом состояние «холодной войны» между великими государствами и социально-политическими системами. Но вместе с тем оно сразу же оказалось перед лицом новых грозных «вызовов». Это и противоречивые процессы тотальной глобализации, и распространение фундаменталистских настроений, и увеличение социально-экономического разрыва между странами «юга» и «севера», и наличие социально-этнической нетерпимости внутри самих обществ.
Все эти «вызовы» дополняются угрозой экологического и демографического кризисов, которые растут из десятилетия в десятилетие; бурными темпами научно-технического прогресса, выплескивающего на нас все новые знания и технологии, и далеко не однозначно воздействующие на условия нашей жизни, да и на нас самих.
Все эти значительные перемены взаимно усиливают друг друга, так что легко поддаться впечатлению, будто происходящее в мире во всей своей полноте недоступно человеческому разумению и контролю. Однако такое разумение и контроль сегодня особенно необходимы, при чем не отдельным избранным лицам, наделенным какими-то особыми знаниями и полномочиями, а каждому из нас. Для этой цели, мы должны объединиться.
Человек – существо абстрагируемое ко всему. Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми; мы учимся уважать мысли и мнение других, если даже оно не соответствует нашему собственному. Но для полнокровной общественной жизни, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом, чтобы в дальнейшем не было разногласий и конфликтов. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности. Но такая способность, как и вообще способность к разумному мышлению, у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться, и лучшая школа для этого – школа жизни, преподающая нам усвоение высших достижений философской культуры [1].
750 руб.
1. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. «Философия» / учебник для ВУЗов / М.: ЭКСМО, 2003г. – 672 стр.
2. Смирнов И.Н., Титов В.Ф «Философия» / учебник для ВУЗов / М.: 1998г. – 288 стр.
3. Фролов И.Т. «Введение в философию» / учебник для ВУЗов / М.: Республика, 2003. - 623 стр.
4. Мареев С.Н. , Мареева Е.В. «История философии» / учебное пособие / М.: Академический Проект, 2004г. - 880 стр.
750 руб.